Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иван Зелент: Рост доходов населения — фикция

12 мая, 2011

 

Уполномоченный по правам человека в Иркутской области
встретился с журналистами «Байкальских вестей»

 

Его нередко называют на европейский лад «омбудсменом», но Иван Зигмундович сразу вносит необходимые, на его взгляд, коррективы:

— К примеру, на омбудсменов  в Швеции возложены надзорные функции с чрезвычайными полномочиями. В рамках  этих полномочий омбудсмен имеет право запросить к себе материалы спорного дела, может пересмотреть его и принять по нему решение… Он может действовать как прокурор и выдвинуть обвинение в отношении провинившегося чиновника. Наконец,  омбудсмен имеет право  наложить на виновное лицо штраф до полутора тысяч долларов США… Все эти меры называются «сдерживающим фактором».  Возможности же уполномоченного по правам человека в России куда как скромнее. Не осуществляя надзора и контроля за деятельностью государственных или муниципальных органов власти, уполномоченный вправе давать юридическую и нравственную оценку фактам конкретных нарушений. А это должно стимулировать компетентные органы к принятию предусмотренных законом мер…

В советское время он занимал руководящие посты в органах КПСС и исполнительной власти. Избирался депутатом Иркутского областного Совета и занимал должность заместителя председателя этого Совета… Позднее, в 90-е годы, стал председателем Законодательного собрания Иркутской области и входил в состав Совета федерации. В конце мая 2007-го губернатор  — в то время главой региона был Александр Тишанин  — предложил депутатам Законодательного собрания из двух предложенных им кандидатур избрать уполномоченного по правам человека в Иркутской области. Депутаты отдали предпочтение Ивану Зеленту…

В последний день весны, 30 мая, будет ровно четыре года, как в Приангарье действуют уполномоченный по правам человека и его скромная команда единомышленников. Всего их, во главе с Иваном Зигмундовичем, семеро. Прямо-таки великолепная семерка…

Поскольку Иван Зелент не один десяток лет проработал во властных структурах, ему не понадобилось много времени,  чтобы войти в курс своих новых дел и обязанностей. По его мнению, чудовищное расслоение российского общества на богатых, очень богатых и бедных и очень бедных создает в стране атмосферу напряженности и нестабильности.  Соответствующим образом  формируется и та тематика жалоб и обращений, с которыми граждане приходят к иркутскому омбудсмену (будем величать Ивана Зигмундовича этим заморским словом краткости ради и из уважения к его сложной работе).

— Прежде всего, людей волнуют проблемы жилья, — говорит Иван Зелент. – Точнее говоря, или полное отсутствие жилья, или невозможность проживания в том, которое формально имеется… Обращений такого плана с каждым годом становится все больше. В 2007 году, когда мы только начинали работать, жалоб на нарушение норм жилищного законодательства и  на ЖКХ было около двухсот, а в 2010 году с подобными заявлениями к уполномоченному обратились 354 человека…

Гражданка Калинина (фамилия изменена. — Авт.) обратилась к уполномоченному по правам человека с жалобой, суть которой состоит в следующем. С лета 2008 года  в Октябрьском районе Иркутска крупная строительная фирма вела так называемую точечную застройку, возводя четыре блок-секции 9-этажных зданий. Строительство велось круглосуточно! Ни о каком покое жителей окрестных домов не было и речи. Шум, грязь, выхлопные газы тяжелой техники, пятна мазута и соляра… В результате такой массированной строительной «атаки» в квартире Калининой  (она и ее муж являются инвалидами) лопнули плиты перекрытия на потолке, пошли трещинами боковая и оконная  панели… Все попытки собственников пострадавшей квартиры договориться с застройщиком о приведении жилища в надлежащее состояние ни к чему не привели. А прокуратура Октябрьского района г. Иркутска отказала в подготовке иска в суд, сославшись на отсутствие средств для проведения экспертизы…

На втором месте по количеству жалоб и обращений стоят органы внутренних дел, в том числе ГИБДД.  В 2007 году жалоб на милицию было 35, через год этот «показатель» возрос до 112,  в 2009 году еще более увеличился — до 133, но в прошлом году снизился до 114. Преобладают обращения граждан на нарушение их конституционных прав и свобод на стадии досудебного производства.

К уполномоченному по правам человека обратился житель г. Нижнеудинска Лихарев (фамилия изменена). В ноябре 2009-го он, по его словам, был избит сотрудниками отдела вневедомственной охраны и в бессознательном состоянии доставлен в ОВД. Вызванные в отдел внутренних дел врачи отвезли гражданина Лихарева в больницу, оказали ему медицинскую помощь и документально  зафиксировали нанесенные ему телесные повреждения. Лихарев обратился в ОВД по Нижнеудинскому району с требованием привлечь к уголовной ответственности сотрудников, которые его избили. Ответа из ОВД он не получил. Зато в январе уже 2010-го по заявлениям сотрудников ОВД в отношении Лихарева было возбуждено уголовное дело: якобы это он оскорбил служивых людей!..

В ходе рассмотрения обращений гражданина Лихарева было установлено в том числе  многократное нарушение порядка и сроков проверки его заявления о возбуждении уголовного дела. Нарушались также сроки рассмотрения его ходатайств и жалоб.

Кстати: редакция намерена провести журналистское расследование по факту нанесения Лихареву телесных повреждений и волокиты с принятием правового решения по этому вопросу.

Судя по всему, руководители государства Российского вольно или  невольно обманывают своих сограждан. Все разговоры о росте доходов населения — чистой воды фикция, поскольку неудержимый рост тарифов на услуги ЖКХ, рост цен на товары первой необходимости и лекарства  значительно перекрывают то скромное повышение доходов, о котором государевы люди говорят с большим удовлетворением. Две трети российских семей, убежден Иван Зелент, едва сводят концы с концами (а иные и вовсе не в состоянии уложиться в рамки семейного бюджета). Это объясняется тем, что на оплату жилья  уходит добрая половина общего дохода, остальные деньги тратятся  на питание и медикаменты…

— Мне довелось встречаться с коллегой-омбудсменом в Германии, — рассказывает Иван Зигмундович. — Он поинтересовался, с какими жалобами люди идут к нам. Я ответил: жилье, коммуналка, зарплата. Он попросил, чтобы я ввел его, так сказать, в курс российской проблематики, а когда я это вкратце сделал, то коллега сильно удивился. Да и как не удивляться, если стипендия германского студента составляет до тысячи евро — 40 тысяч рублей! А у нас средняя зарплата по области примерно 20 тысяч рублей. Правительство Германии предпочитает сносить ненужное, лишнее жилье, потому что содержать его — себе дороже… А в России строят, строят и все никак не построят нужное количество квадратных метров… В Германии омбудсмен занимается политическими проблемами, а мы в России, защищая права наших сограждан, пытаемся решать  экономические, хозяйственные и финансовые вопросы…  Чувствуете разницу?..

Иван Зелент подчеркнул такой факт: прежде чем прийти к уполномоченному по правам человека, обычный россиянин зачастую уже обратился во множество, порой до двадцати, всевозможных учреждений. Весьма показательной в этом плане можно считать ситуацию, в которой оказался житель г. Тулуна Александр Ходзинский.  К уполномоченному по правам человека он пришел как в последнюю инстанцию…

Несколько лет назад один предприимчивый гражданин возвел (при попустительстве всех властей и контролирующих органов) в Тулуне торговый центр «Созвездие».  Здание построено из пропитанных креозотом шпал, бывших в употреблении. Креозотовые масла относятся к материалам второй степени экологической опасности. Более того, фактическое расстояние от построенного «Созвездия» до расположенного рядом деревянного здания другого магазина составляет менее шести метров, хотя СНИП требует в этом случае, чтобы здания разделяло 15-метровое пространство.

Александр Ходзинский относится к той категории наших сограждан, которых называют неравнодушными. С 2006 года он пытается обратить внимание муниципальной власти и контролирующих органов на ту опасность, прежде всего пожарную (как тут не вспомнить сгоревшее вместе с людьми  увеселительное заведение «Хромая лошадь»), которую, похоже,  представляет собой ТЦ «Созвездие» для города и, соответственно,  его  жителей. Однако руководители  муниципальной власти, судя по всему,  предпочитали «воевать» не с нарушителем СНИП, а с Александром Ходзинским, которого затаскали по судам…

Кстати: редакция намерена уделить строительству ТЦ «Созвездие» в Тулуне особое внимание, проведя журналистское расследование по этому факту…

Что характерно, нарушения конституционных прав человека начинаются уже на первой стадии: в муниципальных образованиях. Или в структурах областного уровня. Армия чиновников велика: имя им — легион! Более двенадцати тысяч столоначальников заняты в муниципальных органах власти, шесть с лишним тысяч — чиновники областного уровня да плюс шестнадцать с половиной тысяч — служащие  федеральных ведомств и органов власти… И любой, начиная от «рядового» и  до высокопоставленного столоначальника,  может беззастенчиво отмахнуться от гражданина с его проблемами, всучив ему какую-нибудь отписку…

— Задача, которая стоит передо мной, — говорит иркутский омбудсмен, — не делать за каждого конкретного чиновника его работу, а следить, как они решают проблемы наших сограждан. Да, нам приходится вникать в суть дела, и это не нравится  многим муниципальным и государственным органам… Потому что мы видим: все эти структуры и ведомства, их чиновники нередко повязаны друг с другом, нередко они работают в одной упряжке, защищая не права гражданина,  а интересы того или иного высокопоставленного коррупционера…

Количество жалоб по Иркутской области составляет примерно 5,1 обращений на 10 000 населения, а по Иркутску — в два раза выше.

Прием граждан самим омбудсменом или кем-то из его сотрудников ведется всю неделю, по расписанию. Выработался  определенный подход к гражданам. Если жалобы одних людей принимаются, как говорится, без вопросов, то некоторым заявителям советуют обратиться к адвокатам. Также в Иркутской области работает Государственное юридическое  бюро, оказывающее малоимущим и некоторым другим гражданам услуги бесплатно.

Встречаются и такие люди, которых можно назвать иждивенцами. Они сами для решения своих проблем не хотят делать ничего, считая, что всю работу за них сделают омбудсмен Иван Зелент, или начальник информационно-правового отдела Владимир Ковалев, или кто-то еще из команды уполномоченного по правам человека. Такие жалобщики не желают понимать, что семь единомышленников во главе с Иваном Зелентом не в силах просто физически провернуть гигантский объем работы, который вываливают на них люди, считающие свои права нарушенными. Тем не менее удается сделать немало…

— В 2009 году мы «закрыли» вопрос по ИАПО, — рассказывает Иван Зигмундович. — Заявителям (более тысячи акционеров предприятия) при нашей поддержке  удалось защитить свои права. С них налоговые органы намеревались незаконно взыскать огромные суммы за когда-то приобретенные акции. Акционерам  удалось доказать свою  правоту  в суде, при этом два человека умерли в ходе рассмотрения дела, а еще несколько человек угодили в больницу с инсультами… Но сейчас к этой же ситуации вновь проявляет повышенный интерес Министерство финансов России. Оттуда, сверху, идет, видимо, указание: драть деньги с людей по максимуму!..

Иван Зелент не обошел вниманием и удивительную историю, в которую угодил гражданин Аликперов. Он — собственник здания, расположенного по адресу: Иркутск, улица 3-го Июля, 29. Это здание более известно как кафе «Золотая рыбка», которое стало камнем преткновения при строительстве 130-го квартала.

— Сейчас Аликперова обвиняют во всех смертных грехах, — говорит иркутский омбудсмен. — А в чем же он виноват?! Он купил в Иркутске маленький домик на улице 3-го Июля, оформил на свою недвижимость документы. Потом расширил дом, узаконил этот факт через суд. Потом еще надстроил здание. Снова через суд все узаконил… А  в 2010 году, когда одним из приоритетов  городских и областных властей стал 130-й квартал, Аликперову объявили войну… По моему убеждению, чиновники должны были заглядывать в генеральный план застройки Иркутска,  прежде чем давать Аликперову «добро» на строительство его здания. Эту проблему можно было решить по нормальной схеме…

В субъектах Российской Федерации действуют 60 уполномоченных по правам человека, которые объединились в свою ассоциацию. Все они независимы от глав регионов. Хотя попытки «посадить на короткий поводок» Ивана Зелента были —  в бытность губернатора Игоря Есиповского. Особенно большую прыть в этом направлении проявлял заместитель губернатора Сергей  Сокол. Не получилось… Хорошие деловые отношения сложились у омбудсмена с экс-губернатором Александром Тишаниным: раз в неделю, по субботам, в 7 часов 45 минут Иван Зелент приходил к главе региона и решал с ним насущные вопросы. С губернатором Игорем Есиповским (как известно, трагически погибшим) Ивану Зеленту не посчастливилось встретиться ни разу. С нынешним главой региона Дмитрием Мезенцевым состоялись, к сожалению, всего две встречи…

Судя по тому, что количество обращений граждан  к иркутскому омбудсмену  возрастает с каждым годом, ситуация с правами человека в Приангарье, мягко говоря, не совсем удовлетворительная. Хочется надеяться, что  региональные власти поймут: вопросам соблюдения прав человека необходимо уделять постоянное внимание, а не только в период проведения предвыборных кампаний. Ведь только такой подход к проблемам и нуждам людей позволяет избежать неприятных сюрпризов по итогам голосования.

Юрий Удоденко, «Байкальские вести».
Фото Алексея Ильина, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии