Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Своя колея

07 марта, 2017

14 февраля в Галерее сибирского искусства Иркутского областного художественного музея состоялось открытие персональной выставки Владимира Дейкуна — талантливого художника и дизайнера, который ушел из жизни в августе 2016-го.

5.jpg

Несмотря на то что выставка носит мемориальный характер, в ее оформлении друзья художника сохранили авторский стиль — ироничный, в том числе и по отношению к самому себе. В частности, для афиши новой экспозиции использован образ автора, созданный в 2015-м. Тот год был для Владимира Дейкуна юбилейным — он отметил 65-летие.

О нем до сих пор странно писать «был».  Его энергия, его жизнерадостность, фирменная ирония и самоирония, потрясающий юмор всегда были настолько жизнестойкими, позитивными, что этот человек никак не воспринимается в прошедшем времени. Его работы, которые с такой любовью и бережностью разместили на стенах музея, будто кричат о несправедливости того, что самого художника уже нет среди пестрой толпы. Хотя, конечно, незримо он присутствовал на своей экспозиции — и энергетически, и духовно, ведь в любую работу переселяется часть души художника. Иначе как бы эти произведения брали нас в плен?

Владимира Дейкуна называли нонконформистом. Достаточно пройтись по выставке, и все понятно без лишних пояснений — обо всем говорят его полотна.

Понятие нонконформизма в широком смысле слова включает в себя неприятие общепринятого порядка, норм, традиций или законов. Все так и есть. В творчестве Владимира Васильевича ярко выражен индивидуальный стиль, его персональный почерк, язык, манера «выражаться», которая, возможно, кому-то не нравилась, с чем-то шла вразрез, но мастера это не смущало. И он не боялся остаться непонятым, остаться один. Он искал, вырабатывал и нашел свой стиль, «свою колею». Стиль с особым миром своих образов, выразительностью, подчеркнутой эмоцией, символом, аллегорией, жанровой зарисовкой. «Когда хочешь добиться результата, — иди собственной дорогой», — с убежденностью говорил Владимир Дейкун.

1.jpg

В экспозиции представлены арт-объекты, живопись, плакаты, планшеты с фирменным стилем и логотипами. Самая ранняя работа — автопортрет, написанный художником после окончания Иркутского училища искусств во второй половине 70-х годов. В обширной коллекции плакатов можно выделить несколько тематических блоков: Новый год, день Святого Валентина, 23 февраля, 8 Марта, 1 Мая. При этом плакаты выполнены все с той же характерной для Владимира Дейкуна доброй иронией.

Друзья и близкие, вспоминая на открытии выставки его, говорили, что Владимир Васильевич был большим и настоящим художником, человеком с удивительным чувством юмора. Его работы, в особенности плакаты, планшеты с фирменным стилем и логотипами прочитываются с первого взгляда. Они отличаются лаконизмом и емкостью изобразительной символики, цветовым ритмом, сдержанностью, очень хорошим вкусом. Такова, например, разработка стиля, полиграфии для Фонда А.Вампилова, книжная графика многих произведений, выходивших в Восточно-Сибирском книжном издательстве. А результатом его плодотворного сотрудничество с ТЮЗом имени А.Вампилова стала разработка серии плакатов для гастролей театра в Москве, создание эмблемы к юбилейным датам театра.

2.jpg

Кроме того, Владимир Васильевич является автором проекта пространственного решения музейной экспозиции «На антресолях» в культурном центре А.Вампилова. Он оформил почти все издания, выпущенные Фондом А.Вампилова, включая книгу «Александр Вампилов. Драматургическое наследие» (2002 год) и серию отдельно изданных вампиловских пьес (2003 год).

Вообще, если говорить о творческой жизни и наследии Владимира Дейкуна, то они очень весомы. Создано большое количество фирменных стилей, знаков и эмблем к различным мероприятиям, выставкам, юбилейным датам города, области, различных учреждений и изданий. Он был неистощим на выдумки, фантазии, изобретательность, новые оригинальные идеи.

— Я родился художником и в этой профессии я свободен, никому не принадлежу, ни перед кем не отчитываюсь. У меня даже творческих кризисов не бывает, — говорил Владимир Дейкун, — я воспитал себя так, что любую проблему могу решить.

3.jpg

Кроме плакатов, книжной графики, на выставке можно увидеть живопись, инсталляции. Обращает на себя внимание чудесная и смешная работа с иронической интонацией, выполненная на тему относительности жизни. Внутри старых, ломаных, покарябанных, мятых-перемятых, раздрызганных в пух и прах строительных носилок изображен озорной Эйнштейн с высунутым языком в старенькой штопаной кацавеечке, одними глазами говорящий нам: «VSЁ OTNOSITELЬNO…». И чуть ниже приписка: «От теории — к практике». Как тут не улыбнешься иронично жестокой правде.

Спасибо вам, Владимир Васильевич, за обращение нас к самим себе, за напоминание об относительности всего сущего, за иронию и добрый юмор, за то, что вы прошли по этой жизни и оставили в ней яркий след.

4.jpg

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото из архива Иркутского областного
художественного музея имени В.П.Сукачева.

На фото: Владимир Дейкун. Автопортрет

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии