Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иркутский ренессанс

01 сентября, 2020

Каждый раз, когда доводилось проезжать сквер имени Кирова, меня как будто обдавало холодом от огромного монолитного недостроя прямо в центре Иркутска. «Да когда же его наконец достроят и вдохнут жизнь в этот впечатляющий конструкт?» – раздраженно думала я и за все свои годы жизни в Иркутске так к нему и не привыкла. «Это» невозможно было не замечать, как невозможно было бы не замечать фигуру человека в виде сформированного скелета и мышечной ткани, но еще без кровеносной системы, внутренних органов, кожного и волосяного покровов. Каждый раз это исходящий немой укор: либо доделайте, либо добейте.

Печально известный «Дом на ногах» (нереализованный проект блока здания Иркутского горисполкома) архитектора Владимира Павлова – одна из его многочисленных авторских построек в Иркутской области. Проектирование дома началось в 1978 году.

1а.jpg

Владимир Азариевич Павлов родился в 1938 году в Москве (тут даже в цифрах – время строительного бума – при желании можно увидеть предсказание его основного места деятельности), вырос и выучился в Ленинграде, а затем, после получения диплома, приехал в Иркутск. Здесь в реализации нестандартных идей ему в первое время помогал и оказывал поддержку главный архитектор Иркутской области Б.М. Кербель, единомышленником и соратником был главный архитектор города В.Ф. Бух, а председатель горисполкома Н.Ф. Салацкий не мешал, а доверился мастеру.

Полет архитекторской мысли Павлова был жестко ограничен требованиями типовой застройки, сейсмической защиты для зоны восьмибалльных землетрясений. И, по выражению самого Павлова, «рамками существующего хозяйственного механизма», что при всей серьезности только добавляло азарта в создании и отстаивании авторских решений в новаторском стиле. Речь о необрутализме – одном из течений послевоенного модернизма, которое зародилось в 1950-е годы в США. Его особенностью выступали четкие прямоугольные формы, демонстрация естественной грубой фактуры материалов и отказ от декоративных приемов.

Несмотря на внешнее радушие, иркутяне ко всем смелым проектам новатора относились прохладно. Павлов решил встретиться с творческой интеллигенцией города в Доме писателей, где рассказал о дальнейших задумках. Свои возражения архитектору высказал Валентин Распутин, который критически отнесся к монументальным объектам, разрушающим, по его мнению, сложившуюся архитектуру города.

2а.jpg

Вспоминает писатель, почетный гражданин города Иркутска Валерий Хайрюзов, принимавший участие в той эмоциональной встрече:

– Еще по приезде в город Павлов был потрясен набережной Ангары, бывшей резиденцией генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева-Амурского, построенной по проекту Джакомо Кваренги. А также областным театром и стоящим рядом краеведческим музеем, на фронтоне которого увековечены фамилии людей, чьим талантом и подвигами прирастала Российская империя. И тут же рядом топтались скособоченные дома, которым было уже далеко за сотню лет.

Разговор в Доме писателей был жестким, но доброжелательным. С Павловым пришли председатель облисполкома А.М. Ковальчук, главный архитектор города В.Ф. Бух, известный хозяйственник и меценат Ю.И. Ковалев. Как всякий талантливый творческий человек, Владимир Азариевич был очень уязвим и ожидал от встречи с писателями, тоже творческими людьми, именно понимания. Это были 80-е годы, уже много всего построено им было в городе, но общественного признания все еще не ощущалось.

Убедить писателей не получилось. Валентин Григорьевич считал, что Иркутск должен максимально сохраняться в дереве. Павлов, в свою очередь, указывал на практическую нецелесообразность деревянных жилых кварталов, особенно в центре города, ввиду их пожароопасности, отсутствия удобств, во многих случаях – и антисанитарии. Так и не встретив поддержки у творческих коллег, Павлов вскоре принял решение покинуть город. Я думаю, это была встреча, которая во многом и определила его отъезд. Сейчас, спустя время, я считаю, что наша вина в его отъезде, конечно, есть. Не поняли и не поддержали.

3а.jpg

Распутин тогда писал повесть о современной деревне «Пожар». А вскоре пожар полыхал уже по всей России, и те деревянные дома, которые отстаивал Валентин Григорьевич, начали гореть по всему Иркутску. Поджигали, чтобы переехать в благоустроенные квартиры или чтобы освободить место под чей-то офис.

Деревянный жилой фонд, в котором ютились люди, стал не нужен, слишком трудоемко и дорого содержать его городу. Да и надо ли? Для памяти горожан и интересов туристов создан замечательный 130-й квартал, а людям в современном городе действительно удобней и безопасней жить в благоустроенных квартирах. Тем более что постройки Павлова показали свое высокое качество, ну а вопросы вкусов… как говорится, о них не спорят, это было его видение городской среды.

Коллеги архитектора делают акцент на особенном обаянии Павлова. Вот одно из мнений:  

– С заказчиками срабатывала следующая тактика. Павлов избегал обсуждать с ними архитектурные вопросы, переключая их внимание на функциональные, планировочные, экономические и другие технические преимущества своих предложений, вел себя при этом покладисто, где можно, уступал, шел на поддавки на заранее заготовленные позиции. Красноречие и убедительность, которыми он владел мастерски, как правило, завораживали заказчика, и он оказывался в сетях обольстителя.

…Так, в здании жилого комплекса по заказу Управления ВСЖД впервые в Иркутске была предложена подземная парковка, и это в то время, когда даже в Москве такие решения были в диковинку. Этот дом представлен в Архитектурном музее Чикаго, а в 1987 году объект признан лучшей постройкой года на Всесоюзном смотре-конкурсе.

4а.jpg

Решения, предложенные Павловым для жилых домов Иргиредмета, обкома и горкома КПСС, Академии наук, выводили их в разряд «элитного» жилья по своим функциональным и эксплуатационным характеристикам. Дом культуры профсоюзов с каскадом фонтанов, мемориальный комплекс «Танк “Иркутский комсомолец”», «Дом-корабль», странный в своих формах и новаторский в инженерных конструкторских решениях, нестандартные здания детских садов и другое наследие стали неотъемлемой частью городского облика, и сейчас уже трудно предположить, что областной центр мог быть застроен иначе. Направление получило название «Иркутская школа», а Павлов стал одним из основателей специальности «Архитектура» в Иркутском политехническом институте.

При всех неоднозначных отзывах горожан Павлов профессионально и уважительно относился к ансамблю городской среды. Он улавливал в Иркутске нотки Ленинграда, использовал это видение в своих творческих прорывах, придерживаясь выбранного стиля. В архитектуре Иркутска 70-х годов не было застоя, а была обращенность в будущее, значительность размеров, строгость и четкость, смелость и сила. Это не могло не отразиться на характере города и горожан. И сегодня на иркутских улицах соседствуют агрессивно-массивные здания «необрутализма», мягкое тепло «распутинского» деревянного зодчества, златоглавые церкви и глянцевый сайдинг бездушного евродизайна типовых застроек и модных торговых центров.

– Вопрос соседства деревянного зодчества и советских новаторских построек архитектора Павлова – не вопрос выбора, – говорит председатель совета фонда «Наследие иркутских меценатов», руководитель проекта «Окна Иркутска – Двери Венеции» Марина Кондрашова. – Иркутск – город с богатой и непростой историей, в его архитектуре представлены разные эпохи и стили. Была эпоха деревянных построек, обусловленная не только традицией русского дома, но и доступностью материала, с многообразием смысловых элементов в резьбе, ее украшавшей. Была эпоха приглашенных мастеров каменного дела после сильнейшего пожара, уничтожившего большую часть деревянного города. И была эпоха Владимира Павлова с его прогрессивными идеями, реализованными в Иркутске в авторские уникальные проекты. И в этом разнообразии наше наследие, к которому нам, безусловно, нужно с уважением относиться. Я рада, что мои дети на улицах родного города могут наблюдать совершенно разную, зачастую контрастную архитектуру. Ведь через среду обитания формируется вкус к жизни!

5а.jpg

…Что мы сами понимаем о стиле, когда в поле зрения только собственная квартира или земельный участок? Хаотично установленные блоки кондиционеров, разношерстно застекленные лоджии, выкрашенные в индивидуальный цвет оконные рамы и прочее окультуривание личного пространства по своему усмотрению при отсутствии строгих норм и контроля со стороны городских надзорных организаций способны испортить любой фасад, любого архитектора.

Павлов мыслил масштабно, видел комплексно, расчеты выполнял качественно и материалы закладывал на совесть, не давая при этом повода заказчикам высказывать недовольство увеличением смет.

– В эксплуатации помещения дома очень удобно спланированы. Кроме того, есть возможность парковать личный автомобиль прямо под квартирами, дом частично поднят «на ноги». Такие приемы использовались для обеспечения прямых проходов людей или для использования территории под проезд и парковку автомобилей, – отмечает заместитель министра культуры и архивов Иркутской области в 2018–2019 годах Ольга Аксаментова, которая проживает в доме Главвостоксибстроя, построенном в 1982 году по проекту В. Павлова. – Дом очень прочный, во время недавнего землетрясения я не заметила никаких его признаков, находясь в это время в квартире. В целом к наследию академика Павлова в городе отношение сейчас хорошее, однако областное министерство культуры не занимается охраной первоначального вида зданий архитектора, потому что они не включены в Реестр объектов культурного наследия. Собственники прикладывают руку к внешнему виду, что, несомненно, не позволяет нам в полной мере увидеть первозданную авторскую задумку архитектора.

…Как могло бы выглядеть здание «Дома на ногах» в его достроенном виде? Существуют мнения, что снос недостроя был ошибкой. У здания иркутской мэрии, будь оно достроено, был бы настоящий контакт с городом и главной площадью благодаря пилонам-­пропилеям, пропускающим поток людей с главной набережной на главную площадь, и благодаря легкому изгибу здания, повторяющему «неправильность» конфигурации сквера Кирова. Многие иркутские архитекторы выступали резко против демонтажа, они считали, что тем самым уничтожается произведение выдающегося мастера, признанного в России и за рубежом. Однако есть и противоположная точка зрения, в которой жители выказывают радость в избавлении города от «несуразной постройки». Но, так или иначе, мы имеем дело с фактами, с реализованными решениями, с историей.

Здание в 2008 году разрушали круглосуточно четыре месяца. С площадки было вывезено более шести тысяч тонн металла, бетона и кирпича. Сейчас на этом месте расположена автостоянка и, частично, пустырь. А в 2010 году не стало и создателя «Дома на ногах». Газета Союза архитекторов России так написала об его уходе:

«Имя Павлова напрямую связано с «Иркутским ренессансом» в архитектуре 1970–1980-х годов. Сегодня с дистанции в 45 лет подтверждается редкая для той эпохи исключительность иркутской архитектуры, ключевое место в которой принадлежит архитектору. Его новаторство состояло не в поисках специфической архитектурной формы, а в стремлении настоящего зодчего рационально распорядиться отпущенными для строительства средствами и материалами. В обычной задаче он видел сверхзадачу, задумываясь о развитии, будущих жизненных процессах, и находил нетривиальные ответы. В проектах застройки, жилых и общественных зданий это нашло отражение в следовании существу и духу места с учетом сурового климата, сейсмики региона, официальных требований сборности, модульности и скудости материальной базы строительства. Все, кто работал с В.А. Павловым, отмечали его взрывной характер, парадоксальное мышление, непредсказуемость и оригинальность его решений, уменье увлечь идеей, спровоцировать творческий процесс. И у всех осталось чувство благодарности к своему мэтру за его безграничную требовательность и гордость за принадлежность к «иркутской школе архитектуры».

Эпоха архитектора Павлова в моем родном Иркутске и в области, несомненно, была. Около восьмидесяти авторских зданий построены по его проектам и испытаны временем. На Международном триеннале мировой архитектуры 1988 года В.А. Павлов был включен в число 50 выдающихся архитекторов планеты.

Творчество архитектора В.А. Павлова может стать полноценной экскурсионной программой по Иркутску, которая была бы интересна и специалистам, и туристам. Было бы уместным и появление улицы Архитектора Павлова. Может быть, надо установить мемориальную доску на одном из его объектов, который город решит взять под охрану. Эти элементы, если их объединить, могут стать достойным ответом города в память о мастере.

Автор выражает благодарность за идею этого материала Евгении Анайко (г. Иркутск). В тексте использованы материалы из книги «Владимир Павлов» (издательство Tatlin), «Иркипедия», фотографии из открытых источников, из газеты Союза архитекторов России

Анна Малинина (Вокина), специально
для «Байкальских вестей»

На фото: Архитектор Владимир Павлов;

«Дом на ногах». Середина 2000-х годов;

Дом ВСЖД на бульваре Гагарина;

Дом Главвостоксибстроя на перекрестке
улиц 5-й Армии и Российской;

«Дом-корабль» в микрорайоне Солнечном

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии