Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Дума Иркутска: вчера, сегодня, завтра

07 октября, 2019

Руководство городской думы, избранное на первом заседании городского парламента, 2 октября провело совместную пресс-конференцию.

Дума в общих чертах

Открыл встречу председатель думы Дмитрий Ружников, представивший журналистам своих заместителей – Андрея Лабыгина (самовыдвиженец, ранее в двух созывах работал председателем думы, затем был вице-спикером Законодательного собрания области), Леонида Усова (впервые избран в седьмой созыв, возглавляет фракцию «Единая Россия»), Виталия Матвийчука (фракция КПРФ, работал заместителем председателя в шестом созыве) и Сергея Юдина (фракция КПРФ, был депутатом в шестом созыве).

Два заместителя, стоящие в этом списке первыми, работают в думе на освобожденной основе, у Матвийчука и Юдина есть другое место работы, кроме депутатских обязанностей. Из пяти руководителей двое (Матвийчук и Ружников) работали в прошлом созыве от начала до конца, Усов избран впервые. Лабыгин получил мандат в третий раз, но у него был перерыв на время работы в Законодательном собрании и еще около года, когда он не имел никаких властных полномочий, потому что проиграл выборы в ЗС осенью 2018 года.

6-1.jpg

Дмитрий Ружников признался, что не на все вопросы депутаты могут ответить: дума работает в новом созыве лишь третий день. О том, насколько трудно приходится новому председателю, который только входит в курс обязанностей и городских проблем, рассказали до начала пресс-конференции сотрудники аппарата думы – новый председатель приходит в свой рабочий кабинет на четвертом этаже одним из первых, а уходит в числе последних. В ходе разговора выяснилось, что Ружников стал самым молодым председателем городской думы – ему 35 лет. Его предшественников Андрея Лабыгина и Евгения Стекачева избрали на председательский пост, когда им было уже по 36.

Как уже сообщалось, после того, как Дмитрий Бердников отказался от мандата депутата по округу № 16 и продолжил работу на посту мэра города, в думе осталось 34 депутата – и так будет до осени 2020 года, когда можно будет провести довыборы на вакантный мандат. Депутаты выразили надежду, что в округе, может быть, победит женщина, пока дума седьмого созыва уступает шестому по количеству представительниц прекрасного пола.

Половина депутатов пришла в новый созыв из предыдущего, что гарантирует думе преемственность традиций. В то же время вторая половина – новички, что позволит активнее и смелее принимать все новое. К тому же средний возраст депутатов стал намного меньше, в думу пришли более молодые люди. Хочется верить, что именно это и нужно областному центру. В думе есть фракции «Единой России», КПРФ и «Гражданской платформы»; представителям КПСС, «Справедливой России» и других партий для формирования фракции или депутатской группы придется искать единомышленников.

Об избрании председателя

Дмитрий Ружников:

– Раскладов на тему избрания руководства думы было много, они постоянно менялись. Я принял решение буквально за несколько часов до начала заседания думы, и результат голосования был довольно неожиданным. Одну из главных ролей сыграл тот факт, что свою кандидатуру на пост председателя снял Виталий Матвийчук. Со многими депутатами мы уже обсудили интересующие их вопросы, сформирован очень сильный аппарат в лице четырех заместителей, и в целом, я считаю, дума будет очень сильная.

Виталий Матвийчук:

– Мы решили, что гораздо эффективнее будет работать в думе именно фракцией – тогда у нас будет большинство постов. Сейчас у нас на восемь членов фракции семь важных постов – это и ЖКХ, и социальные вопросы, и безопасность, и два заместителя председателя думы. Если бы я стал председателем, то не факт, что мои коллеги заняли бы эти посты, и наша фракция была бы как в Законодательном собрании. Там люди не смогли договориться, и фракция КПРФ осталась без должностей – почти все посты у «Единой России». А в думе мнение фракции будут учитывать, и оно будет альтернативным по отношению к власти. Для меня стало большим уроком в шестом созыве, когда партия власти поднимала руку – и любое решение блокировалось. Мы решили пойти по более правильному пути: не бороться за одно главное кресло, а распределить влияние. Мне кажется, это усилило нашу фракцию как минимум вдвое.

Хотел бы добавить, что тайное голосование, за которое мы так долго боролись, себя проявило. Люди заходят в кабинку и без всякого давления голосуют в интересах своих избирателей. Избрание Дмитрия Олеговича Ружникова я считаю проявлением демократии в думе Иркутска. И надеюсь, что выборы мэра, если они вернутся в думу, пройдут тоже тайно.

Как будут выбирать мэра

Дмитрий Ружников:

– Если мы говорим о новом областном законе, то нужно определиться в терминах. Как такового, института сити-менеджера в нем не предполагается: областной закон говорит об изменении процесса выборов, а требования к человеку, к кандидатуре определит дума Иркутска. Конечно, работа предстоит большая, но в сроках мы не слишком ограничены. Дума, повторюсь, орган коллегиальный – в его работе будут участвовать все депутаты. Но несмотря на то, что у нас есть очень сильные юристы, мы вынуждены будем собирать своеобразный «консилиум» правоведов на уровне города и области, чтобы решить эту задачу. Одному человеку такое не по силам.

Я за прямые выборы мэра Иркутска. До сих пор это выглядит так: ушли от прямых выборов, однако легитимность сохранялась за счет того, что депутаты избраны народом и избирают мэра из своего состава. Но теперь и этого лишили. Говорят, что губернатор должен принимать участие в выборах мэра областного центра. Я уверен, что первична все-таки демократия, а не функциональные моменты. Не готов комментировать областной закон, он вообще состоит всего из нескольких предложений. Понятно лишь, что нам предстоит большая работа.

Сергей Юдин:

– Поддержу Дмитрия Олеговича – я за прямые выборы. Народ должен сам выбирать своего «героя».

Андрей Лабыгин:

– На думе лежит как никогда большая ответственность: мы должны для всех соискателей, для всех жителей города изложить требования к кандидатам. Сити-менеджер – это работник, с которым заключают контракт и которого могут в любой момент уволить. Когда я в свое время предлагал такую систему, я исходил из того, что за думой останется контроль за всеми действиями администрации города. Сейчас же мы фактически избираем главу администрации и главу города, никаких контрактов, он будет работать пять лет. Его можно снять только на основании статьи 174  Федерального закона № 131 – там названы условия увольнения главы муниципального образования. Неизвестно, сколько человек пройдут отбор на комиссии, половину которой назначит губернатор, а половину депутаты думы. Может, кандидатов будет два. Может, три или четыре. Но только дума будет решать, кто из них достоин возглавить город. Мое отношение к этой системе отрицательное, она никуда не годится. Активность жителей растет, явка выросла значительно – на 8 процентов по сравнению с прошлыми выборами. Я считаю, что Иркутск достоин возвращения прямых выборов. Правда, я в своем округе вопросов от избирателей о порядке выборов мэра не встречал. Может быть, это интересует только активную часть населения? Безусловно, этим интересуются СМИ, очень интересуются политтехнологи… Но, повторюсь, вообще активность жителей Иркутска растет.

Леонид Усов:

– Мое личное мнение – прямые выборы мэра.

Виталий Матвийчук:

– Я рад, что коллеги наконец-то меня поддерживают. Мы выходили на митинги, на одиночные пикеты, а вот теперь стало очевидно, что мнение КПРФ было правильное. Я за прямые выборы. Меня, правда, утешает мысль, что наконец закончится война между мэрией и областью. Мы все видели конфликт Говорин – Якубовский, потом Ерощенко – Кондрашов. Нам прямо говорили: область не дает денег, потому что мэр там что-то не так сказал. А теперь все это закончится, потому что комиссию по выборам будет формировать в том числе и губернатор, и выстроится наконец вертикаль «президент – губернатор – мэр». Они должны зависеть друг от друга и работать в одном направлении.

О повестке дня ближайшей сессии думы

Дмитрий Ружников:

– Ближайшее заседание думы запланировано на 31 октября. Внеочередную сессию мы с коллегами решили не проводить, нет необходимости. Тут надо пояснить, что на второе полугодие 2019 года все вопросы были обозначены еще депутатами шестого созыва. Администрация города передаст нам свои вопросы к 10–12 октября, поэтому октябрьская сессия будет собрана из тех вопросов, которые планировали на сентябрь и октябрь. В сентябре у нас рабочей сессии по факту не было, поэтому вопросов в повестке будет много.

Мы пока не можем сказать, что будет актуально для администрации. Очевидно, что это будут какие-то вопросы по корректировке бюджета и зимнему периоду. Комиссии и депутатские слушания пройдут по обычному графику, вероятно, они пока будут более продолжительными, чем раньше. Дума набирается опыта, так и должно быть. 

О кадровых решениях

Дмитрий Ружников:

– Пока в аппарате думы никаких изменений не будет. Мы работаем с теми людьми, которые есть. Тем более что передачи каких-то дел не было, мы находимся в процессе, и быстро что-то изменить не получится. Если у меня или у моих заместителей будут какие-то предложения – обсудим и решим в оперативном режиме. Если понадобятся какие-то кадровые решения, то они будут приняты в рамках законодательства.

О работе с областной властью и городской администрацией

Дмитрий Ружников:

– Пока у меня нет никакого графика встреч. Думаю, что как для меня итог голосования был неожиданным, так и для всех остальных тоже. Я встречался с председателем Законодательного собрания, с представителем аппарата президента. Это были вводные встречи, мы говорили о будущем города. Сегодня дума представляет более сложную структуру, чем в прошлом созыве, – шире представительство партий, больше молодых людей. Предстоит большая работа, мы с коллегами уже разделили направления – пока речь шла о комиссиях, в дальнейшем будем обсуждать, что именно усилить в работе думы, в ее аппарате.

За ближайшую неделю все распределим, соберем ознакомительный совет думы. Дума – орган коллегиальный, и мы впятером не можем все решить. Посоветуемся с коллегами, кому по каким направлениям комфортнее работать. В аппарате думы много текущих дел, обращений – я еще не со всеми вопросами разобрался. Сказать, что тот или иной вопрос будем принципиально поднимать, пока не могу.

Мы все за конструктивную работу: меньше эмоций – больше движения вперед, город должен развиваться. Выборы прошли совсем недавно, депутатам близки те проблемы, которые озвучили жители города, над которыми нужно работать. Меньше нужно политики, больше решать хозяйственные вопросы.

Взаимодействие с городской администрацией, со всеми ветвями и уровнями власти обязательно будет усилено. Мы уже сделали первый шаг – 3 октября встретимся с депутатами Законодательного собрания области, в первую очередь с избранными от Иркутска и с председателями комитетов и комиссий. Будем работать с федеральными органами власти, доводить им нашу позицию по развитию города.

С администрацией города пока ничего стратегического до конца года обсуждать не будем. В работе думы есть, безусловно, стратегическая линия. Но в первую очередь наша основная функция – это контрольная. Заканчивается строительный сезон, нужно заниматься приемкой построенных объектов. До конца года нужно сформировать бюджет на 2020 год – это гигантский пласт работы, его нужно будет корректировать, в том числе и на встречах с Законодательным собранием. В 2019 году бюджет города достиг рекордных показателей, существенно выросла расходная часть – нужно сделать так, чтобы средства не были потрачены зря. На встречу в ЗС мы пойдем не впятером, пойдут все желающие депутаты, каждый должен иметь возможность узнать о состоянии областного бюджета и перспективах развития. 

Считаю, что по сравнению с думой шестого созыва нам нужно больше участвовать в жизни города, в работе с администрацией – предлагать общие направления, двигаться к решениям в интересах избирателей. Где-то нужно подсказывать администрации, корректировать ее действия.

Поскольку предполагалось, что из числа депутатов будет избран мэр, люди в думе очень серьезные, с базой знаний, с пониманием того, что будет происходить. Те, кого называют новичками, сейчас очень активны: звонят, спрашивают, когда будет первое заседание, просят дать повестку. Этого, безусловно, не было бы и не хватало бы, останься дума в прошлом составе. Межфракционная борьба – это серьезно, но надеюсь, что люди будут слышать друг друга и мы начнем работать достаточно эффективно. Дума Иркутска – это дума людей, а не партий.

Леонид Усов:

– Как депутат-новичок могу добавить, что каждый депутат хочет в первую очередь отстаивать интересы своих избирателей. Сейчас дума сформировалась многообразная, ответственность за решения будут нести все фракции. Как руководитель фракции «Единая Россия», я очень рад, что в думе много партий – только в споре рождается истина. Дума будет эффективной только тогда, когда мы будем работать как сплоченная команда, поэтому нам нужно уметь договариваться, нужно быть коммуникабельными. В том числе наладить коммуникации с администрацией города.

Я баллотировался в думу в 2014 году и прошедшие с того момента годы целенаправленно работал в своем округе №5. Сейчас мы пришли в думу от Ленинского округа сплоченной командой – все проблемы округа известны, надо их общими усилиями решать. Меньше слов, пусть избиратели увидят наши дела.

Сергей Юдин:

– Если говорить о начале работы думы, то я бы сказал так: мы на пути к осознанному обновлению. Дума шестого созыва пыталась найти – и иногда находила – пути к сотрудничеству с администрацией города. Сейчас наметились контуры сотрудничества с Законодательным собранием. Уверен, что в ближайшее время мы сможем встретиться с губернатором области и сделать такие встречи регулярными. Вертикаль власти всем известна: президент страны – губернатор – муниципалитет. Я три года назад такую встречу предлагал, но меня подняли на смех. Хорошо, что сейчас мнение на этот счет поменялось, и город Иркутск приобретет в разы больше.   

Дмитрий Ружников:

– С законодательной ветвью власти мы работаем в одном поле, многое понятно на интуитивном уровне. С исполнительной властью, с губернатором нужна иная подготовка: необходимо сформировать тот круг вопросов, с которыми мы пойдем. Встречу с губернатором мы будем инициировать, но уже после встречи с Законодательным собранием. То же самое с мэром Дмитрием Бердниковым: нужно понять, в какой он сейчас ситуации, определиться с вопросами и с конкретикой идти разговаривать. От самого Дмитрия Викторовича пока инициативы о встрече не было.

Андрей Лабыгин:

– Принцип разделения властей на муниципальном уровне не действует, местное самоуправление едино. Есть исполнительная и представительная ветвь, но в целом все едино. Мы раньше колебались от соглашательского до ультраконфликтного состояния – нужно из этого маятникового колебания выйти, мы должны занять центристскую позицию, чтобы город Иркутск в областной повестке занял свое место. Что касается взаимодействия с администрацией, то мнение думы должно учитываться. У нас нет сумасшедших, поэтому мы должны слушать и слышать, что нам предлагают наши партнеры из администрации. Четверть избирателей области живет в Иркутске, они заслуживают большего внимания и большей поддержки. Ресурсы Иркутска несопоставимы с другими муниципальными образованиями, поэтому встреча с ЗС нужна для того, чтобы донести наши чаяния, а мы со своей стороны должны гарантировать вменяемое исполнение идей и вменяемый контроль за расходованием средств.

Что Иркутску нужно сейчас и в перспективе

Сергей Юдин:

– Я считаю, что, помимо актуальных вопросов на год, на пять лет вперед, должен быть план развития города на 30 лет. За пять лет можно многое начать, но немногое можно сделать. Сейчас есть уникальная возможность наладить взаимодействие с областными властями и развивать город на перспективу.

Дмитрий Ружников:

– Еще раз напомню: программа работы думы намечена заранее и нет необходимости ее менять прямо сейчас. Что касается актуальных проблем, то у каждого депутата есть вопросы, с которыми к нему обращались во время выборов. Конечно, будем говорить о том, чтобы все это собрать и вывести общие векторы. Эту работу проведем в ближайшее время, после этого можно будет формировать «карту социально-экономического развития» или «техническое задание для администрации» – как угодно это можно называть. Есть глобальные задачи: транспортная инфраструктура, социальная политика, образование, дороги – каждый созыв с этим сталкивался.

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести».

На фото: Дмитрий Ружников: «Будем работать
с Законодательным собранием, губернатором, мэром»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии