Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Игорь Кобзев: Всегда нужно искать компромисс в интересах жителей региона

20 декабря, 2022

Губернатор Иркутской области провел 12 декабря пресс-конференцию по предварительным итогам 2022 года. По мнению губернатора, у каждого из нас есть свои права и обязанности, и очень хорошо, что региональные власти, руководители муниципалитетов и жители региона слышат друг друга, работают вместе для развития территорий.

1ы.jpg

Социальные обязательства выполним

– Хочу рассказать вам об основных итогах года и в первую очередь отметить, что основные социальные обязательства перед жителями мы обязательно выполним. Вы знаете, что принят трехлетний бюджет и в нем 67–70 процентов – это социальные обязательства перед жителями региона. Хотел бы поблагодарить всех, кто принимал участие в его разработке. Мы работали со всеми политическими партиями, и, хотя каждый хотел сказать что-то свое, для себя мы определили приоритетные задачи, исходя из развития экономики, ситуации в стране. Депутаты нас услышали, поддержали, и мы продолжим работать дальше.

О том, как повлиял на бюджет области режим санкций, мы сможем сказать после первого квартала следующего года. Пока коллеги из министерства финансов и председатель правительства области говорят так: мы приняли бюджет, будем работать по его параметрам. Для крупных экспортно ориентированных компаний ввели индивидуальное сопровождение по вопросам сбыта и логистики. Не всегда получается, но на всех уровнях говорим, что это необходимо. Мы давно сложились как экспортно ориентированный регион, и наработанные цепочки не хотелось бы терять. Что касается других компаний, то пока мы не видим, чтобы кто-то сокращал объем инвестиций. Я встречался с представителями Группы «Илим» – они открывают в следующем году картонный комбинат на 600 тыс. тонн в год. Встречались с «Газпромом»: они в декабре начинают прокачку газа на экспорт. Далее пойдут проекты освоения территории, в том числе по сжиженному природному газу.

Встречались с компанией «Полюс» – ПАО «Высочайший» в следующем году привозит полностью фабрику из Китая и дальше будет развиваться. Встречались с Иркутской нефтяной компанией – они подтвердили строительство шести гелиевых заводов. По развитию добычи полезных ископаемых мы не видим ущерба и изменения графика проектов. Ведем переговоры, как нам быстрее достроить трассу Усть-Кут – Верхнемарково, это очень важно с точки зрения транспортировки гелия. Компания РУСАЛ модернизирует производство: к 2026 году будут модернизировать Братский алюминиевый завод, перейдут на более экологичные виды топлива и дадут более 7 млрд рублей вложений. Поэтому повторю: пока параметры бюджета остаются в том формате, как мы его приняли.

Только самолетом, но нужно потерпеть

Всех сегодня, конечно, волнует судьба поселка Мама. Туда могут летать только самолеты Ан-24 и Ан-26, но сегодня у аэропорта нет паспорта готовности аэронавигационного оборудования. Мы с руководителем Росавиации Александром Нерадько обстоятельно переговорили, он в первую очередь извинился за своих коллег на месте, но где-то есть вина местных властей, где-то еще чья-то, а мы уже работали по факту. С другой стороны, для себя тоже вывод сделали: мы будем готовить документы о готовности комиссионно. В любом случае сделаны выводы из случившегося, первые вылеты в Маму произвели и дальше будем работать.

Что касается автомобильной дороги на Мамакан, то давайте сделаем так: я направлю в район министра, он проедет по планируемой дороге вместе с руководством района, и там уже выяснят, почему запроектированную в 2019 году дорогу исключили из планов. Возможно, они примут решение и ее обратно включат. Я понимаю, что для жителей района это жизненно важный проект.

Сегодня нужно избегать таких ситуаций, когда люди становятся заложниками ситуации. Я на себе это почувствовал, когда находился в Москве, а мне позвонила мама одной из жительниц района и спрашивает: у дочери роды через несколько дней, аэропорт закрыт, что нам делать? Мы, конечно, сориентировались, отправили санавиацию, и, как мне сказали, все прошло успешно. Коллеги из Росавиации если формируют правила работы, они должны заранее нас информировать, а не ставить перед фактом 1 декабря.

Конечно, вопрос стоит и по другим малым аэропортам. Практически все они находятся в частной собственности, и мы будем искать компромиссные варианты. Мы уже встречались, искали пути решения. Уверен, что и Усть-Кут, и Ербогачен, и Тайшет сможем включить в госпрограмму развития малых аэродромов, тем более что и желание у инвесторов есть. Авиасообщение нужно рассматривать как один из приоритетов при перемещении жителей на другую территорию. В следующем году хотим начать реконструкцию аэропорта Бодайбо, хотя и там есть свои особенности. Будем работать индивидуально – наверное, закрывать одну полосу, ее строить, потом переходить на другую.

Все на борьбу с халатностью

По ситуации в поселке Артемовском, Бодайбинского района, я свою оценку уже дал, считаю, что это все-таки халатность, каждый руководитель должен предвидеть те решения, которые он формирует на осенне-зимний период, самый сложный для нас. Оценку дадут надзорные органы, но в целом, считаю, это должно стать уроком для руководителей муниципальных образований. Вы избранные руководители, люди вам доверили ответственную работу, и ваши решения должны быть выверенными. Понимаю, что нельзя вмешиваться в работу руководителя, и мы свои рекомендации давали. Глава поселения мне звонил: «Ну как так, я хочу, чтобы все было прозрачно». А «прозрачность» вылилась в то, что организация, которую они завели, не имеет собственных ресурсов. Поэтому уверен: его чистые антикоррупционные помыслы имели место, но люди не должны страдать. Форму реагирования мы выбрали правильную: руководителем ликвидации ЧС стал глава района, там побывал мой заместитель, а впредь руководителю первого уровня будет помогать глава района, который обладает полнотой власти на территории.

Всего на прохождение отопительного сезона выделено 5 млрд рублей, половина этой суммы – на топливо. Сегодня половина суммы использована. По состоянию на 6 декабря запасы угля составляют 267 тыс. тонн, по нормам запаса это 133 процента. Жидкого топлива у нас в резерве 12 тыс. тонн, это 124 процента. Мы договорились с ресурсоснабжающими организациями, что при прохождении отопительного сезона они должны иметь неприкосновенный запас.

«Майнингу» цвесть, но в рамках закона

Перейдем к другой теме ЖКХ – дифференцированный тариф. Я уже давал развернутый комментарий по поводу такого тарифа для майнеров, но пока на законодательном уровне эта сфера деятельности никак не урегулирована. В первую очередь, я считаю, нужно работать именно в этом направлении. Сейчас введение дифференцированного тарифа не принесет ожидаемого результата в борьбе с майнингом, зато есть риск увеличения платежей для населения, ухудшения экологической обстановки.

В Москве я переговорил с главой Комитета Государственной думы по финансовым рынкам Анатолием Аксаковым. Он тоже обращал внимание, что майнинг несет системные проблемы для территорий, где имеется энергодефицит, особенно в отопительный сезон. Аксаков, как один из авторов законопроекта о регулировании майнинга, считает, что уже в декабре этот документ будет принят в первом чтении, в январе окончательно, в феврале начнет действовать. В моем обращении в Госдуму было сказано, что майнинг должен иметь свое регулирование как предпринимательская деятельность.

Если этот формат мы урегулируем, то дальше будем работать с коллегами из энергетической сферы. Они считают, что майнеры являются одним из источников дефицита энергии в южных районах и источником ненадежности сетей. Мы готовы рассмотреть вопрос о выносе с южных территорий области всех, кто занимается майнингом, в северные районы – там, где достаточно энергии, ресурсов. Если это будет промышленный майнинг, то мы готовы создать условия.

Считаю, что это отрасль перспективная, правильная, мы должны встроиться и получать свой экономический эффект. Здесь должно быть взаимодействие с энергетиками, Законодательным собранием, Общественной палатой – если майнинг несет пользу для жителей области, пожалуйста. Я готов помогать инвестиционной деятельности, если майнинговые области будут располагаться в северной части нашей области. Там же можно рассмотреть перспективу строительства тепличных комплексов для использования вторичного тепла.

Поручил правительству рассмотреть вопросы тарифной политики. Стоимость электроэнергии для населения должна быть комфортной, не провоцировать переход на неэкологичные виды топлива. Тема повышения тарифов должна проходить широкое общественное обсуждение. Я знаю, что члены областной Общественной палаты и палаты города Иркутска активно включились, все заинтересованы в том, чтобы сделать ситуацию прозрачной.

Что касается системы ЖКХ в целом, то многие сети – и муниципальные, и межмуниципальные – нуждаются в реконструкции. Уверен, что мы найдем с энергетиками общий язык, найдем решение, потому что они – тоже жители Иркутской области.

Коррупции – бой

Знаю, что сегодня много вопросов с уголовными делами в отношении бывших руководителей министерства здравоохранения. Здесь ответ короткий: правовую оценку дадут уполномоченные органы. Но мы всегда говорили, что все, кто работает в органах исполнительной власти, должны быть кристально чистыми. У них не должно быть личных интересов. Конечно, это неприятно, но мы дальше ищем варианты, и министерство все равно должно получить своего руководителя. Он пройдет согласование в Минздраве РФ. Пока наш кандидат прошел первичное согласование, были даны указания, на что обратить внимание. В будущем году продолжим эту работу.

Школа на улице Багратиона

Вопрос с подрядчиком должен решить заказчик, то есть муниципалитет. В прошлом году они просили меня о включении школы в федеральную программу, мы помогли, город получил дополнительное миллиардное финансирование. Что происходит дальше? Муниципалитет-заказчик и исполнитель (строительная компания) должны понимать все риски. Штрафные санкции лягут в первую очередь на область. Сегодня по Иркутску есть еще несколько заявок на такие же крупные школы, но этот объект стал ключевым и для города, и для репутации строительной компании.

Строительство должно было завершиться в этом году, благодаря усилиям правительства сдача была перенесена на 2023 год. Мы видели такую школу в Тулуне, в Иркутском районе – прекрасное решение, комфортные условия, радость в глазах родителей, учеников и учителей. Хотелось бы, чтобы эта радость была стимулом для строителей и администрации города. Сегодня завершение строительства – это вопрос их отношений, и будет очень неприятно, если проект не будет завершен в срок. Мы должны срочно выйти на финишную прямую и завершить работы в следующем году. Неприятная история, но она должна иметь выход.

Иркутская область – малая родина

На днях исполнится три года с того момента, как я работаю в регионе, и сегодня считаю, что для меня и моей семьи область стала малой родиной. Здесь живут мои родные, дети, они растут, ходят в школу, взрослеют. Для них жить здесь почетно. Мой ритм жизни не изменился: я получил большой практический опыт, узнал область. И я рад, что президент дал мне шанс попробовать себя на самостоятельной работе. Сегодня для меня, для команды важно, что все нас поддерживают.

Что касается избирательной кампании 2023 года, то я не вижу ничего зазорного в том, чтобы возглавить список «Единой России» и дальше работать с точки зрения законодательных инициатив не только в территории, но и на федеральном уровне. Нам в Совете федерации дали наказ: консолидировать усилия законодательной и исполнительной власти на уровне региона. Когда есть такой командный результат, это дает хороший шанс для продвижения интересов территории.

Отвечая на вопрос из Нижнеудинска…

В прошлом году мы начали работы по полигону ТБО, обеспечили его транспортную доступность. Вторая очередь полигона точно нужна: сегодня там складируется вообще все, что есть на территории города. Этот объект пока не попал в федеральные программы, но об этом нужно думать, полигон должен иметь продолжение. Дадим поручение министру по проектированию и продвижению объекта.

В целом на уже существующих полигонах в области нельзя останавливаться. У нас есть два региональных оператора по обращению с ТКО, недавно мы провели переговоры с федеральным оператором ППК РЭО по реконструкции полигона в Ангарске, и следующим будет именно полигон в Нижнеудинске. Мы хотим, чтобы федеральный оператор привлек средства для проектирования и строительства второй очереди полигона в Нижнеудинске в рамках концессионного соглашения.

Что касается города. Восстановление после наводнения идет не так хорошо, как хотелось бы, но идет. К сожалению, в северной части области мало строительных компаний. К сожалению, нет той «якорной» организации, которая могла бы взять на себя многие процессы. Многие инвесторы не видят для себя интереса, перспективы на территории Нижнеудинска. Могу сказать, что школу № 1 на 520 мест мы завершим, с января уже приступим к учебе. Социально-реабилитационный центр – построили прекрасное здание, для многих семей, которые попали в сложную ситуацию, этот центр – как шанс на новую жизнь. Завершаем строительство плавательного бассейна. Построили неплохой стадион с легкоатлетическим манежем.

По дорогам выходим на финишную прямую, тут важно завершить строительство дамбы. В следующем году обязательно введем водозабор – появились непредвиденные расходы, но мы получили дополнительно 68 млн рублей. На реконструкцию теплоисточника нужно чуть больше 2 млрд рублей, поэтому пока вопрос актуален. Сейчас теплоснабжающие компании работают не в том режиме, который хотелось бы жителям.

В следующем году обязательно завершим переселение из пострадавших домов. Вы знаете, что за это время дважды менялась строительная организация, это замедляет строительство. Площадка микрорайона «Восточный» для нас ключевая – там мы строим и жилье для детей-сирот, в этом году уже ввели 42 дома. Как для Тулуна ключевым был 2022 год, так для Нижнеудинска им станет 2023-й.

Кампуса три срока ждут

По поводу межвузовского кампуса в Иркутске разговаривал с министром науки и высшего образования Российской Федерации Валерием Фальковым. В этом году, как вы знаете, рассмотрели девять лучших заявок – мы десятые, но восемь заявок еще будут рассматривать. У нас есть вопросы по земельному участку и с очередностью: мы для себя ставили на первое место общежития, коллеги из министерства ставят их на второе место. Мы договорились, что 17 декабря я буду в Министерстве образования и мы формируем соглашение, чтобы мы в эту тему попали. Кампус дает городу и региону конкурентность, привлекает студентов поступать в наши вузы. Поэтому будем с министром обсуждать порядок наших действий. У нас уже есть два концессионера, будем выбирать, кто из них получит проект.

И мост, и школа, и площадь

В Усть-Куте у нас сегодня две задачи – школа № 7 и более длительная тема – мост через реку Лену. В следующем году начнем строительство новой школы. Предварительно потенциальный подрядчик имеется, сегодня коллеги из муниципалитета встроились в этот процесс, и в 2024 году новая школа откроет свои двери.

Мост в городе не только региональный, для города он имеет жизненно важное значение. Поэтому мы взяли этот объект в работу, сделаем проектное решение и будем продвигать. Пока срок строительства – 2023–2025 годы. Вопрос на контроле.

Что касается реконструкции площади у ДК «Дружба» в Усть-Илимске, на которую были выделены федеральные деньги, – конечно, неприятно, потому что коллеги сами получали престижный кубок в Москве. И не справились с задачей. Там срок дается до 1 апреля, есть шанс, что еще успеют. Если благоустройство территории не проведут – неприятности будут для всей области.

На строительство выделено около 40 млрд рублей, но наша строительная отрасль оказалась не готова к такому масштабному освоению средств. Это показала и поликлиника № 10, и другие проекты, где пришлось выходить на повторные конкурсы. Лето у нас короткое, поэтому мы сейчас стараемся, чтобы на 2023 год подряды были в плановом порядке заключены уже в 2022 году. Обязательно должно быть авансирование, на Региональном совете договорились, что это от 30 процентов суммы и выше. Конечно, есть риски, но это если компания из другого региона.

Что касается Усть-Илимска, то планируем до Нового года туда проехать, заодно посмотрим и послушаем, что скажут жители, муниципальное руководство… Все обращения мы направили в правоохранительные органы, там должны принять решение хотя бы по дисциплинированности строительной организации.

Отношения с мэрами

Тут – как в любой семье: бывает, что спорим, ссоримся, но важно, что мы друг друга понимаем. По многим вопросам, во всяком случае. Конечно, каждый мэр думает о своей территории, 42 мэра в области, многие вопросы можно решить только совместно. Вы видели, что мы выстраиваем работу Регионального совета, и думаю, что споры должны быть только на этой площадке. Открыто. Если приняли решение, проголосовали – дальше споров не должно быть. Мэры могут выполнить задачи в рамках своей компетенции, они должны смотреть и на оперативный, и на стратегический уровень, а вместе мы должны найти решение любых вопросов.

2ы.jpg

В блицформате

В завершающей части пресс-конференции губернатор обсудил с журналистами множество локальных вопросов – от влияния работы почты в Заларях на судьбу местной независимой газеты до работы по сохранению памятников истории и культуры. Игорь Кобзев мало обещает, но хорошо знает все проблемы – от общеобластных до самых малых. Многие вопросы можно было решить, если бы не подводили строительные компании, которые срывают сроки контрактов, берут на себя неисполнимые обязательства.

Журналисты порой заменяют собой институты, которые должны были раньше донести до губернатора информацию о проблемах, как это сделали, например, журналисты из Усолья-Сибирского, выступившие на защиту частного сектора, оставшегося в холода без света. Губернатор пообещал, конечно, что на месте пройдет заседание региональной комиссии по ЧС, но почему это не сделали летом? Почему никто из людей на важных должностях не пригласил главу региона, например, в некоторые областные больницы, которые выглядят так, будто их территорию уничтожали и перерывали специально? У губернатора Кобзева нет розовых очков – так почему ими отгородились от жителей области некоторые министры, заместители губернатора, мэры?

К сожалению, есть вопросы, которые не двигаются многие годы, и это можно проверить по стенограммам прошлых пресс-конференций. Тема газификации Братска, например, в очередной раз уперлась в тему перевода ТЭЦ с угля на газ, или, иными словами, в тему стоимости кубометра топлива. С этой темой увязан и федеральный проект «Чистый воздух», и инвестиционные проекты (смогут ли они принять у себя газ – от этого зависит диаметр трубы), и обустройство инфраструктуры на месторождениях. Из-за всех сложностей проект в очередной раз сдвинулся – уже на 2026 год.

Вот и финансирование по «тепловому лучу» в Иркутске перенесено на 2023 год. Хотя губернатор заверил, что проект перешел в стадию экспертизы, а с энергетиками будут «разговаривать жестко», у проекта появились новые препоны – как, например, организовать объезд строительных работ?

Глава области не стал давать прогноз на будущий год и отказался считать принятый областными властями бюджет «кризисным»: бюджет – это рабочий инструмент, при необходимости его можно поправить. Уезжать из области «в ближайшие несколько лет» Игорь Кобзев не собирается, а значит, выборы в 2023-м пройдут спокойно. С таким настроением и вступим в новый год.

Записал Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии