Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

В областном бюджете появились дыры

13 апреля, 2015

Как рассказала 9 апреля на заседании комитета по бюджету Законодательного собрания министр финансов Наталия Бояринова, в первом полугодии 2015 года доходы областного бюджета вряд ли вырастут. Занимать средства в коммерческих банках под 17—24 процента невозможно, поэтому минфин будет искать резервы в перераспределении расходных статей.

Рост оказался блефом

По традиции в апреле правительство области вносит первые коррективы в главный финансовый документ региона, ориентируясь на налоговые поступления первого квартала. Во все предыдущие годы пусть и в небольшом объеме, но корректировали все основные статьи бюджета — в первую очередь доходы и расходы. В 2015 году положение дел к апрелю оказалось таким, что министерство финансов от имени правительства предложило только увеличить на 438 млн рублей дотации городским округам и муниципальным районам. Как пояснила Наталия Бояринова, правительство решило сделать именно так потому, что принять решение о распределении средств по сотням поселений довольно сложно, а районное руководство на своей территории уже решит, кому помогать, а кто может прожить и на имеющиеся средства.

— В области 430 поселений первого уровня, сельских поселений, — напомнила Наталия Бояринова, — из них 190 имеют численность менее тысячи человек, 78 поселений — менее 500 человек, шесть поселений — менее 100 человек и одно (с органами местного самоуправления и прочими атрибутами), в котором проживают всего 39 человек. Понятно, что создать единую методику оказания помощи для всех мы не можем.

Депутаты — члены комитета по бюджету проявили к заседанию большой интерес и явились (редкий случай) в полном составе. Еще до начала заседания депутаты успели обменяться мнениями и гипотезами о поступлении налоговых и неналоговых доходов. Поскольку в области очень много предприятий, поставляющих продукцию на экспорт, доходы таких предприятий в рублевом выражении должны вырасти. Есть, конечно, и негативная сторона, выражающаяся в падении цен на нефть и некоторые металлы, но в целом доходы бюджета могут и вырасти. Тревогу вызывает стремление предприятий, в том числе и очень крупных, сократить расходы и даже уволить часть персонала — такая политика сразу отразится на налоге на доходы физических лиц и потребует бюджетных расходов на переобучение безработных.

Правы оказались скептики. Вопрос об итогах первого квартала задал депутат Александр Битаров, а отвечать пришлось практически всем представителям правительства, принимавшим участие в заседании комитета. Наталия Бояринова начала с того, что нужно говорить не столько о первом квартале, сколько о периоде с 1 января по 20 апреля, потому что в этот период произошло три взаимосвязанных события. 27 марта правительство торжественно сообщило: «По итогам двух месяцев прирост доходов регионального бюджета составил 1 млрд 117 млн рублей. Об этом на встрече с губернатором Иркутской области Сергеем Ерощенко сообщил руководитель управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Константин Зайцев. По данным службы, положительная динамика отмечена по налогу на прибыль организаций (рост по итогам двух месяцев с начала года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 1 млрд 72 млн рублей за счет платежей крупнейшего налогоплательщика, осуществляющего добычу нефти)…».

— Но в марте два крупнейших налогоплательщика подали в налоговую инспекцию декларации о возврате излишне уплаченных налогов, — рассказала министр финансов. — По одному плательщику принято положительное решение, и 30 марта в бесспорном порядке из областного бюджета изъято 1,2 млрд рублей. По второму плательщику идет камеральная проверка, мы связывались с налоговыми органами, и оснований для отказа у них нет. До 20 апреля нам придется вернуть еще 1,1 млрд. Что касается налога на доходы физических лиц, то мы закладывали рост 10 процентов, исходя из того, что будет рост фонда оплаты труда бюджетников в рамках исполнения майских указов президента. Реальный рост НДФЛ в первом квартале составил всего 3 процента. Мы связываем это в первую очередь с реальным сектором плюс те решения, которые были приняты с января по заработной плате бюджетников. Письма Министерства финансов РФ предписывают всем субъектам федерации выплачивать заработную плату социальным работникам, медикам, работникам культуры в объеме, сложившемся в 2014 году; индексация будет производиться только для учителей общего и дошкольного образования. Я не могу сказать, что доходы «проваливаются», но на сегодняшний день у нас мало информации для корректировки доходной части бюджета.


Благоприятный климат для бизнеса имеет свойство немедленно отражаться в очень конкретных строках статистической отчетности: количество занятых в экономике, рост средней заработной платы, рост поступлений в бюджеты разных уровней. В Иркутской области по всем пунктам наблюдаются негативные тенденции, а количество предприятий малого бизнеса в течение только 2014 года сократилось на восемь тысяч.


«Заморозка» вместо развития

Объективная картина поступления средств по налогу на прибыль и на имущество организаций будет у правительства только в начале мая, когда Управление ФНС соберет и обобщит налоговые декларации крупных налогоплательщиков области. Депутат Павел Сумароков попросил объяснить, как правительство собирается повышать жизненный уровень населения области, и в первую очередь бюджетников. Наталия Бояринова напомнила, что федеральное правительство старается сдержать маховик инфляции и уже объявило о замораживании в 2015 году зарплат государственных служащих, армии, полиции, судей и некоторых других категорий бюджетников. Областное правительство могло бы увеличить фонд оплаты труда, но тогда мы рискуем повторить судьбу соседних регионов, где уже отмечена задержка заработной платы учителям и врачам. В Забайкальском крае долг региональной казны перед бюджетниками уже составил 1,5 млрд рублей, а в Иркутской области бюджет все свои обязательства исполняет.

— Мы можем проиндексировать заработную плату бюджетников на уровень инфляции, но тогда нам придется отказаться от всех планов по строительству или наращивать дефицит и государственный долг, — констатировала Наталия Бояринова.

Депутат Павел Сумароков попросил объяснить, почему министерства областного правительства готовят «дорожные карты» по замораживанию заработной платы, но не могут — как и правительство в целом — составить аналогичную карту по созданию новых рабочих мест, развитию экономики и вообще по стратегическим планам правительства на ближайшее будущее.

Тема вызвала болезненную реакцию представителей правительства, которые призвали депутатов подождать до июньских сессий: к этому времени правительство подготовит отчет о работе в 2014 году и объяснит, как область будет жить в 2015—2017 годах. Пока же представители правительства участвуют в федеральных семинарах, где представители федерального правительства ставят всей стране единую задачу: сохранить баланс бюджетов, исполнить расходные обязательства и не сократить производство. Министерство экономического развития Иркутской области пытается получить финансирование для ряда областных проектов из федерального бюджета.

Если так хорошо, то почему плохо?

— На сегодня поддержка малого бизнеса в Иркутской области — одна из лучших в стране, — заявила ошарашенным депутатам представительница министерства экономического развития. Депутат Сумароков напомнил, что благоприятный климат для бизнеса имеет свойство немедленно отражаться в очень конкретных строках статистической отчетности: количество занятых в экономике, рост средней заработной платы, рост поступлений в бюджеты разных уровней. В Иркутской области по всем пунктам наблюдаются негативные тенденции, а количество предприятий малого бизнеса в течение одного 2014 года сократилось на восемь тысяч. Есть версия, что предприниматели пошли на такой шаг, чтобы сбросить некоторые обязательства и долги, но если бы в экономике были нормальные условия, зачем бы им заниматься такими вещами?

Кто-то из присутствующих очень вовремя вспомнил, что в Иркутской области создана Антикризисная комиссия и от Законодательного собрания в нее делегирован депутат Сергей Брилка. Самое время спросить у коллеги, а что, собственно, сделано за три месяца кризисного года. Еще до апрельской сессии состоится еще одно заседание комитета по бюджету — возможно, именно на нем депутаты получат ответы на свои вопросы. 

Финальным аккордом прозвучал вопрос депутата Битарова: как правительство будет решать бюджетные проблемы — наращивать государственный долг или сокращать расходы? Правительство уже предпринимает конкретные меры, заверила Наталия Бояринова. Брать в долг невозможно, поэтому правительство будет пересматривать структуру затрат. От каких-то трат министерства вынуждены будут отказаться, будет сделана попытка сократить дублирующие друг друга функции и учреждения.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии