Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иркутский след Эмира Кустурицы

18 сентября, 2018

Завершившийся 12 августа фестиваль «Звезды на Байкале», помимо очередного шанса приобщиться к классической музыке в исполнении звезд мировой величины, подарил иркутянам свидание с прославленным сербским режиссером Эмиром Кустурицей. Визит живого классика мирового кинематографа сложно переоценить, это, несомненно, знаковое культурное событие года. В день закрытия фестиваля обладатель двух «Золотых пальмовых ветвей» Каннского фестиваля провел творческую встречу с иркутскими режиссерами и студентами творческих специальностей.

В иркутский Дом кино режиссер прибыл в сопровождении своего друга, организатора «Звезд на Байкале» Дениса Мацуева. По словам Кустурицы, встреча с Денисом имела для него символический характер, потому что стиль игры Мацуева на фортепьяно сходен с тем, как Эмир делает свои фильмы. «В завершение концерта он разбивает инструмент, а я по завершении съемок разбиваю себя», – улыбнулся Кустурица. В свою очередь музыкант обнаружил в режиссере любовь к русской классике в литературе, музыке, кино. 

16-1.jpg

– Эмир пригласил меня в родную сербскую деревню, которая была живой декорацией фильма «Жизнь как чудо». Сейчас там проводятся уникальные фестивали, совмещающие концерт классической музыки и встречи с молодыми режиссерами. Мне очень понравилась его любовь к своему народу и, конечно, к русской культуре. Мы сразу нашли общий язык, и, будучи гостем фестиваля этим летом во второй раз, я понял, что не приехать в Иркутск Эмир не сможет. Как итог – сегодня ночью он погружался в Ангару ровно семь раз. Наш человек, – поделился Денис Мацуев.

Переполненный зал прежде всего интересовался секретами мастерства, и Кустурица охотно делился своим видением успеха в кинематографе. Например, ключевой проблемой в жизни любого кинорежиссера он назвал поиск идеи.

– Каждый человек может снять фильм, но хорошая идея есть далеко не у всех. Хорошую идею надо искать в жизни. Я всегда делал все, что хотел. Первые две мои картины были ужасны, пусты и глупы. Но я продолжал смотреть фильмы и в конце концов понял, что художник должен выражать сильные эмоции. Чувства для меня всегда служат основой, архитектурой фильма. Кроме того, когда задумываешь идею своего первого фильма, стоит работать с хорошо знакомым материалом и близким лично для тебя конфликтом или событием. Надо найти историю, которую ты можешь идентифицировать с собой, – отметил постановщик.

– Жизнь художника – это преступление без наказания и в то же время – огромный кредит доверия. Общение творца и зрителя является сокровенной коммуникацией. В будущем искусство, как вид коммуникации, изменится. Конечно, останется музыка: как классическая, так и современная. Но о будущем кинематографа стоит только догадываться. Если кинематограф продолжит путь в сторону коммерции, то вполне возможно, что «умное» кино превратится в элитарное искусство, которое будет чем-то вроде оперы. Судьбу кинематографа трудно предсказать. Однако даже коммерческий фильм должен стоять на сильном фундаменте. Художнику важно показать свою идеологию, этику и эстетику. В современных коммерчески успешных фильмах этого нет, – считает Эмир Кустурица.

По его словам, со временем все больше внимания будет уделяться техническому качеству фильма.

 – Уже сегодня 80 процентов фильмов на Западе не сообщают ничего. Они лишены смысла. А еще лет тридцать назад фильм был банком экзистенциальных чувств, самым большим праздником в нашей жизни. Я выступаю за кинематографическую эволюцию, фильм должен отражать образ нашей жизни, в этом направлении стоит двигаться. Никогда в истории не было так много хороших режиссеров, как сейчас, и никогда они не были так успешно маргинализированы. Успех кинопроката вышел на первое место. Концепция работы и структура Голливуда изменились в восьмидесятые годы ХХ века. Во главу угла стала коммерческая составляющая, а экзистенциальные и фундаментальные вопросы, которые поднимало американское кино, отодвинулись на второй план. Под коммерческое влияние угодило даже европейское кино. Исчезла драматургия, трагедия улицы, быта. Остался один постмодерн, – посетовал режиссер.

Вместе с тем Кустурица находит поводы для оптимизма на телевидении, где переживает расцвет формат телесериала.

– Я никогда не снимал сериалы, но я вижу, что сегодня это очень серьезный жанр кинематографии. Есть множество сериалов с хорошей драматургией и конфликтом. Сам формат выделяет гораздо больше времени для высказывания, для выражения мысли. Например, мой друг Паоло Сорентино снял успешный, но глубокий сериал «Молодой Папа». Если ты хочешь создать роман в киножанре, его надо делать в формате сериала. Стану ли я этим заниматься? Я не знаю. Мне нравится играть музыку, а вот делать фильм – это очень тяжелая работа.

Сейчас Эмир Кустурица пишет роман по произведениям Достоевского, который будет опубликован сразу на китайском языке. Роман ляжет в основу сценария, а потом и фильма. По словам мэтра, в современном Китае происходит скачкообразный прогресс, который порождает много моральных и социальных проблем, и декорации современного Китая хорошо подходят для новой интерпретации Достоевского. Как пояснил режиссер, художнику важно вырываться за пределы общепринятых стандартов, в то время как глобализация диктует обратные условия.

– В Сербии нет своего кинопроизводства, но есть фильмы, которые сняты на деньги Германии. То есть человека из Германии, который хочет видеть то, что он сам думает о Сербии. То же самое, к сожалению, часто происходит и с российскими режиссерами – они также демонстрируют то, что хочет видеть западный зритель, а не то, что хочет изобразить сам художник. Это большая проблема. Как мы знаем из произведений Льва Толстого, русская аристократия учила сначала французский, а затем русский язык. Русский человек всегда испытывал фрустрацию от Запада и поклонялся ему. Но у вас мощнейшая культура, которой нет нигде в Европе. Режиссеры Никита Михалков, Алексей Герман, Александр Сокуров. А Андрей Тарковский и вовсе гений, один из лучших художников в истории мирового кинематографа. И вам стоит не оглядываться на Европу, а искать свои формы, творить собственное искусство, – посоветовал мэтр. 

На вопрос о предназначении искусства в целом на правах хозяина вызвался ответить Денис Мацуев, чем и подвел символический итог встрече.

– Наверное, значение состоит в терапевтическом эффекте, который идет от музыки, кино и театра в наше сложное и неспокойное время. Возьмем, например, наш фестиваль «Звезды на Байкале». Половина лиц в зале – молодые. Такого нет ни в Европе, ни  в Америке. Почему музыка заставляет людей плакать? Почему зрителя прижимает к креслу энергетической волной, которая идет со сцены? Это, безусловно, чудо и излечение от всего ужаса из телевизора. Люди расслабляются. Искусство – это форма терапии.

Заключительным аккордом свидания Иркутска с великим режиссером стало бесплатное выступление легендарной фолк-группы Эмира Кустурицы «The No Smoking Orchestra», прошедшее в тот же вечер, 12 сентября, под открытым небом на набережной Ангары, у памятника Александру III. Несмотря на дождь, ветер и осеннюю стужу, зрители не расходились вплоть до команды организатора фестиваля Дениса Мацуева, волевым решением завершившего сеанс балканской терапии.

16-2.jpg

Вадим Мельников, специально для «Байкальских вестей».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести».

На фото: «Искусство – это форма терапии»;

На вечернем концерте не было равнодушных

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии