Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

В ногу со временем

28 декабря, 2015

23 декабря генеральный директор Иркутского областного художественного музея имени В.П.Сукачева Александр Гимельштейн встретился с журналистами за чашкой чая. Разговор, состоявшийся в одном из помещений Усадьбы В.П.Сукачева, где расположен филиал музея, касался не только итогов года, но и, в основном, планов на будущее. Их оказалось так много, что все журналисты едва успевали фиксировать сказанное.

20.jpg

На консервативной основе

Активности нынешнего гендиректора художественного музея можно позавидовать. Для начала Александр Гимельштейн раскрыл первый секрет, который заключался в изменении  внешнего вида логотипа музея, и представил автора нового логотипа — широко известного иркутского дизайнера Гомбо Зориктуева.

Несмотря на то что музейщики люди вообще-то консервативные, — продолжил Александр Владимирович, — и зачастую  трудно идущие на изменения сложившихся  канонов, все равно внутри  они подвижны и способны на изменения, если  эти изменения  позитивны и нацелены на успешность. Они люди творческие и раскованные внутренне. Когда мы советовались и показывали новый фирменный стиль музея нашим старейшим работникам, ветеранам — хранителям традиций, научным сотрудникам, была абсолютно позитивная реакция и одобрение. Они склонны и к эксперименту, и к обновлению, и к новизне.

— А так как музейщики стали такими креативными и смелыми, родился и новый логотип, — подхватил Гомбо Зориктуев. —  Прошлый логотип был принят музеем в 2003 году. Но он несколько устарел стилистически и не совсем соответствует современному уровню музея. В основе его была заложена литера Х, голова то ли льва, то ли медведя с дверным кольцом в зубах. Напоминало это что-то из зоологии или этнографии. Этот логотип свою работу сделал, сейчас он уже не срабатывает, и нужно было придумать что-то новое.  Речь идет о смене графического дизайна. Каждому времени соответствуют свой символ и знак. И когда Александр Владимирович пригласил меня и попросил подумать над сменой логотипа, я с радостью согласился, потому что поработать над этой идеей мне было чрезвычайно интересно.

Ближе к современности

— Когда готовили проект, пересмотрели десятки вариантов логотипов разных музеев, в том числе известных, таких как Третьяковка и Русский музей в Москве, — продолжил Гомбо Зориктуев. — Везде в основе — архитектурное очертание здания. Нам хотелось от этого уйти. Хотелось сделать современную интерпретацию, но чтобы и классика осталась, совсем уходить в модерн было ни к чему. Новый вариант логотипа ближе к современности, опирается на нее.  Образно — это семья, как символ созерцания, которая стоит и смотрит на что-то, ну, наверное, на картины. Можно менять фон, на который смотрит эта семья, то есть разнообразить виды и жанры выставок или площадок.  Шрифт тоже решили оставить классический.

А тем временем журналистам Александр Гимельштейн уже раздавал прозрачные пластиковые визитки с новым логотипом.

— Прошу заметить, — подчеркнул гендиректор, — прозрачные они потому, что мы для всех прозрачны, и это стиль нашей работы. А вообще моя мечта в том, чтобы в жизни каждой иркутской семьи музей существовал как необходимость, как потребность приходить к нам, как место, где семья должна быть обязательно. Мы много делаем для того, чтобы это мотивировать. Это и семейные ценности, которые мы хотим поддерживать, это воспитание детишек и приращение таким образом новых зрителей, чтобы музей был чем-то большим, чем просто экспозиционная площадка. Нам бы хотелось, чтобы ребенок, впервые пришедший в музей, приходил в него старшим школьником, а потом студентом, а потом и своих детей приводил. Приходили бы семьями, парами, компаниями, группами, поодиночке… Чтобы музей стал тем привлекательным местом, куда хочется вернуться не один раз.

10.jpg

Желания и возможности

— С дирижером Губернаторского оркестра Илмаром Артуровичем Лапиньшем задумали проект, — сообщил Александр Гимельштейн. — У нас прекрасная акустика основного здания, это всем известно, и там можно проводить замечательные концертные выступления. Есть задумки провести в сукачевском сквере концерт под открытым небом.

В наших запасниках таятся несметные сокровища — 23 тысячи предметов: картины, прикладное искусство, скульптура, мы можем демонстрировать только 10 процентов из этого, не хватает экспозиционных площадок, но задача в том, чтобы их все показать,  и мы думаем над этой проблемой.

В начале февраля мы откроем галерею скульптуры в Доходном доме Гиндина на Свердлова, 16. Галерея займет весь второй этаж, там будет русская и советская скульптура, иркутские, бурятские, тувинские авторы. Там будет и чудесная комната, которую мы пока держим в секрете, это будет сюрприз на открытии.

Мы продолжим весь предстоящий год сотрудничать с АРТ-центром в Санкт-Петербурге и по-прежнему привозить оттуда литографические коллекции и графику. Сейчас проходит выставка Анри Тулуз-Лотрека, а уже в феврале привезем выставку «Авангард. XX век». Там будут Дали, Миро, Кандинский, Магритт и другие художники авангарда.

Затем с июля до осени мы будем показывать выставку под названием «Линия любви. Эротизм в творчестве мастеров XX века». Здесь будут представлены Пикассо, Матисс.

Зимою, летом, осенью, весной…

— С осени 2016 до января 2017 года мы планируем большую фотовыставку «Сто чудес света», — продолжал рассказывать о планах генеральный директор. — Она тоже проводится в сотрудничестве с Санкт-Петербургским АРТ-центром.

Планируем в конце мая — начале июня в рамках фестиваля «Культурная столица» интереснейшую выставку «Митьков» во главе с известной личностью — Дмитрием Шагиным. Надеемся,  что все сойдется в наших желаниях и возможностях.

Летом планируем провести выставку шоколада, из которого изготовлены настоящие шедевры. Осенью состоится региональная выставка ко Дню Байкала «У озера». Две выставки, посвященные 355-летию Иркутска: «Династия», где будут отражены именно  династии художников Прибайкалья: отцы, дети, братья… И вторая — «иркутские художники пишут Иркутск». Название пока условно, обозначена тема. Готовим ее совместно с иркутским Союзом художников.

Из международных проектов. Выставка фотографий «Пейзажи Кореи» к юбилею городов-побратимов — южнокорейского  Каннына и Иркутска.

Каждый год мы делаем проект «Чтобы помнили», вспоминая художников, которые ушли из жизни, и будем продолжать его, а также проведем мемориальную выставку «Суровые романтики».

Будет реализован большой проект, который займет оба этажа здания на улице Карла Маркса, — выставка «Конкурс дипломных работ», в которой примут участие художники из Китая, Монголии, России, Кореи.

Пройдут юбилейные и монографические выставки художников Александра Шелтунова, Валерия Чевелева, Ольги Новокрещенных, Юрия Квасова.  

Хотим сделать выставку к 125-летию художника Бориса Лебединского и показать такого Лебединского, которого город не видел.  Например, существует коллекция «Ню» авторства Лебединского, очень интересная и интригующая. Я встречался с его внуком, был предварительный разговор. Пока этот вопрос не решен, но надеюсь, что все получится.

Планируем первую посмертную выставку Валентина Григорьевича Распутина. Это будет фотовыставка Бориса Дмитриева, который его много снимал. В ней будут широко известные, знаменитые фотографии классика и совсем не знакомые нам снимки.

У нас есть идея взять из наших фондов так называемое новое искусство — футуристов, объединения «Бубновый валет», и все это показать иркутянам.

Для удобства и комфорта

— С чувством глубокого удовлетворения можем констатировать, что мы заложили в этом году такие основы, которые будут работать долго и всегда, — убежден Александр Гимельштейн. — Это и единый комплексный билет, семейный билет, мы первыми из музеев ввели способность оплачивать стоимость билета платежными карточками. Отменили плату за любительскую фото- и видеосъемку.

Отмечу наш проект по переносу картин на первый этаж, для удобства людей с ограниченными возможностями. Такого не делали нигде и никогда. Общество инвалидов до сих пор  благодарит нас за этот проект. Но мы пойдем дальше, и, если получится, мы купим во все наши музеи ступенькоход, который обеспечит возможность подниматься на инвалидной коляске по лестничным ступеням.

Планов, проектов много. Что касается расширения площадей, этот вопрос назрел давно, и его за один присест не решить. Я встречался с губернатором С.Г. Левченко, он с пониманием отнесся к этому вопросу, и готовность идти навстречу у него есть. Но сами понимаете, все упрется в финансирование. Но это задача на пятилетку, и будем стараться все вместе ее решать. И я знаю, что если удастся это сделать, то все не зря: ни трата сил, времени, нервов, эмоций — все не зря!

На днях разбирали выставку Алексея Жибинова, я чуть не плакал, так не хотелось ее трогать, какая замечательная выставка, и если бы побольше экспозиционных площадей, персональных залов, то она  была бы постоянной, но… Не будем грустить. Приходите к нам в художественный музей, наслаждайтесь, получайте энергию и позитив. Поздравляю всех вас с Новым годом!                                                                                                     

Записала Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Дмитрия Дмитриева.

На фото: Новый логотип музея;

Александр Гимельштейн и
Гомбо Зориктуев на встрече с журналистами

 

 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии