Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Через лекции – к звездам

27 января, 2020

Большой иркутский планетарий: космическое зрелище, нобелевский потенциал

Большой иркутский планетарий, или просто – БИП, со 2 января приступил к масштабной просветительской миссии среди горожан. Самый большой школьный планетарий страны начал работать в январе 2019 года и до сих пор принимал только школьников. В новогодние каникулы двери планетария в школе № 19, расположенной в Академгородке, распахнулись для всех жителей Иркутска. Корреспондент «Байкальских вестей» воспользовался случаем посмотреть на научно-популярный аттракцион изнутри.

Что там, под куполом?

Отдельным бонусом программы посещения стоит выделить знакомство непосредственно со школой. Не станем занимать время читателей экскурсом в историю ее строительства, описывать размах и уникальность объекта. Про это много рассказывали, хотя видеть лучше воочию. Перемещаясь по просторным, залитым солнечным светом площадям, невольно завидуешь нынешнему поколению. И как бы невзначай всплывают остатки рудиментарных воспоминаний об идеальных учебных заведениях, сформированных советскими фильмами. Очевидно, именно такие школы бороздили Сыроежкин с Электроником или Алиса Селезнева.

БИП поневоле сравниваешь с планетарием «Ноосфера» в 130-м квартале, который тоже «не промах». В глаза бросаются две вещи. Во-первых – купол. Он здесь заметно, почти на два метра в диаметре, шире. Во-вторых – атмосфера. Благодаря свободному, трансформируемому пространству зал не похож на кинотеатр. Здесь царит рабочая обстановка с примесью творческой непринужденности. Кресла под одиннадцатиметровым куполом раскладные, более удобные, словно «космические». Представляется, что именно в таком положении – полулежа, глядя вверх, отправлялись на орбиту Гагарин и Леонов.

– Одиннадцатиметровый купол превосходит старые нормативы, – поясняет руководитель БИПа Дмитрий Семенов. – В советских городах до миллиона жителей строили планетарии восьмиметровые. В них помещалось человек по 100 и даже больше, поскольку заведения были заточены под звездную программу, а потому кресла там располагались кольцом, по кругу. Рекорд посещаемости нашего зала – 123 человека. Все комфортно разместились под куполом, но можно было с неменьшим комфортом разместить по углам еще человек двадцать.

3а.jpg

Затмение под музыку

БИП – один из самых оснащенных городских планетариев страны. По словам Дмитрия Семенова, он входит в десятку лидеров по всем параметрам, включая диаметр купола и качество оборудования. В планетарии установлено восемь проекторов с разрешением 4К. Программное обеспечение позволяет иметь разрешение 5К для работы с астросимуляторами, а сама компьютерная система подразумевает расширение до еще четырех проекторов. Тогда разрешающая способность вырастет до 8К, качество на порядок повысится. Однако пока хватает и существующих ресурсов.

Проекторы БИПа способны поддерживать эффект ЗD: если купить активные очки, то фильмы приобретут объем. Вкупе со свойствами купола это обеспечит сногсшибательное зрелище, даже подростки с трудом смогут сдержать свое напускное безразличие. Но покупка очков – дело будущего. Сейчас в библиотеке планетария около 40 проекционных программ для самых разных школьных предметов: географии, ОБЖ, окружающему миру, биологии, физике, химии. Но основной предмет, конечно, астрономия. Из предусмотренных школьной программой 33 часов астрономии программа БИПа способна осветить 15–18 часов.

При этом возможности планетария позволяют производство собственного контента. Например, 24 января в планетарии прошла лекция директора астрономической обсерватории Иркутского государственного университета Сергея Язева, где был показан фильм о поездке на полное солнечное затмение в Чили, снятое самим иркутским астрономом с коллегами. Захватывающую атмосферу лекции усилил концерт иркутской группы «Доктор Джаз».

– Казалось бы, на рынке много фильмов. Большинство зарубежных картин про космонавтику не отвечает нашим запросам, поскольку там нет ничего про Россию. Астрономических программ, отвечающих требованиям учебной программы, тоже очень мало. Программ про Солнечную систему достаточно, но их приходится постоянно править и дополнять по итогам новых открытий. Недавно у Юпитера с Сатурном «прибавилось» двадцать спутников. Поэтому мы планируем запуск собственного производства программ. Люди для этого есть, как и возможности. Есть и опыт. Например, программа «Мир звезд», которую делали в центре имени Валентины Терешковой в Ярославле, создана под научным руководством Сергея Язева, – добавил Дмитрий Семенов.

Со знаком качества

При планетарии работает кружок виртуальной и дополненной реальностей: ребята сами делают короткие видеоклипы для просмотра в очках виртуальной реальности либо на куполе. Возможности оборудования позволяют использовать передовые достижения виртуальной реальности. Одна из программ симулирует кабинет химии, позволяя ставить самые распространенные химические опыты в очках и на куполе, наливая в виртуальные пробирки виртуальные реагенты. Конечно, не так весело, как в реальности, но более безопасно.

Сердце планетария – оптико-механический прибор ЗКП-4, изготовленный на заводе «Цейсс». Это симулятор звездного неба, который, собственно, и называется «планетарий». Название прибора простирается на все здание, где прибор размещается. Современный ЗКП-4 со светодиодами – аппарат уникальный, таких в стране всего два. Второй находится в знаменитом музее истории космонавтики в Калуге. Музей с 10-метровым планетарием на родине основоположника теоретической космонавтики Константина Циолковского открывали Гагарин с Королевым.

– Цифровых планетариев много, а современных оптико-механических приборов очень мало. Чем они отличаются? Полнокупольное кино демонстрируется с помощью проекторов, это цифровой планетарий или купольный кинотеатр. Но если с их помощью показывать звезды, то их яркость приходится регулировать с помощью пикселей. Пиксель имеет определенный размер. Когда яркость звезды увеличиваешь, получается не звезда, а «блюдечко». А оптико-механический прибор предназначен для изображения именно качественного звездного неба, – отметил Дмитрий Семенов.

Планетарий имеет светодиодные источники питания, при этом каждая звезда питается собственным световодом, все звезды имеют «аутентичный» реальной светимости цвет. Точность изображения абсолютная, как звезду мы видим на небе, так и под куполом. В целом прибор отображает семь тысяч звезд – чуть больше, чем видит человек со здоровым зрением с поверхности Земли на уровне моря. Как утверждают космонавты, вид под куполом сопоставим с наблюдаемым в космосе. Оборудование планетария обошлось Иркутску в 57 миллионов рублей.

– Первое предложение на полный комплект, включающий программное обеспечение, проекционную систему и оптико-механический прибор, начиналось со 132 млн рублей. Мы отказались от импортной проекционной системы, поставили оборудование отечественного производства. Купол также российский. Современные прибамбасы для изучения астрономии стали достаточно доступными. Если сопоставлять со стоимостью самой школы № 19, которая обошлась в более чем миллиард рублей, то это не очень серьезные деньги, – утверждает руководитель планетария.

1а.jpg

Далее – везде?

В 2018 году астрономия наконец-то вернулась в российские школы, а новые технологии позволяют сделать предмет куда более наглядным и увлекательным. В концепцию преподавания астрономии в современной школе удалось включить юридическую возможность приобретения в средние общеобразовательные школы телескопов и планетариев. Для пионеров отрасли все было значительно сложнее.

– Производство проекционной системы для БИПа заняло два месяца, с монтажом управились за десять дней, а бумажки я перекладываю уже три года. Два года, чтобы это построить, и год, чтобы сюда разрешили пускать горожан. Теперь нужная строчка в концепции есть, в ближайшее время будет утверждена, и если любая школа захочет сделать у себя планетарий, то будет вполне иметь на это право. Вопрос будет не в том, чтобы проламывать бюрократические стены, а в том, чтобы найти деньги. Маленький планетарий в обычный школьный класс стоит два миллиона рублей, – говорит руководитель планетария.

От Ориона до Альтаира

Дмитрий Семенов «творит магию» за пультом, и мир заполняет звездная ночь, мгновенно погружая зрителей в состояние гипнотического экстаза. Космос оглушает. Но вот, благодаря комментариям лектора, беспорядочная россыпь точек начинает наполняться смыслом.

Здесь маленький ковшик Плеяд, известных автомобилистам по эмблеме «Субару». Это Орион с красным сверхгигантом Бетельгейзе. А тут Сириус – самая яркая звезда на небе, расположенная в созвездии Большого Пса. Полярная звезда – ориентир моряков и самая яркая звезда Малой Медведицы. Цвета звезд передаются максимально близко к реальным. Самые распространенные цвета звезд – красный, желтый, голубой, белый. Занятно, что чем ближе звезда к красному цвету, тем она холоднее.

Одним движением руки меняем полушарие. Теперь мы видим Южное небо. Смотрится совсем чужим и полностью лишенным заметных ориентиров. Зато четко, выпукло и контрастно виден Млечный Путь. Он здесь занимает четверть неба. Антиподы смотрят в самый центр нашей галактики и видят другие, например Магеллановы облака – галактики-спутники Млечного Пути.

– Знание созвездий существенно дополняет запас знаний в географии, позволяет грубо определить стороны света. Если мы видим Орион, значит, смотрим на юг. Таким образом, наблюдая небо, дети узнают основные принципы ориентирования по звездам. Планетарий позволяет проводить занятия сферической астрономией, рассчитывать координаты звезд, – поясняет лектор.

Но, как мы теперь знаем, слово «планетарий» гораздо шире изначального значения. Например, на базе БИПа стартовал проект «Кубсат» – работа по созданию настоящего астрономического спутника. Оказывается, у космических агентств существуют специальные программы бесплатной доставки на орбиту учебных спутников. Дети создают прибор своими руками, а затем отправляются на запуски, чтобы взглянуть, как «Протон» уносит их труд на орбиту. Замысел воплощается совместно с подольскими школьниками. Согласно плану, Иркутск разрабатывает телескоп, Подольск обеспечивает базу и управление.

Сформировать ядро

Простое любопытство со временем может перерасти в энтузиазм, и в Иркутске есть возможность проявить себя. Большой иркутский планетарий выступает ядром для создания астрономического класса, собирающего по всему городу школьников, которые имеют интерес и способности к работе в науке. Главная цель – сформировать ядро по поиску местных кадров для работы в Институте солнечно-земной физики. Как отмечают в БИПе, астрономический класс, по сути, попытка поставить кружковую работу на серьезные административные рельсы.

– Наше время уникально тем, что старший школьник может погрузиться в серьезную работу и получить результат. А будущее – там, через дорогу. Только в Институте солнечно-земной физики СО РАН через пять-семь лет потребуется до ста инженеров и ученых для постановки задач тем приборам, которые сейчас проектируются и создаются. Это наука мирового уровня. Программа-максимум – найти и предъявить миру нобелевского лауреата по физике из Иркутской области, – улыбается Дмитрий Семенов.

Фантастика? Едва ли. Ведь на то в Академгородке есть веская причина. Цитируя первый искусственный спутник земли – «БИП. БИП. БИП!»

Вадим Мельников, «Байкальские вести», ИА «Альтаир».

Фото автора и из архива Дмитрия Семенова.

На фото: Дмитрий Семенов и оптико-механический прибор ЗКП-4

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии