Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Исполнить и... забыть?

29 сентября, 2011

 

 

 

В канун очередной сессии Законодательного собрания депутаты заслушали отчет правительства Иркутской области об исполнении бюджета области на 2010 год. Мероприятие прошло в формате общественных слушаний.

В принципе стороннему наблюдателю сложно понять: какая польза может быть от этого отчета спустя девять месяцев после завершения года? Разве что в очередной раз обсудить с чиновниками — которых возглавили министр экономического развития, труда, науки и высшей школы Сергей Аникеев и министр финансов Алексей Зезуля — тонкости финансово-экономической политики правительства и сориентироваться, чего ожидать при подготовке бюджета на 2012 год. Вместо отсутствующего председателя бюджетного комитета Сергея Курилова, который обычно выступает в роли организатора таких встреч, роль ведущего взяла на себя депутат Наталья Деньгина, в зале разместились председатель комитета по собственности и экономической политике Нина Чекотова, заместитель председателя Законодательного собрания Геннадий Истомин, председатель комитета по социально-культурному законодательству Татьяна Семейкина и депутат Борис Басманов.

С докладами об исполнении бюджета и о положении дел в экономике области выступили оба министра, причем в отличие от Сергея Аникеева, который был краток, Алексей Зезуля говорил долго, с увлечением и иллюстрировал свое выступление многочисленными диаграммами и слайдами. Основные параметры бюджета, рассказал министр финансов, в течение года значительно изменились. Закон Иркутской области от 18 декабря 2009 года предусматривал, что доходы бюджета составят 53 млрд 838 млн рублей (из которых безвозмездные поступления — 12 млрд 781 млн); расходы — 56 млрд 225 млн рублей; дефицит — 2 млрд 386 млн. В течение года поправки в бюджет вносились восемь раз, так что в итоге доходы составили 75 млрд 35 млн (в том числе безвозмездные поступления — 24 млрд 51 млн); расходы — 73 млрд 445 млн; профицит — 1 млрд 590 млн. Если вычесть из итогового объема безвозмездных поступлений прогнозные, то нетрудно подсчитать, что безвозмездные поступления выросли на внеплановые 12 млрд; а собственные доходы области — на 10 млрд.

Большая часть налоговых и неналоговых доходов области была сформирована за счет налога на прибыль предприятий (который составил 17 млрд 476 млн рублей, или 101 процент от плана) и налога на доходы физических лиц (16 млрд 141 млн, или 101,9 процента плана) — в сумме два этих налога дали 65,3 процента всей доходной части бюджета. Далее по убывающей следовали налоги на товары, работы и услуги (более 5 млрд); налог на совокупный доход; налог на имущество (более 7,6 млрд рублей); налоги и сборы за пользование природными ресурсами; платежи при пользовании природными ресурсами и так далее. Примечательно, что максимальный прирост показателей был достигнут по статье «доходы от продажи материальных и нематериальных активов» — при проведении открытых торгов по приватизации некоторых объектов были заключены договоры на суммы, значительно превышавшие начальную цену, и в итоге план был перевыполнен на 20,7 процента.

Расходная часть бюджета была исполнена не в полном объеме. Часть средств при этом перешла на 2011 год, а часть — как, например, 19,8 млн рублей на оказание государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами — поступила так поздно, что использовать их было нельзя: федеральные финансисты перечислили эти средства 31декабря 2010 года. Расходы на функционирование высшего должностного лица (то есть заработная плата губернатора Иркутской области с начислениями) составили 3,221 млн рублей — почему-то отмечено, что это 87,1 процента от предварительного бюджетного плана. Трудно поверить, что губернатору недоплатили, но так сказано в проекте закона об исполнении бюджета. Объем расходов на содержание Законодательного собрания также выполнен не в полном соответствии с планом — он составил 89,1 процента, или 157,75 млн рублей. Правительство области обошлось бюджету в 300,3 млн рублей, Контрольно-счетная палата — 38,2 млн, проведение выборов и референдумов — 65,8 млн рублей.

Областному бюджету пришлось заплатить более 125,8 млн рублей в качестве исполнения судебных решений — интересно, нельзя ли было сэкономить часть средств, наняв областному правительству более везучих адвокатов? Не менее интересно было бы уточнить, что стало с теми чиновниками, которые приняли те самые оспоренные решения. Существенную сумму, 28,3 млн рублей, область потратила на оказание поддержки Воронежской области – это было сделано в рамках договора о сотрудничестве между двумя регионами и вскоре после того, как Воронежская область пережила крупные лесные пожары. Обязательства областного бюджета по поддержке сельского хозяйства были выполнены почти в полном объеме: всего сельхозпроизводители получили 1,183 млрд рублей (99,3 процента), в том числе 721 млн — из областного бюджета (98,9 процента).

Министр финансов уделил существенное внимание финансированию дефицита областного бюджета и погашению кредитов коммерческих банков — в течение года было погашено государственных облигаций на 3,1 млрд рублей, погашено кредитов на 500 млн рублей, кредитов из федерального бюджета — на 123 млн рублей (при плане 131 млн). Несмотря на то что область получила три бюджетных кредита (890 млн на строительство и реконструкцию автодорог, 1 млрд рублей на частичное покрытие дефицита бюджета и 109 млн на поддержку монопрофильных муниципалитетов), государственный долг области по итогам года составил 7 млрд 397 млн рублей.

Выслушав доклад министра финансов, Наталья Деньгина попросила уточнить, почему столь сильно различаются предварительные прогнозы поступления средств в бюджет и его реальное исполнение. Алексей Зезуля кратко ответил, что в бюджетном процессе в наше время слишком много непредсказуемых факторов — прибыль предприятий, например, облагается налогом, но когда по итогам года выясняется, что вместо прибыли у предприятия образовались убытки, часть средств приходится возвращать. Так, в 2010 году пришлось возвратить более  2,5 млрд рублей. Несмотря на старания Натальи Деньгиной, которая всячески пыталась пробудить в коллегах интерес к разговору, ни вопросов к министрам, ни выступлений не оказалось. Все мероприятие заняло 34 минуты.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии