Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Михаил Щапов: Россию ожидает бюджет стагнации

18 декабря, 2017

Депутат Государственной думы от Иркутского избирательного округа № 93 Михаил Щапов подвел итоги работы в нижней палате российского парламента. За год депутат подготовил четыре авторских законопроекта, в восьми выступил соавтором, перешел из комитета по безопасности в комитет по бюджету и пришел к выводу, что в ближайшие три года экономика России не будет развиваться, в лучшем случае ей придется стоять на месте.

1.jpg

О законопроектах

— Всего я подготовил лично четыре законопроекта, стал соавтором еще в восьми, и все они касаются Иркутской области. Из последних новостей — поправки в закон о невостребованных земельных паях и их вовлечении в оборот, внесенные Законодательным собранием региона и мной. В действующем законе приоритет отдан муниципальным властям. Но у нас есть региональная специфика: у нас сельское хозяйство, мягко говоря, рискованное и земли не очень востребованы. Механизм хорошо работает в южных регионах, а у нас практически никак: муниципалитеты не хотят нести дополнительные расходы на постановку на кадастровый учет, не хотят платить налоги и так далее. Законодательное собрание предложило механизм решения проблемы, и на днях состоялось заседание комитета по природным ресурсам Госдумы. Министерство сельского хозяйства РФ нас в целом поддержало — они заинтересованы в увеличении посевных площадей, пусть с небольшими оговорками. А вот администрация президента вынесла отрицательное заключение. В результате из четырех законопроектов на эту тему три рекомендовано отклонить, а нам рекомендовали отозвать — чтобы не портить статистику. После этого будет создана рабочая группа, которая попробует свести все проекты к единому варианту.

Закон об экологической экспертизе в нашем варианте был одобрен Министерством природных ресурсов, но администрация президента и тут выступила против — они вообще против ослабления всех охранных режимов на Байкале. Но это было до поручения президента решить несколько проблем Байкала. Мы пытаемся сегодня объяснить, что мы не за ослабление охраны Байкала, а за отмену избыточных и ненужных ограничений, но пока понимания нет.

Наш законопроект стоит в повестке Госдумы с рекомендацией «отклонить», параллельно идет работа по разработке нового закона. Первый вектор — это согласования в межфракционной группе «Байкал», второй — Минприроды, они готовят свой законопроект. Вариант группы «Байкал» довольно сложный, потому что там придется корректировать Градостроительный кодекс. Проблема в том, что президент в своем поручении предложил избавить от экологической экспертизы социальные объекты, а в законе такого понятия нет. Мы попробовали внести это понятие, но это очень сложный путь: кодексы трудно менять. В Минприроды пошли другим путем — они просто перечисляют все социальные объекты по названиям. Плюс к этому есть требование, что социальные объекты должны быть подключены к центральным коммунальным сетям. Для нашего региона это требование убивает все, у нас центральные сети только в крупных городах, а школы и ФАПы нужно строить в районах. Мы всей группой «Байкал» заявили, что не поддержим такой закон, и ведем переговоры с Минприроды.

Поправки в закон о налоге на доходы физических лиц обсуждаются уже давно. В чем их смысл? Если человек получает в год до 100 тыс. рублей — ставка налога снижается до 5 процентов, если до 300 тыс. в месяц — остается как прежде, если свыше 10 млн рублей в год, то повышается до 25 процентов. По всем подсчетам, это повышение коснется 480 тыс. человек, а годовой эффект будет более 1 триллиона рублей. Мой вклад в этот закон состоит в том, что при обычном подходе страдают регионы — большинство людей с высокими доходами живут в Москве и Санкт-Петербурге (поступления от налога идут в региональные и местные бюджеты), а я предлагаю перераспределять эти средства на выравнивание бюджетной обеспеченности. По формальным причинам этот закон отправлен на доработку, поэтому мы можем его совершенствовать.

Закон о переселении из ветхого и аварийного жилья. Администрация президента передала этот закон на усмотрение Министерства строительства и ЖКХ, а там еще не приняли решения, так что продолжаем работать. В работе и закон о расторжении договоров с арендаторами лесных делян при накоплении долгов. Скорее всего, наши идеи будут приняты не в полном виде, но должников хотя бы не допустят до участия в новых аукционах.

Что получит область?

— О переходе в комитет по бюджету и налогам. Комитет этот непростой, места в нем распределяются по квотам, и нужна была ротация. Мне предложили этот переход как активному депутату, я согласился, тем более что это будет полезно для региона. Я уже понимал, что в комитете по безопасности моя работа тоже касается всех сфер жизни, и практика показала, что комитет интересный, но очень консервативный. Менять там что-то очень сложно. С точки зрения текущей пользы комитет по бюджету гораздо лучше.

Сейчас в моей повестке дня максимально быстрое включение в работу — пока я понимаю, что у меня не так много компетенций для работы. Меня включили в комиссию, которая распределяет средства, не вошедшие в бюджет. На последнем заседании мы распределяли средства тем регионам, которые наиболее успешно управляют своим бюджетом, и Иркутская область получит дополнительно более 700 млн рублей за высокие темпы роста налогооблагаемой базы.

Общий планируемый объем доходов федерального бюджета вырос с 13,5 трлн рублей в 2017-м до 15,2 трлн в 2018 году. Расходы выросли значительно меньше: с 16,2 трлн до 16,5 трлн. Дефицит сократился с 2,7 трлн в 2017-м до 1,27 трлн рублей в следующем году. По ряду направлений Иркутская область получит больше средств, чем в прошлом году. Например, субвенция на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений вырастет в полтора раза: с 0,8 млрд в нынешнем году до почти 1,2 млрд в 2018 году.

Субсидия на поддержку программ по созданию благоприятной городской среды увеличится с 452 млн до 609 млн рублей; дотация на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы вырастет с 962 млн до почти 1,5 млрд. Приятно отметить, что в рамках исполнения ФЦП «Охрана озера Байкал» по линии Минприроды РФ запланировано в четыре с половиной раза больше средств — 1,1 млрд против 253 млн рублей в 2017-м. По линии Минстроя РФ объем финансирования сопоставим с суммами 2017 года — 1,164 млрд против 1,076 млрд рублей.

«Единственная надежда — цены на нефть»

— На мой взгляд, принятый федеральный бюджет 2018 года — это не бюджет развития. Сокращаются расходы на здравоохранение и образование, экономический рост всего один-два процента — это не развитие, в мире прогнозируется рост три-четыре процента. Если бы нам говорили: «Давайте затянем пояса, а тем временем построим то-то и то-то» — это можно было принять и ждать рывка. Но такого нет. По сравнению с 2017 годом в следующем трехлетнем бюджете ассигнования на образование сокращаются почти на 100 млрд рублей, на здравоохранение — более чем на 60 млрд рублей. В условиях, когда все развитые страны считают развитие этих направлений основой экономического роста, нам предлагается на них экономить. Можно было понять, если бы мы вкладывались в образование, в науку, в поддержку малого бизнеса, снижали налоги, — ничего этого нет. Единственная ставка на то, что цена на нефть будет расти.

Мы помним, что есть «бюджетное правило»: все доходы от нефти свыше 40 долларов за баррель идут в иностранные облигации и другие ценные бумаги. Мы складываем деньги в кубышку, и они не будут работать на нашу экономику. А практически все эксперты говорят, что цена нефти не будет расти. Правильнее было бы переходить на другие экономические принципы, но этого не происходит. Иркутская область в 2017 году получила из федерального бюджета 21 млрд рублей и получит чуть более 19 млрд в 2018 году. Происходит это из-за того, что есть принцип: чем больше регион зарабатывает сам, тем меньше помощи он получит из федерального бюджета. Там тоже есть непрозрачность в распределении средств: Якутия, которая меньше нас и по населению, и по налоговой отдаче, получит по той же статье успешного управления бюджетом 2,5 млрд рублей. Почему — совершенно непонятно, но известно, что 19 млрд — не окончательная сумма, в течение 2018 года федеральный бюджет будут корректировать.

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии