Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Полярная история

05 июля, 2021

Как выпускники Бугурусланского летного училища спасали англичан

Продолжение. Начало в № 24

Как хочется опять туда вернуться…

Небо – моя первая любовь. Оно меня не отпускает. Не отпускает и память о замечательных годах работы в Арктике. Несколько строк из моего стихотворения, посвященного воспоминаниям:

Сиянье Севера, мороз, подчирка стружка,

За край земли, там дальше некуда шагнуть.

Не зря же выбрали мы позывной «Макушка»,

Над нами выше был лишь Млечный Путь!

Остановиться тянет, оглянуться,

Заботы и рутину отложить.

Как хочется опять туда вернуться,

Не изменяя, снова пережить!

А жаль, что время вспять необратимо

И дважды не войти в один поток.

Не уклонишься, не проскочишь мимо

Судьбы своей дальнейший завиток.

Тройка английской экспедиции 19.02–20.03.1994 г.: Клайв Джонсон (Clive Johnson), Стефан Джон Мартин (Stephen John Martin), Ранк Вильсон (Punck Wilson), а также участник обеспечения Дэвид Митчелл (David Mitchell) – он в составе группы не шел. Официальные координаты от группы: точка высадки 19.02.1994 г. – 77 градусов 17 минут северной широты, 156 градусов 53 минуты восточной долготы; точка снятия 20.03.1994 г. – 78 градусов 13 минут северной широты, 160 градусов 39 минут восточной долготы. За месяц англичане прошли от острова Генриетты относительно немного – порядка полторы сотни километров, поскольку все «сжирал» встречный дрейф многолетнего, или, как его еще называют, пакового льда. 

Психологическая совместимость, умение работать одной командой, особенно когда касается работы экипажа, или группы людей, решивших бросить вызов стихии и идти на лыжах по льдам к Северному полюсу, подниматься в одной связке на горную вершину,  – дело тонкое. Об этом говорили все, кто хоть раз уходил в горы, тундру и тайгу. А тем паче во льдах Антарктиды или Арктики.  

На другом краю Земли

У поэта Ильи Сельвинского есть такое описание: «А дорога трудна, что ни шаг, то стой, а кругозор огромен: Ледовый океан являл собой до горизонта вид каменоломен. Закованные водопады, гроты, ущелья, лабиринты, сталактиты...» Был еще успешный пример спасения бельгийских летчиков, аварийно севших в Антарктиде. В декабре 1958 года на станцию Мирный поступило сообщение о пропаже самолета с бельгийскими полярниками, среди которых находился принц Антуан де Линь. Шанс спасти бельгийцев оставался только у советских летчиков: американские станции были слишком далеко, а у находящихся неподалеку австралийцев имелись лишь самолеты ближнего радиуса действия.

Поэтому начальник антарктической экспедиции Евгений Толстиков и командир авиаотряда Виктор Перов приняли решение вылетать немедленно, тем более что несколько дней уже было потеряно. Для Виктора Михайловича Перова, сражавшегося с фашистами с первого дня войны, дважды сбитого, а в дальнейшем занимавшегося перегонкой самолетов из Аляски в Сибирь, не впервые было участвовать в спасательной операции. Ему неоднократно приходилось выручать потерпевших крушение летчиков в Антарктиде.

С первых же часов спасательной экспедиции пришлось работать в тяжелейших погодных условиях. Вдобавок на станции Боуден сломалась радиостанция, и лишь мастерство бортового штурмана Бориса Бродкина позволило точно выйти к бельгийской станции, ставшей на время операции основной ее базой. Немедленно по прибытии команда Перова, узнав у бельгийцев примерный маршрут полета пропавшего самолета, приступила к поискам.

Лишь со второго вылета удалось обнаружить на земле поломанный самолет, а затем следы уцелевших членов экипажа и оставленную ими записку. Поиски с воздуха продолжались. 15 декабря экипаж продолжал безрезультатно разыскивать пропавших людей. Горючего при этом оставалось лишь на один полет и на возвращение в Мирный, все авиатопливо станции Боуден было также израсходовано. Когда уже решено было поворачивать назад, вдруг наконец на льду заметили палатку, в которой, приземлившись, летчики и нашли изможденных, но живых членов бельгийского экипажа. Люди были спасены.  

За успешно проведенную операцию все участники получили высокие государственные награды. Виктор Перов был награжден орденом Ленина, остальные – орденами Трудового Красного Знамени.  

Спустя несколько дней, по завершении экспедиции, участники встретились с королем Бельгии Боуденом, который также наградил их орденами. Командир экипажа Виктор Перов был представлен к одной из самых высоких наград королевства – ордену Леопольда II. Так завершилась эта выдающаяся страница в истории освоения Арктики, всколыхнувшая мировую общественность и показавшая, что, несмотря на все политические разногласия между странами, всегда найдется место для мирного и плодотворного сотрудничества, помощи и взаимовыручки.

Спасение и молчание

Воспоминания Сергея Александровича АНЦИФЕРОВА, выпускника Бугурусланского летного училища 1975 года, распределенного в Колымо-Индигирский объединенный авиаотряд, Якутского управления гражданской авиации. Общий налет 9500 часов на Ан–2, Ан–24, Ан–26, Ан–74, Ил–76ТД:  

– Выйдя на лагерь англичан в расчетной точке, самолеты прошли над ними, помахав в приветствии крылом. Ведущий Ан-2 встал в круг, и экипаж приступил к осмотру льдины, на которой стояла синяя палатка, с целью выбора приемлемого для посадки самолетов места. Ведомый самолет следовал за ведущим несколько выше и также оценивал состояние льда.

Определив направление ветра и выбрав подходящее место для посадки, ведущий приступил к оценке толщины льда и оценке его поверхности на наличие ропаков, скрытых трещин. Сделал заход и проход над местом посадки с касанием и небольшим пробегом.

Этот метод позволяет снять гребенками лыж снежный покров и оценить толщину льда по следу. Оценив состояние льда и площадки, ведущий пошел на посадку. Следом с интервалом по высоте и на небольшом удалении шел ведомый, контролируя посадку ведущего и след самолета после посадки. След на посадке по технологии и сложившемуся в Арктике опыту через приоткрытую дверь осматривал штурман. Он дал команду: «Сухо», ведомый сверху также подтвердил: «След сухой».

После посадки второго самолета подрулили поближе к палатке. Остановились таким образом, что палатка оказалась напротив входной двери. Нашим пилотам было непривычно наблюдать, что все участники подошли к самолету с разных сторон и молча начали разбирать палатку, грузить спальные мешки, лыжи, пластмассовые санки и другое походное снаряжение в самолет.

Заболевший почти не принимал участие в погрузке, морщась, он покачивал обмороженной рукой и хмуро поглядывал на русских пилотов,, укладывающих вещи. Было заметно, что на лыжах, пластмассовых санках и на куртках были логотипы датской пивной компании «Карлсберг», которая, по-видимому, спонсировала эту экспедицию. Уже в самолете больной освободил одну руку, и все увидели обмороженные пальцы и черные ногти, которые он тут же прикрыл салфеткой. Бортмеханик налил англичанам спирту и предложил бутерброды.

Англичане с удовольствием хлопнули спирт и понемногу разговорились. Смирнов, желая попрактиковаться в языке, спросил у старшего, как самочувствие, и сообщил, что сейчас они летят в аэропорт Черский, из которого их затем рейсовым самолетом сопроводят до Якутска. Руководитель экспедиции отвечал односложно, англичане были явно расстроены, что экспедиция заканчивается, едва начавшись.  

Когда трагедия становится триумфом

– В Черский прилетели ночью, английских путешественников встречали около самолета и отвезли в гостиницу. Расстались, как и встретились, почти без эмоций. Потом рассказывали, что кто-то из встречавших просил англичан продать санки, легкие и удобные для передвижении по тундре во время охоты или рыбалки. Но им было вежливо отказано. На следующий день спасенных англичан отправили в Якутск, далее в Москву и на их родину…   

Думаю, что прятать свои промахи и неудачи – это не удел сильных, которыми являются люди, бросившие вызов белому безмолвию. 

Уже много позже, когда вспоминаешь то расставание, думается, что можно было сказать спасибо летчикам, спасшим полярных путешественников.

И еще! У каждого принимавшего участие в этой спасательной операции есть дети и внуки, которые хотели бы гордиться делами своих отцов и дедов.  В этой связи почему-то вспомнилось, как шел к Южному полюсу англичанин Роберт Скотт в 1912 году. Кстати, в составе экспедиции у него было двое русских: конюх Антон Омельченко и каюр Дмитрий Гиреев. Девизом экспедиции Роберт Скотт выбрал слова своего соотечественника Альфреда Тенинсона «Бороться и искать, найти и не сдаваться!», которые впоследствии использовал Вениамин Каверин в своей книге «Два капитана».

Достигнув полюса и обнаружив, что его на месяц опередил норвежец Рауль Амундсен, Роберт Скотт был неприятно потрясен. На обратном пути Антарктида взяла жизни отважных путешественников, они замерзли, не дойдя несколько километров до очередного промежуточного лагеря. Вещи Роберта Скотта, его дневники сегодня хранятся в Британском музее, и англичане по праву гордятся подвигом своего соотечественника. Фактически неудача Роберта Скотта стала его триумфом.

Сергей Александрович Анциферов – командир сводного отряда Высокоширотных воздушных экспедиций «Север» с 1984 года до их завершения в 1990 году. Почетный полярник, который помог в сборе материалов об этой уникальной операции своих друзей – полярных летчиков. В свое время Сергей Александрович принимал участие в завозе и обеспечении полярников-исследователей на станции СП-25, эвакуации персонала на материк и закрытии станции после воздушно-спасательной экспедиции в условиях полярной ночи на самолете Ил-76ТД (командир судна – М.С. Кузнецов, летчик-испытатель Ж.К. Шишкин), доставивших им топливо и продукты.

пол10.jpg

Валерий Хайрюзов, выпускник Бугурусланского летного
училища гражданской авиации, секретарь Союза писателей
России, первый заместитель председателя правления
Иркутского землячества «Байкал» в Москве,
специально для «Байкальских вестей».

Фото из архива автора.

На фото: Март 1994-го. Поиски и возвращение британской
экспедиции

 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии