Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Инклюзивно — значит, совместно

18 ноября, 2013

 

Школы открывают двери для «особых» детей

 

Инклюзивное образование в Приангарье стремительно развивается. Причин тому немало, но основная — законодательная. Если старый закон об образовании такую форму обучения просто допускал, то новая редакция делает «инклюзив» обязательным. О том, как букве закона следуют у нас в регионе, журналистам рассказала замминистра образования Елена Осипова в ходе поездки в город Шелехов.


И
нклюзивным называют совместное обучение в массовых школах детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких отклонений. Многое говорит в пользу этой прогрессивной идеи. Ребенок с инвалидностью получает навыки социализации и самостоятельной жизни, а круг его общения перестает ограничиваться родственниками, врачами и приходящими педагогами. В таких школах дети вместе учатся превращать свои недостатки в достоинства. Все эти доводы сторонников интегрированного образования, получив законодательную базу, должны приниматься как единственно верные. Впрочем, нельзя сказать, что у «инклюзива» есть ярые противники. Скорее, люди относятся к нему настороженно, как и ко всему, что серьезно меняет привычный (и в целом неплохой) уклад.

Справедливости ради, отметим, что федеральный закон не предусматривает закрытия коррекционных школ, обязательное инклюзивное образование он вводит как альтернативу, а не замену. Ведь многие дети просто не могут обучаться в обычной школе без специальных условий. Выбор остается за родителями. И в пользу обычных школ, как говорит заместитель министра образования Иркутской области Елена Осипова, склоняются многие из них.

По официальным данным, в Иркутской области в режиме инклюзивного образования сейчас работают 224 школы, к началу следующего года их количество планируется увеличить до трехсот. Это чуть меньше половины образовательных учреждений Прибайкалья. На обустройство и закупку оборудования область выделила в этом году 10 млн рублей.

Сейчас уже почти 4,5 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ) посещают обыкновенные школы. Елена Осипова отметила, что в регионе включение детей-инвалидов в общий образовательный процесс в принципе проходит равномерно. Отстающие или опережающие районы замминистра выделить затруднилась. Тем не менее Шелехов, на примере которого Елена Осипова рассказала журналистам об обучении детей-инвалидов, трудно не похвалить. Наряду с Усть-Кутом, Зимой и еще несколькими муниципалитетами Прибайкалья Шелехов участвует в эксперименте по реализации национальной инициативы «Наша новая школа».

Шелеховская средняя общеобразовательная школа № 1 является одной из экспериментальных площадок уже третий год. Здесь учится 928 детей, у 26 из них — различные патологии. Кроме учеников трех специализированных классов минимум по одному особенному ребенку есть в каждой параллели. Среда общая, но образовательные программы различаются, подчеркивают педагоги. Дети с ОВЗ обучаются по индивидуальным планам. Нагрузка у них на порядок меньше, некоторые из ребят не изучают физику или английский язык. Вместо этого они встречаются с психологом или идут на занятия по ритмике. На одну из таких «тренировок» как раз попали замминистра и представители прессы. В актовом зале ученики младших классов выполняют под музыку незамысловатые упражнения: приседания, потягивания, ходьба. Значение таких уроков тем не менее велико.

— Вы видите занятия детей, которые по своим диагнозам считаются необучаемыми. У нас есть инвалид по слуху, инвалид по зрению, есть и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды по соматике. Но во время ритмики их не отличить от абсолютно здоровых детишек, — рассказывает Марина Воробьева, директор школы.

Кроме очевидных плюсов инклюзивного образования, таких как игры со сверстниками и участие в школьных мероприятиях, есть и другие, связанные непосредственно с учебным процессом. В некоторых аспектах домашнее обучение за традиционным угнаться не может. Например, для школы недавно приобрели электронные микроскопы и интерактивную доску. Такие технические новшества, конечно, ребятишек увлекают независимо от наличия какого-либо диагноза.

Для специальных нужд используют и довольно простое оборудование. Пятнадцать ноутбуков для учеников и один для педагога в школу приобрели в рамках одной из областных целевых программ. С помощью этих же компьютеров учитель может связаться через Интернет с ребенком, которому не удалось посетить урок из-за проблем со здоровьем. Всего для дистанционного обучения в Шелехове оборудованы три школы, но учителя каждой из них работают с воспитанниками даже из других населенных пунктов. Специалисты из школы № 1, например, преподают по Skype английский, географию и программу начальных классов.

Обучают здесь, что немаловажно, и педагогов. Шелеховчане делятся опытом с коллегами из других городов.

— Учителя должны четко понимать, с какой категорией детей им предстоит работать. Есть особенности общения, нужно проявлять больше чуткости и  стремиться к достижению главной цели — успешной социализации детей, у которых нарушено здоровье, — рассказывает Елена Осипова.

Учиться терпимости пришлось не только педагогам. Как вспоминает директор школы, некоторые родители здоровых детей к инклюзивному образованию сначала отнеслись с опасением. Вдруг ребята с ограниченными возможностями будут тормозить процесс обучения своих одноклассников? Большую роль в разрешении этой проблемы сыграла твердая позиция главы образовательного учреждения. Теперь на преодоление незначительных трудностей ради благой цели ориентированы и родители, и педагогический коллектив, и сами школьники. К тому же опыт шелеховчан показывает, что от интегрированного формата пользы все-таки больше, чем вреда.

— Родителям сразу сообщаем: такова особенность нашей школы, и именно ей мы сильны, — объясняет директор Марина Воробьева. — Инклюзивное образование убирает барьеры в общении, воспитывает в детях такие качества, как способность сопереживать, толерантность. Наши ученики заботятся друг о друге, мы видим это в своей школе каждый день. И мамы с папами видят и тоже помогают как могут.

Дошкольное инклюзивное образование в Прибайкалье развито меньше. Всего в таком формате обучается менее ста детей с ОВЗ. Шелеховский детский сад № 2 можно назвать узкоспециализированным. 70 процентов посещающих его малышей страдают речевым недоразвитием разной степени. Заместитель заведующей Светлана Владимирова рассказывает:

— В нашем детском саду сложилась особая система. У нас в штате  есть логопед, используем и проверенные годами методы вроде групповых занятий по развитию речи, и новые нетрадиционные формы работы с детьми. И конечно, детский коллектив имеет огромное значение. Ребята с отклонениями подражают речи здоровых детей и сами начинают правильно произносить отдельные звуки, слова.

К упомянутым нетрадиционным методикам относится, например, кинезитерапия. Проще говоря — лечение через движение. В садике проводят занятия по логоритмике и специальную утреннюю гимнастику. Такое усердие необходимо: воспитанники этого учреждения не просто шепелявят или не выговаривают букву «р». Специалисты перечисляют серьезные диагнозы. Например, моторная алалия. В тяжелых случаях это заболевание выражается у детей полным отсутствием речи. Но пребывание в таком детском саду если и не заменяет лечение, то успешно его дополняет. Теперь ребята бойко поддерживают разговор с воспитателем, хором поют песни. Легче им и общаться друг с другом.

Как рассказывает замминистра, детям-инвалидам доступны все виды образования, даже дополнительное (хоть и не в инклюзивной форме). В клубе «Содружество», открывшемся несколько лет назад при городском центре развития творчества детей и юношества, детей с самыми разными диагнозами обучают квиллингу — искусству создания композиций из скрученных в спирали длинных и узких полосок бумаги.

— Это очень полезная техника, — делится преподаватель центра Евгения Черкашина. — За четыре года существования клуба каждый ребенок успел заслужить дипломы и грамоты на разных конкурсах. Но главное, конечно, не это. Творчество всегда преображает людей. Какими ребята пришли и какие они сейчас — это огромная разница. И мелкая моторика развивается, и память. Некоторые тут в процессе общения начали разговаривать.

Такая техника не требует значительных материальных затрат, что является еще одним ее преимуществом для родителей. Но вот простым бумагокручение не назовешь. Для создания каждой поделки необходимо проявить терпение и аккуратность. А дети создают удивительной красоты вещи: корзины с бумажными цветами, елочные игрушки, модели самолетов, даже хрупкие игрушечные сервизы. Необходимую для этого усидчивость смог бы проявить даже не всякий здоровый и взрослый человек.

— В Шелехове немало детишек с ДЦП, и ходить на кружки или в секции у них практически нет возможностей, — рассказывает Оксана Решетнева, мама семилетнего Никиты. — С первой же сделанной работой мы завоевали призовое место на областном конкурсе. Для сына это предмет гордости.

Кроме квиллинга – вырезание из бумаги и лепка из пластилина, а также физические упражнения, разные игры. В маленьких группах (по семь человек) все очень дружны, вместе пьют чай, отмечают дни рождения. Первые выпускники клуба не оставили любимое хобби. После обращения в администрацию Шелехова молодым  людям даже выделили помещение в городской библиотеке под квиллинговую мастерскую.

— Пример таких детей вдохновляет, — говорит Елена Осипова. — Только в этом году у нас в области два золотых медалиста-инвалида, они дистанционно закончили школу и теперь так же обучаются в ведущих вузах страны. Правильно было бы говорить, что они не с «ограниченными» образовательными способностями, а с «особыми», ведь все свои недуги эти дети компенсируют колоссальной волей к победе.

Слова о воле к победе кажутся более чем уместными. Ведь на пути к успешной социализации детей-инвалидов стоит множество проблем: от установки пандусов до повышения квалификации педагогов, от ремонта школ до создания адаптивных образовательных программ. Основополагающим в их решении, вероятно, станет человеческий фактор. Так, директор шелеховской школы № 1 говорит о готовности принять на обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, уже готовится смета по установке пандусов и других специальных приспособлений. Педагоги-энтузиасты планируют летние лагеря отдыха для подростков с инвалидностью, а родители ходят вместе со своими детьми на занятия. Что касается финансовой составляющей вопроса, областное правительство намерено выделить для обеспечения доступного образования детям с ограниченными возможностями 6 млн рублей в следующем году и 8 млн в 2015-м.

Елена Пьянова, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести». 

На фото: На занятиях в шелеховской школе № 1

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии