Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иркутск промышленный: вчера, сегодня, завтра

05 июля, 2016

Вся промышленная биография Иркутска носит несколько навязанный характер, искусственный и временный… Мы все равно возвращаемся на круги своя, в Иркутск допромышленный, в Иркутск просвещенный и артистический, исследовательский, креативный», — утверждает лидер клуба молодых ученых «Альянс», соавтор проекта «Прогулки по старому Иркутску» Алексей Петров (см. «Байкальские вести», № 25 от 6—13 июня 2016 года). Автор предлагаемой статьи придерживается иной точки зрения.

*****

10.jpg

Административный центр Иркутской области, одного из крупнейших регионов Сибирского федерального округа, — город с развитой и торговой инфраструктурой, образованием, наукой, претендующий на роль культурной столицы, по крайней мере, Восточной Сибири. В советское время Иркутск был крупным индустриальным центром. В настоящее время, несмотря на большие потери в годы рыночных реформ, столица Прибайкалья все же сохранила значительную часть промышленного потенциала.

Хотя в досоветские годы Иркутск развивался преимущественно как административный, торговый и транспортный город, его экономика еще в царской России имела солидный промышленный сектор. В металлообработке доминировали крупные заводы по ремонту подвижного состава Транссибирской магистрали, были также небольшие механические мастерские и кузницы. Машиностроение представляли обозные мастерские (по сути дела, телегостроительный завод) с численностью занятых около ста человек.

В городе имелись также две электростанции, два деревообрабатывающих завода. Они перерабатывали лес, который сплавлялся по Ангаре и Иркуту. Пиво варили три завода, были еще и мелкие пивоварни. Кирпичом город обеспечивался заводом в Лисихе, стоящим буквально на месторождении глины. Промышленный комплекс Иркутска дополняли крупная типография, водочный (крупнейший за Уралом), кожевенный, мукомольный заводы и золотоплавильная мастерская (аффинажный завод — будущий Иргиредмет).

В довоенную часть советского периода (время первых пятилеток) Иркутская область не была в числе форпостов индустриального развития страны, каким она стала в послевоенные годы. Но тем не менее получила значительное развитие. В царской России Иркутск был крупнейшим городом страны за Уралом. В его экономике доминировали развитая торговля и немалая по тем временам промышленность. В Советском Союзе торговый потенциал города резко сократился, да и столицей Сибири стал Новосибирск. Он и ряд других промышленных городов отодвинули Иркутск в конец шеренги. Видным культурным центром страны он продолжал оставаться, но на одной культуре без экономики далеко уехать было невозможно. Она, конечно, важное украшение города, но на ней одной без экономики проблемы занятости и доходов населения, развития социальной сферы (строительство жилья, благоустройство) не решить. Город старел и ветшал, и его в это время «поддержали на плаву» новые промышленные предприятия.

В Иркутске на месте обозных мастерских вырос завод тяжелого машиностроения (ИЗТМ имени В.В. Куйбышева), выпускающий горное оборудование. Его драги получили широкое распространение в золотодобывающей промышленности страны. В районе города, известном теперь как Иркутск II, построили небольшой тогда авиационный завод. Увеличилась мощность главной иркутской ТЭЦ, построили две небольшие электростанции в составе машиностроительных заводов. Основу легкой промышленности составили построенные в 1930-е годы швейная, обувная, меховая и сапоговаляльная фабрики. Пищевую отрасль возглавил крупный мясокомбинат, хлебозаводы пришли на смену мелким хлебопекарням, появились чаеразвесочная (единственная за Уралом), макаронная, кондитерская фабрики.

20.jpg

Промышленный подъем, начавшийся в области в послевоенные годы и продолжавшийся до начала экономических реформ в девяностых годах, полностью захватил Иркутск. Но, в отличие от других индустриальных городов области, специализирующихся на добыче полезных ископаемых и производстве продукции первого передела, в Иркутске получила развитие промышленность конечных переделов: машиностроение, легкая, пищевая, строительных материалов, полиграфическая, мебельная.

К началу экономических реформ 1992 года Иркутск превратился в один из крупнейших индустриальных центров Сибири и Дальнего Востока. В его промышленности выделялось развитое машиностроение, в котором работали высокотехнологичные предприятия авиастроения, радиоэлектроники, приборостроения, их дополняло производство горного и металлургического оборудования, станков, автомобильных деталей. Численность занятых на крупнейших предприятиях отрасли в предреформенные годы составляла: авиазавод — 17—20 тысяч, радиозавод – 8—9 тысяч, завод тяжелого машиностроения — 5—6 тысяч, «Радиан» и «Релейный» — по 4,5 тысячи работников.

Около 10 тысяч занятых работали в металлообрабатывающей промышленности — на ремонтных предприятиях железнодорожного, авиационного, речного, автомобильного транспорта, электроэнергетики, бытовой техники, на производстве металлоконструкций и металлоизделий.

Легкую промышленность послевоенного времени представляли швейное (3000 работников) и обувное (1600) объединения, трикотажная (600) и меховая фабрики, кожевенный завод и другие. В пищевой промышленности выделялись предприятия зонального значения: масложиркомбинат (около 1000 человек), мясокомбинат (1100), мельничный комбинат, чаеразвесочная фабрика, пивоваренный и водочный заводы. Их дополняли кондитерские и макаронная фабрики, хлебозаводы, молочный завод. Производство строительных материалов представляли домостроительный комбинат, заводы железобетонных изделий и кирпичные. В городе работали слюдяная и мебельная фабрики, две крупные типографии.

Электрической и тепловой энергией город обеспечивали Иркутская ГЭС, Ново-Иркутская ТЭЦ (с 70-х годов), ТЭЦ-2, а также ряд котельных и электробойлерных. Строительство Ново-Иркутской ТЭЦ и перевод на мазут ТЭЦ-2 с закрытием многих работающих на угле котельных решили острейшую и больнейшую проблему города — оздоровление его воздушного бассейна. Отлично помню, какой жуткий воздух был в городе, когда он отапливался котельными и ТЭЦ с низкими трубами и слабой очисткой.

Немалый вклад в развитие города в советские времена — благоустройство, социальная сфера, обеспечение занятости — внесли наука, образование и проектное дело. Но первенство здесь за развитой и мощной иркутской промышленностью. Так же как и первенство ученых и проектировщиков в научном и культурном его развитии. Впрочем, и роль промышленности в этом также немалая. Солидную долю жителей с высшим образованием составили заводские инженеры и служащие. А какие крупные конструкторские отделы были в составе ведущих промышленных предприятий!

30.jpg

И еще. До начала строительства Иркутской ГЭС Иркутск был заурядным городом, союзная пресса не баловала его своим вниманием. А началась эта великая стройка, и информация о ней стала регулярно появляться на первых полосах «Правды» и «Известий». Об Иркутске заговорила вся страна!

 В годы возрожденного российского капитализма промышленность столицы Прибайкалья понесла огромные потери. Численность занятых в ней сократилась почти в 2,5 раза. Они особенно велики в машиностроении и легкой промышленности, где она уменьшилась соответственно в четыре раза и более чем в десять раз.

В девяностые годы прошлого века вместе с экономическим спадом в стране резко сократилась потребность в продукции машиностроения. Был ликвидирован оборонный заказ. Большинство предприятий отрасли не могли конкурировать своей продукцией на платежеспособном зарубежном рынке и ориентировались только на отечественный, резко сократившийся и неплатежеспособный. В результате многие машиностроительные заводы Иркутска значительно сократили производство или вообще прекратили существование.

Из крупных заводов отрасли с минимальными потерями вписался в рынок только авиационный. Его высококлассный коллектив делал военные самолеты «Су» на уровне мировых стандартов, и еще в советские годы им был освоен рынок Индии, Китая, Малайзии. Их заказы спасли завод. Попутно он начал производить пожарный самолет «Бе-200», также востребованный на рынке. Сейчас он считается лучшим авиазаводом страны, продолжает совершенствовать истребители «Су», «Миг-130», начинает производство пассажирского самолета «МС-21», который придет на смену «Ту-154». На нем работают около 14 тысяч человек. 

Михаил Тараканов, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела региональных экономических и социальных проблем Иркутского научного центра СО РАН

Окончание следует.

На фото: Флагманы крупной промышленности
современного Иркутска — авиазавод,
масложиркомбинат, Ново-Иркутская ТЭЦ

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии