Иван Грачев: Главное — интересы избирателей
Депутат Государственной думы, избранный по списку
партии «Справедливая Россия» от Иркутской области,
об итогах и перспективах своей работы в регионе
— Иван Дмитриевич, заканчивается работа пятого созыва Государственной думы. Вы провели этот период в постоянных перелетах из Москвы в Иркутск и обратно. Было и общение с избирателями, были выступления в Законодательном собрании, поездки по Прибайкалью. Что из конкретных дел вы могли бы отметить в первую очередь?
— С самого начала депутатской работы в Иркутской области я мои товарищи по партии оказывали поддержку детскому дому № 2. Помнится, первое впечатление от посещения детдома было очень позитивным — как, знаете, у хорошей хозяйки кухня пахнет пирогами, так и здесь ощущался уют, теплота, порядок. Дети объединены в группы-семьи, и, как часто бывает в любой семье, возникают разнообразные проблемы бытового характера. На первых порах старались решить их — покупали на спонсорские деньги утюги, телефоны, игрушки, канцелярские товары.
От ребят поступали заявки, связанные со спортивным инвентарем, им нужна была хорошая спортплощадка. Эту последнюю задачу удалось решить не сразу, но в результате площадка получилась приличная, нашлись и люди, которые тренируют ребятишек. На мой взгляд, самое важное, что мы слово сдержали, не разочаровали ребят. Кстати, стараемся поддерживать контакт с детьми и после выпуска, чтобы все у них складывалось хорошо.
Постоянную помощь оказываем многодетным семьям, также с помощью представителей малого и среднего бизнеса Иркутска. Таких подшефных семей примерно полсотни. Далее, помогли поликлинике ветеранов в Чуне. После перестройки в стране оказалось много имущества заброшенного, мы обратились к муниципалитету с просьбой передать реально работающей структуре почти бесхозное имущество, чтобы задействовать помещение, остатки оборудования. Решили и эту проблему.
— Вы ведете прием граждан, постоянно работает приемная депутата. Какие проблемы волнуют людей?
— К депутату зачастую идут в безвыходной ситуации. Иногда ищут справедливости в делах, где необходимо делать запрос в прокуратуру, следственный комитет. Часто обращаются с жилищными вопросами. К сожалению, все проблемы решить не удается, хотя стараемся. Что может сделать депутат, если пенсионное законодательство такое, какое есть, или если вклады в Сбербанке заморожены? Я ничего не могу с этим поделать, но не снимаю в качестве задачи. Однако ни одно обращение к депутату не остается без внимания, решение находим.
— Какие законопроекты инициированы представителями партии «Справедливая Россия в Законодательном собрании Иркутской области?
— Мои коллеги — областные депутаты от фракции «Справедливая Россия» — внесли законопроект о садоводах. Их в области, как и в целом по стране, очень много, но они не могут самостоятельно обеспечить инфраструктуру садоводств, особенно в Сибири. Нужен ремонт дорог, которые были построены к участкам, есть проблемы с электричеством. Если стране нужна, полезна деятельность садоводов и дачников, их необходимо поддерживать. Эксперты «Справедливой России» подготовили проект соответствующего закона, надеюсь, что мы проведем его в Иркутской области.
Была также идея о внесении законопроекта о социальной ипотеке, который позволил бы воспользоваться специальной ипотечной программой молодым семьям. Но мы его не смогли пока внести, поскольку процедура внесения очень сложная. В Государственной думе депутат может настаивать на внесении законопроекта независимо от заключения правительства, чтобы тема прозвучала, получила обсуждение. А в иркутском Законодательном собрании проект даже не будет внесен, если нет позитивного отзыва правительства области. Тем не менее у меня было внутреннее ощущение, что прежде всего надо провести через федеральное законодательство закон о строительно-сберегательных кассах, а потом, опираясь на систему этих касс, формировать социальную ипотеку. Законопроект о стройсберкассах еще раз попробую внести, как и обещал избирателям.
— Какие законы можно выделить из тех, что внесены на федеральный уровень по инициативе иркутян?
— Для меня это очень важный момент во взаимодействиях с Иркутской областью. Прежде всего, это две инициативы, абсолютно правильные по своей сути. Первая — закон об использовании природных ресурсов общего пользования, так называемый закон о песке и глине. По просьбе Иркутской области я выступал в Госдуме по этому вопросу, однако законопроект был отклонен. Депутаты от Иркутской области, представляющие все фракции, кроме «Справедливой России», закон не поддержали. Замечу, что позже аналогичный законопроект всплыл в Совете федерации и наверняка будет принят, это вопрос согласительной комиссии. Я твердо поддерживал область в этом вопросе, имеющем значение для строительной отрасли.
Вторая проблема касается местного самоуправления. Поправку в законопроект написали депутаты от Ангарска. Он тоже не прошел, и тоже ни одна из фракций, которая обещала ангарчанам свою поддержку, не проголосовала — ни «Единая Россия», ни коммунисты, ни ЛДПР. Но у меня ощущение, что этот закон все равно будет принят, потому что такие проблемы есть не только у иркутского местного самоуправления.
Напомню суть вопроса: новое административное деление, подчас бездумное и искусственное, привело к тому, что город, в данном случае Ангарск, разбили на части, он по официальному статусу стал не городом, а поселением. В результате сократился бюджет, нарушилось управление, зато число чиновников выросло, возникли дублирующие друг друга структуры. Люди хотят вернуть возможность опять организовать город с недотационным бюджетом, нормальным управлением. Нужен реальный механизм, который позволяет вернуться к той ситуации, которая устраивает жителей города. И то, что законопроект с первого раза отвергли, на мой взгляд, не изменит существа дела. Отлажено правильное взаимоотношение с областью, всеми депутатами от всех фракций, и уж депутаты от Иркутской области точно должны присоединиться и голосовать. В следующей думе мы заставим их так поступать в интересах области.
— А что с законопроектом о такси?
— Это более частная история, но важная с точки зрения взаимоотношений с избирателями области. Мы написали закон, который касается всей страны, но инициирован он иркутскими коллегами. Он акцентирует внимание на двух вещах. Закон, который приняла «Единая Россия», гарантирует уничтожение маленьких таксопарков и частных такси и сохранение исключительно больших сетей. Это неправильно, должна быть нормальная конкуренция сетей, мелких предприятий, средних частных предпринимателей.
«Единороссы» технично уничтожают конкуренцию. Так, закон требует, чтобы автотранспорт был обязательно в собственности, тогда как у большинства машины в аренде, лизинге. Требуют «шашечки», хотя во многих городах можно просто зафиксировать табличку. Требуют кассовые аппараты. На мой взгляд, предприниматели Иркутска четко сформулировали свой законопроект, и в данный момент в федеральном правительстве есть разные мнения. Часть ведомств нас поддержали, а в Минтрансе какой-то заместитель дал отрицательное заключение. На мой взгляд, либо наш, либо аналогичный по содержанию закон все же будет принят.
— Вы вносили и другие законопроекты, которые касаются не только жителей Прибайкалья, но и всей страны...
— Повторно мы, депутаты от «Справедливой России», внесли закон о тарифах на услуги ЖКХ. Надо, чтобы все знали, что «Единая Россия» категорически отклоняла наше предложение, что тарифы не должны расти быстрее инфляции. Написали в бюджете, что инфляция в стране составляет 6 процентов, — вот и тарифы не должны расти выше, не на 15 и не на 30 процентов в год. И тарифы в соседних районах не должны различаться в десятки раз, что отражает принцип расчетов «с потолка».
Второе: российские тарифы оказались выше американских и европейских, что доказывает наличие огромных потерь — и финансовых, при создании целых верениц посредников, и материальных, спровоцированных изношенностью сетей. Но начинать надо с фиксации тарифов, чтобы у администраций и управляющих компаний был повод к тому, чтобы поискать, где они теряют себестоимость. В противном случае им дают возможность тарифы увеличивать выше инфляции, закладывать в них какие угодно потери, и создается ситуация, что никакого резона заниматься энергоэффективностью нет. Энергетики просто будут перебрасывать воровство, расхищения, потери на население. Вот против этого наш законопроект и направлен.
В части пенсий «Единая Россия» внесла законопроект, вводящий ограничения северных зарплат коэффициентом 2, что резко снижает пенсии северянам. И это при том, что они сдавали в государственный фонд повышенные взносы с высоких зарплат. Предложение «Справедливой России» — утвердить для начала коэффициент 2,8, а потом вообще снять ограничение по зарплатам для северян при начислении пенсий.
Важный вопрос связан с просьбой женщин Зимы использовать материнский капитал на улучшение жилищных условий. Депутаты от «Справедливой России» в Государственной думе это оформили, но в результате президент решил данную проблему, что называется, на опережение. На мой взгляд, это образец правильного взаимоотношения с избирателями, показывающий, что люди хорошо знают, что им нужно. Часто лучше, чем депутаты и президент.
— Иван Дмитриевич, у вас, как у преподавателя московского вуза, сложились хорошие взаимоотношения с иркутскими студентами и вузами...
— Особо хочу отметить взаимодействие с Восточно-Сибирской государственной академией образования (бывшим педагогическим университетом), коллектив которой не дал себя похоронить, потому что из каких-то абстрактных соображений Министерство образования приняло решение соединить этот университет с другим. Понизили бы зарплаты, потом, думаю, начали бы отбирать наиболее интересные здания.
Коллектив возмутился, а ректор Александр Гаврилюк выступил в Министерстве образования против закрытия академии. Поэтому его решили сменить на более податливого. Коллектив организованно вышел на открытые митинги в защиту ректора, публичные акции оказались действенными. На меня произвели впечатление две вещи: то, что люди сохранили команду, и второе — высокий уровень студентов и преподавателей вуза. Коллектив выглядел очень достойно. Не столь успешно удалось вступиться в защиту высшего авиационного училища (ИВВАИУ), но это армия, людям приказали перебазироваться в Воронеж — они исполнили приказ.
— Какие проблемы Иркутской области вы бы выделили?
Первая — очень маленький бюджет, на удивление маленький, не соответствующий ни масштабам области, ни текущему состоянию промышленности. На мой взгляд, надо разбираться с этим, более уверенно работать с крупными олигархическими компаниями.
Второе — огромное количество ветхого жилья, раза в три больше, чем в среднем по стране. И ощущения, что область сама с этим справится, нет. Следовательно, нужно настойчивее требовать включения в федеральные программы, активнее работать через депутатов.
Третье — в целом не видно, как задействован научный, интеллектуальный потенциал региона. Один из критериев того, что человек является действительно серьезным ученым, это признанные в мире публикации. Так вот, из 50 наиболее известных российских ученых, в том числе и уехавших за границу, трое из Иркутской области. Мало регионов, которые могли бы похвастаться таким количеством корифеев. Двое из троих — специалисты в области медицины и биотехнологий, то есть они потенциально могут дать выдающиеся результаты в инноватике, произвести конкурентоспособный в мире продукт. Но пока этого нет, сырьевой вариант развития, к сожалению, как и во всей стране, лидирует. Можно разрабатывать Ковыкту, есть нефтяные месторождения, золото, лес...
— Иван Дмитриевич, связывает ли вас с Иркутской областью что-то личное?
— Я родился в Якутске, но моя родословная начинается в Иркутской области, исторически достоверный факт — 1790 год, Ильинско-Спасская церковь, священник Николай Афанасьевич Попов. Это первый известный мне предок, и он из Иркутской области. Для меня это совпадение знаковое, что позволяет ощущать себя близким этому краю и его людям. Как-то у меня была встреча со студентами, и кто-то спросил, люблю ли я снег. Мокрый, липкий не люблю, а вот хрустящий люблю, это ощущение из детства — белого снега, хрустящего под ногами.
Сибирская молодежь гораздо менее цинична, чем молодые люди в некоторых европейских городах. Это тоже мне близко, я сверхциничных людей не люблю — ни в политике, нигде, несмотря на то, что в политике много цинизма. Свое единение с Прибайкальем я постоянно чувствую.
Беседовал Сергей Петренко, специально для «Байкальских вестей».
Фото Ольги Чебыкиной, специально для «Байкальских вестей»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.