Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иркутск охватила новая эпидемия

15 октября, 2010

К такому выводу пришли участники фотовыставки

 Какое там из искусств считалось самым массовым? Кино? Если оно и самое-самое, то лишь по численности той аудитории, которая это искусство потребляет (если, конечно, сериалы можно назвать искусством).

  Равнение на лидера

 А вот искусство фотографии, похоже, становится действительно массовым. Если даже не брать во внимание тех самоуверенных дилетантов, которые с «мыльницами», а то и мобильниками в руках щелкают направо и налево, -- если даже не брать во внимание их, то все равно фотография вышла в лидеры среди других творческих профессий.akad

 Это показала открывшаяся в среду вторая выставка Байкальской академии фотографии. Открылась она в галерее современного искусства «Дом художника» тоже не случайно: во-первых, директор галереи Надежда Куклина сама дружит с фотокамерой и коллегами-фотографами, а также является членом правления фотографического общества, а во-вторых, фотография, как говорят сами художники, родная сестра живописи (и/или графики), и потому она -- здесь.

 

Что такое фотография?

 

…Интересный народ, эти фотографы. На вернисаже им -- несть числа. Парни и девушки, совсем юные и постарше, взрослые, вступившие в возраст зрелости, убеленные сединами ветераны объектива… Участники, их наставники, друзья участников, друзья наставников, потенциальные участники, интересующиеся… Сначала они бродили по трем залам, рассматривая свои и чужие фотографии, а потом… Потом началось открытие.

 Мэтры от фотографии стали говорить речи, а вся слушательская аудитория заполыхала десятками вспышек. Щелканье затворов было весьма заметным аккомпанементом к речам. Люди с камерами тянули руки, направляли объективы, приседали на корточки, стояли на полу на коленях, стелились по линолеуму -- снимали во всех мыслимых и немыслимых ракурсах, в шутку и всерьез, работая, шутя, резвясь, фанатея… Вот что такое -- фотография.

 И как тут не согласиться с одним из выступавших (это был Анатолий Бызов), что фотография в Иркутске приобрела масштаб некоей цепной реакции-инфекции, которой люди заражаются друг от друга? Инфекции, достигшей размаха эпидемии?

 

Секреты жанра

 

Анатолий Бызов -- один из тех мэтров, которые не просто преподают в академии азы профессии, -- но, по общему признанию, буквально завораживают своих слушателей -- в данном случае секретами портретного жанра.akad2

 -- Я думаю, -- развивает свою мысль Бызов, -- наша с вами инфекция должна способствовать развитию и процветанию фотографии. Люди с фотоаппаратами в руках -- это особые люди, они никогда не отдыхают. Оглянитесь вокруг, и вы убедитесь в этом. Я рад за вас -- чем бы вы ни занимались, фотография даст вам очень много полезного. Мы стараемся вас не только научить -- а как раз заразить своей любовью к этому искусству, передать свой внутренний, технический, сокровенный опыт… И пусть инфекция эта распространяется и дальше!

 

Другой из числа наставников -- Валерий Орсоев.

 

-- Свозит своих воспитанников на пленэр, позанимается, а они потом выставят свои результаты на какой-нибудь конкурс -- и возьмут призы, -- представляет его директор Байкальской академии фотографии Наталья Щелокова. Ему -- слово!

 

-- Вошел и увидел массу знакомых лиц с горящими глазами -- и это самое главное. По сравнению с прошлым годом нынешняя выставка представляет более законченные по сюжету, по композиции работы, у них лучше печать. Этот рост больше всего и радует. У всех у нас должен быть определенный фанатизм в хорошем смысле слова. И не важно, что ты снимаешь. Все фотографы в мире снимают примерно одно и то же -- важно найти свое видение и передать его зрителю. Желаю вам достичь этого!

 

 

Не только директор...

 

Но вернемся к Наталье Щелоковой. Без нее не было бы никакой академии. Коллеги отмечали ее особый организаторский талант: академия -- это ее идея и воплощение идеи. Вместе с каждым из мэтров она разрабатывала курсы, обдумывала и выстраивала стратегию… Особенно тепло о ней говорит Сергей Дидоренко, который и сам является ведущим преподавателем академии и которого, по всему видно, ученики тоже боготворят за особый преподавательский подход и за мастерство…

 

Из мэтров здесь были также, кроме уже названных, Рудольф Берестенев, Виталий Белоколодов, Виктор Белевич, Сергей Белов, Эдгар Брюханенко…

 

-- Мы не просто учимся нажимать на разные кнопочки, не только постигаем законы композиции, но в первую очередь -- учимся видеть то, что недоступно обычному зрению. Мы научились любить человека, любить мир вокруг себя. А Наташа Щелокова у нас -- не только директор, но -- аура академии… -- говорит одна из слушательниц академии и участниц выставки.

 

 

Чудеса второй реальности

 

А теперь обратимся к работам, представленным на выставке. Ученикам и учителям академии выделены разные залы. Наш интерес по понятным причинам сосредоточен главным образом в зале учеников.

 

…Смотришь -- и открываешь для себя новые возможности фотографии и новые имена. Может быть, какие-то из этих работ носят учебный характер, выполнены в качестве домашнего задания -- но какое это имеет значение? Если натюрморты «Полупрозрачные предметы» (автор -- А.Бандурка), «Красный жемчуг» (Н.Ташлыкова), показывающие привычные бытовые детали, открывают нам их невероятно высокую эстетическую сторону? И в результате стакан сока или лимонный ломтик, сухая веточка, пластик сыра или зерна граната становятся теплыми и важными (согреты вниманием автора!), красивыми и неповторимыми реалиями живой жизни, артефактами -- будто смотришь на них из дали каких-то других времен. В работах «Вкусное время» (Е.Борисенкова) и «Где же Золушка?» ((М.Захарюк), безусловно изящно исполненных, радует чувство юмора авторов, а в натюрморте «Плаха» удивляет многозначительность взгляда на привычное, ведь «плаха» -- это всего лишь разделочная доска, на которой лежат порезанный хлеб, разрезанная на дольки луковица…

 

Интересны и пейзажи -- скольжение чайки «За ускользающим солнцем» (А.Топоркова); графика «Черно-белого утра» (Ю.Боровикова); оригинальное мышление -- в работе «Сверхновая и человеки», где два крошечных землянина видятся будто из космоса, с высоты «сверхновой» звезды… А фотоизображение моста через Ангару с ночными фонарями -- это уж точно «Вторая реальность» (Н.Мурашкина) -- так мастерски найден ракурс, позволивший соединить реальность с ее отражением; так изысканно лаконичен и многозначен по настроению результат.

 

Есть очень удачные опыты психологического портрета -- «День Победы» (А.Зарубина), «Ася» (И.Осадчая), «У Вечного огня» (Т.Черных), есть невероятно милые детские портреты -- и есть то, что можно считать потенциалом. Суммарным потенциалом всей академии в целом -- и индивидуальным ресурсом большинства авторов, представленных в экспозиции.

 

 

У истоков эпидемии

 

И вся выставка -- это гармония опыта и свежести взгляда на мир, мастерства и наивности первооткрывателей. Все это рождается от прикосновения к искусству фотографии, и если вы, случайно или намеренно, попадете в эти дни в залы галереи -- опасайтесь: эта эпидемия -- штука прилипчивая, заразитесь -- и не заметите…

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

 

Фото автора

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии