Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иркутск, 1781–1790: первый полпред, появилась дума, сюрпризы природы

26 апреля, 2021

Граждане, жалующиеся на неприятные сюрпризы природы из-за испорченного современниками климата, не совсем правы. Если почитать иркутские летописи, стихия во все времена не давала людям расслабляться. И это – на фоне активной политической жизни.

Генерал-губернатор – дед декабриста

После восстания Емельяна Пугачева перед Екатериной II встала неприятная правда: на губернаторов нельзя положиться. И она провела административную реформу. Провинции как промежуточное звено между уездом и губернией ликвидировали, а губернии разукрупнили. Губернаторов нагрузили работой (до этого большинство управленческих функций лежало на воеводах, управлявших провинциями). Но при этом ограничили: над ними поставили генерал-губернаторов, или наместников.

Соответственно, вместо прежней Иркутской губернии появилось Иркутское наместничество с разделением на Иркутскую, Нерчинскую, Охотскую, Якутскую области. При этом сидевший в Иркутске генерал-губернатор отвечал и за Колыванское наместничество с центром в Бердском остроге, переименованном в Колывань (в это наместничество входил и Красноярск). Таким образом, получилось нечто вроде нынешнего федерального округа, и наместника можно считать полномочным представителем императрицы. Только благодаря тому, что Екатерина II внимательно подходила к выбору своих «полпредов», она избежала многих проблем при реформировании. Ведь их действия фактически не были ограничены законом, и сатрап на таком месте мог натворить дел.

Первым иркутским наместником стал в 1783 году Иван Якоби. Сын того самого выдававшего справку астроному Румовскому шведа, коменданта Селенгинской крепости Варфоломея Якоби, сторонника силового решения Амурского вопроса, отставки которого требовали китайские власти (по другим данным, выходец из Польши). В свое время Варфоломей Валентинович исполнял обязанности иркутского вице-губернатора, когда умер Лоренц Ланг.

Но Иван Варфоломеевич оказался на высоком посту вовсе не по родственному блату. К моменту назначения он был не раз награжденным участником Русско-турецкой войны 1768–1774 годов, губернаторствовал в Астрахани и Оренбурге. При этом после воспитания в шляхетском кадетском корпусе он 15 лет служил в расквартированном в Селенгинске Якутском пехотном полку, которым тогда командовал его отец, и знал территорию.

При Якоби в Иркутске и Колывани построили здания для присутственных мест, основали приказы общественного призрения, богадельни, больницы, рабочие дома, открыли народные училища, облегчили участь каторжников. Возобновились снова прерывавшиеся торговые сношения с Китаем. При этом, надо добавить, жил Якоби в Иркутске на широкую ногу, устраивал шикарные балы, привезя с собой в Иркутск аж 40 музыкантов. Накопил себе огромные богатства. И на него шли доносы в столицу. Когда «сигналов с мест» накопилось много, Якоби – это было в 1789-м – сняли, и начали следствие. Среди обвинений было даже желание втянуть Россию в войну с Китаем. Правда, в итоге Якоби оправдали – после личного знакомства императрицы с делом.

А вот внук Варфоломея Якоби – Иван Анненков – был декабристом, осужденным на двадцать лет каторги. Его биография – еще одна типичная для тех времен история неожиданных перемен в жизни человека. После срока в Чите, куда приехала и его невеста, Иван Александрович поступил на службу в Иркутске в земский суд, был переведен в Тобольск и получил чин коллежского асессора, закончив карьеру председателем нижегородской земской управы.

1и.jpg

Судьба первого «мэра»

Судьба первого избранного при Екатерине II городского головы Иркутска, который возглавил первую городскую думу, Михаила Васильевича Сибирякова, закончилась трагически. При этом указанную должность он занимал, выражаясь современными терминами, аж четыре срока.

Да, руководители Иркутска были, конечно, и ранее, начиная с приказчиков острога. Не все они назначались сверху, но городской голова был первым, кого избрали при широком участии населения города. Ранее доступ к выбору первых лиц имелся у очень ограниченного круга богатых жителей, а теперь к процедуре допустили всех владельцев домов в городе. Однако женщины еще не голосовали, хотя почти весь XVIII век делами в империи вершили именно женщины.

С этой точки зрения первым, в современном понимании, мэром Иркутска следует считать именно городского голову. Принято говорить, что новый этап в развитии самоуправления в России начался с даты появления екатерининской Жалованной грамоты городам в 1785 году. Но самым первым иркутским головой выбирали намного раньше еще одного представителя этой знаменитой купеческой семьи – Михаила Афанасьевича Сибирякова, то есть дядю Михаила Васильевича. Должность эта появилась в 1766-м, когда Екатерина II решила внести с участием подданных «поправки в конституцию», то есть в свод законов 1649 года.

И вот после выборов головы, который должен был руководить в городе сбором наказов, определялись, собственно, с наказами, а также с депутатом, который эти наказы в столицу повезет и обоснует (мы писали, что одним из иркутских предложений была просьба пользоваться все-таки колотыми, а не пилеными досками, но были и глобальные наказы). Напомним, депутатом от Иркутска тогда стал Алексей Афанасьевич Сибиряков. Да, брат головы, но, опять же, не по блату – просто он тоже был очень грамотным человеком и закономерно принял заметное участие в работе столичной Уложенной комиссии (в свое время он, как тоже упоминалось, скрылся от следователя Крылова в глухой деревне).

Потом императрица повелела сделать должность головы города постоянной и учредила возглавляемые головами городские думы. Вообще, вся система была довольно сложной. Так, наряду с думой в городе имелся существовавший с гораздо более ранних времен городской магистрат со схожими функциями.

И вот в 1787 году Михаил Васильевич был избран первым руководившим думой головой. Человеком он был крутого, самостоятельного нрава. Так, в 1789-м в Иркутске случился большой пожар. И генерал-губернатор Якоби увидел, что от магистратских участвуют в организации тушения только двое купцов. Столкнувшись с городским головой Сибиряковым, Якоби осведомился у того, почему так. И получил ответ в выражениях, никак не соответствующих его высокой должности…

Кстати, после этого тем не менее были сделаны адекватные оргвыводы. Если ранее противопожарными заботами занимался магистрат, то теперь – шестигласная городская дума (депутатов тогда называли гласными). И она, в частности, расписала по фамилиям по составленному также по распоряжению Екатерины городовому обывательскому списку, кто какой конкретно инструмент для тушения приносит и куда является. Вообще, у думы было много полномочий, связанных с насущными делами Иркутска. Например, она защитила интересы города, когда из-за равнодушного землемера он лишился хороших мест для выпаса скота.

Кстати, в некоторых источниках можно прочитать, что в первой думе Иркутска было десять человек и все они были купцами. На самом деле были избраны, строго говоря, общая дума из двадцати человек и шестигласная из шести, которой и руководил голова. Цифра «10» появилась потому, что в то же время были избраны четверо человек в городовой магистрат. И в число 20, и в число шести депутатов входили не только купцы, но и представители нескольких сословий, например цеховые и мещане.

…Михаил Сибиряков в начале XIX века был в числе руководителей купеческой партии, активно отстаивавшей свои права. Как считали власти, «Сибиряков имеет немалое влияние на общество, многие считают его в виде некоего их… защитника, почему он во всех общественных делах имея перевес, колеблет слабые умы и употребляет то в свою пользу». В 1809-м Михаил Васильевич был лишен купеческого звания и сослан в Нерчинск в «работные люди», где скончался в 1814-м.

2и.jpg

Удачные губернаторы и мудрый епископ

Величественное здание на бульваре Гагарина – «Белый дом» – построил Михаил Сибиряков. Точнее, оно было завершено уже после его смерти в Нерчинске – первый вариант особняка был сильно поврежден при пожаре. В 1837 году здание выкупила у потомков Михаила Васильевича казна, и оно стало резиденцией генерал-губернаторов Восточной Сибири.

Но мы забыли об иркутских губернаторах. Чех Франц Кличка, женившись в Иркутске на вдове штаб-лекаря Ульяне Федоровне, за несколько месяцев до приезда генерал-губернатора Якоби в 1783-м отбыл из города. Как рассказывает летопись, «чиновники и граждане, им облагодетельствованные, во множестве провожали его до Жилкинского селения, а другие – до Тайтурки и даже до Тулунской станции за 363 версты от Иркутска и прощались с ним со слезами». На смену прибыл в Иркутск Иван Ламб, тоже военный, сын шотландского дворянина, «известный своим трудолюбием». Он оказался достойным преемником Клички – человеком добрым и справедливым, но пробыл в Иркутске около двух лет, не сойдясь с Якоби, и после просьбы о переводе отбыл «в Россию» (ему также устроили проводы). А вот следующий губернатор – Михаил Арсеньев – окончил свои дни в Иркутске в 1791-м. Был он добрым и гостеприимным, хотя не без греха, например, «на­живал деньги карточною игрою».

Кстати, и первое здание для думы Иркутска в 1786 году купили у потомков еще одного купца – Михаила Глазунова. Оно было первым каменным жилым домом в Иркутске, заложенным в 1745 году. Михаил Глазунов, выходец из Великого Устюга, и сам трижды возглавлял городовой магистрат, а в доме его – лучшем в Иркутске – бывал весь цвет градского общества. Дом – и, соответственно, потом иркутская дума – располагался рядом с каменной Чудотворской церковью, которая также строилась на средства Глазунова (кстати, в Иркутске за XVIII век появилось 12 каменных храмов). Сейчас на месте снесенной большевиками церкви располагается жилой дом (Дом водников) на Чудотворской, 1. Уже в XIX веке дума переехала в свои нынешние координаты: теперешнее здание на Ленина, 14, имеет крайне сложную историю перестроев, пристроев и надстроев. То есть с XVIII века иркутская дума только однажды меняла фактический адрес.

Но в целом именно губернское правление в нынешнем десятилетии выдалось спокойным. Стабильным, бесконфликтным был и соответствующий период в истории Иркутской и Нерчинской епархии. Михаил Миткевич, четвертый ее глава (с 1772 по 1779 год), умел находить консенсус с гражданской администрацией. Он открыл в Иркутске духовную семинарию.

При этом стихия оттеняла управленческое спокойствие разными событиями. Так, в 1782-м, в 1786-м, в 1787-м два дня подряд и в 1788-м произошли землетрясения. В 1785-м было большое наводнение в январе, а летом после продолжавшихся неделю дождей наводнением унесло мельницу Глазуниху на Ушаковке (в 1788-м на Ангаре смыло еще и машину для дробления камней). Еще более сильное наводнение стряслось в январе 1786-го, когда затопило всю набережную в пределе Троицкого прихода (его церковь находится у нынешнего Глазковского моста). По улицам неслись потоки, которые проникали во дворы и затапливали помещения. Вода по Дегтевской (ныне Российской) улице дошла до углового дома…

Добавляли проблем пожары – например, крупные случились в 1784-м, истребив восемь домов, в 1786-м, уничтожив пять, в 1789-м, когда также сгорело немало зданий. Дважды в одни сутки 12 июня иней замораживал овощи, была крупная засуха, по случаю которой обходили с иконой Кудинские, Хомутовские, Пaзняковские и Оекские поля. В 1787-м вокруг солнца дважды появлялись четыре радужных круга, а уже после снега в сентябре «сделалась оттепель, возвратилось совершенно лето до 10 ноября». В 1790-м в апреле буря затмила солнце, сорвало с многих домов крыши, на Богоявленской церкви с северной стороны – железную кровлю, сломало стекла в окнах, а в июне вспучившаяся от дождей Ангара оборвала берег около крепостной башни, отняв пешеходную дорогу. Закончился тот неспокойный год северным сиянием в декабре…

3и1.jpg

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

На фото: Иван Якоби. В честь кого названа одноименная улица

в Иркутске, доподлинно неизвестно, но, скорее всего, это был
не генерал-губернатор из царского времени, а физик из Пруссии
Борис Якоби, придумавший электрический двигатель (во время н
аименования в Иркутске строили ГЭС, положившую конец
частым паводкам в Иркутске при разливах Ангары);

Чудотворская церковь;

Место второй прописки городской думы Иркутска
в разные этапы своей истории

Продолжение следует.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии