Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Феномен Владимира Высоцкого

06 Февраля, 2023

К 85-летию со дня рождения великого барда

Окончание. Начало в №4

Александр Маджаров: За рубежом в отношении Высоцкого была такая проблема. Ну, «Идет охота на волков» – иностранцы не понимали главного. Они не могли перевести суть. Суть русской души не могли понять. Переводили дословно. Принимали хорошо, но до конца не понимали.

На западе Высоцкого воспринимали как диковину. Они же считали, что у него песни протеста. А чего же он протестует? Ну подумаешь, застрелили серого хищника. Они не понимали совершенно, о чем речь, хотя и рассуждали о загадочности русской души.

Я вчера закончил ковку,
Я два плана залудил
И в загранкомандировку
От завода угодил.

Копоть, сажу смыл под душем,
Съел холодного язя
И инструктора прослушал:
Что там можно, что нельзя.

Там у них пока что лучше бытово,
Так чтоб я не отчебучил не того,
Он мне дал прочесть брошюру – как наказ,
Чтоб не вздумал жить там сдуру, как у нас.

В этой песне выражено отношение к тому, как выезжали за границу.

Юрий Коренев: Высокая популярность Высоцкого смущала власть. Человек может прийти, и в любой момент за ним люди пойдут. Настолько Высоцкий был всем близок по духу своему, и он пробуждал чувство справедливости, у него была жажда отстаивания интересов простого человека. Он писал от уровня и имени простых людей. Что говорить, он даже писал от имени животных.

Александр Маджаров: Я разовью вашу мысль. Люди не просто шли за ним. Когда я сказал о нем как о великой личности, я и имел ввиду, что это человек, который способен взять историю под уздцы. Повести за собой. Высоцкий был таким человеком. Люди, слушая его песни, понимали, что в датском королевстве что-то не так. И вот сейчас мы «на свободе», и мы говорим, как там вроде бы было хорошо. А что же вы хотели, ребята? Теперь другие противоречия. Мы живем в других противоречиях.

Александр Маджаров: Высоцкий не со всем соглашался. Как надо, как должно быть – об этом он пел. Поэтому он пел или с легкой насмешкой, или, если писал о любви и дружбе, искренне. Если он пел о войне, то от первого лица:

Почему все не так, вроде все, как всегда:
То же небо – опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах – без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.

Он пел так, чтобы все чувствовали правду жизни. Ее не хватает всегда. Много лжи. Много около правды. Не хватает настоящего.

1в.jpg

Юрий Коренев: Александр, мы завершим встречу просмотром вашего фильма, в котором брали интервью у современников Высоцкого. Прошло 25 лет. Как вы считаете, молодежь знает Высоцкого, слушает Высоцкого? Насколько он близок в своем творчестве к тому, что сейчас происходит в мире?

Александр Маджаров: Я хочу сказать, что он, это не шутка и не метафора, он – это энциклопедия русской жизни. А знает ли молодежь… Очень часто вижу своих студентов. Высоцкого они все знают. А некоторые и любят. Подлинное искусство никогда не умрет. Оно будет культурной ценностью пожизненно. Поэтому Высоцкий останется. Без всякого сомнения, чтобы с нами ни было, ни происходило. До тех пор пока существует наша цивилизация, он будет в нашей русской культуре.

Юрий Коренев: Я немного не соглашусь с вами. Наверное, учитывая, что вы так высоко цените творчество Высоцкого, вашим студентам невозможно не знать его. Я проводил небольшой опрос среди своих знакомых. Среди молодежи многие его не знают. Но еще меньше слушают. «Слышал, что был такой человек, популярностью пользовался». Те, кому тридцать и больше, общались с творчеством Высоцкого. А вот те, кто младше, его песни не слушают.

Александр Маджаров: Зачем менеджеру по продажам слушать «Идет охота на волков»? Он будет слушать «Я еду со своей фонотекой на дискотеку», и у такого сюжета будет миллион просмотров. Другие люди – другие песни. Иная аудитория пришла.И Пушкина теперь могут не знать.

Юрий Коренев: Наше общение с вами, фильм, который вы сделали 25 лет назад,– это все повысит интерес к творчеству Владимира Высоцкого. Я бы хотел поговорить в отношении более позднего периода. Кто, на ваш взгляд, мог быть таким же или является таким же? Кто оставил равноценный след? Несет свое творчество, его непростое бремя, когда творят вопреки официальному направлению. Вспомним Виктора Цоя. Он давно ушел, а его песни молодежь слушает. Или группа «ДДТ» –смелые ребята.

Александр Маджаров: Высоцкий неповторим. Можем ли мы сказать, что повторим Пушкин? Это ниша такая, с такой мощью рядом никого нет. Белинский говорил:«Пушкиных рождает время».Разве оно такую интонацию, как у Высоцкого, заказывает сейчас? Поэтому зачем молодой человек будет Высоцкого слушать? Такая песня заставит его думать, встать утром рано, пойти на пробежку, матери помочь. Лучше он будет спать, не напрягаясь. Он не будет Высоцкого слушать.

Юрий Коренев: Вы не находите такого, кто бы мог сравниться по популярности…

Александр Маджаров: Почему Цой близок молодежи? У него есть главная идея – ждем перемен. Цой замечательный. Но личности такого масштаба, как Высоцкий, к сожалению, сейчас нет.

Юрий Коренев: Он был еще и лирическим поэтом. Я впервые услышал песню «Я несла свою беду» в исполнении Пугачевой. Она сразу мне попала в сердце. И для меня было откровением через много лет, что песню написал Высоцкий.

Александр Маджаров: Написал для Марины Влади. Она спела. Как пела Анна Герман «Один раз в год сады цветут»– это была грустная песня. А сегодня поют по-другому: радостно. Не понимают…чувствуют, что, прошу прощения, надо оттянуться хорошо.

Юрий Коренев: Пугачева эту песню в первый раз исполнила в 1981 году. Я заразился любовью к этой песне. Я закончил тогда медицинский институт, у меня был романтический период. Я слушал в ее исполнении эту же песню в 2000 году. Это небо и земля. Слушать вообще невозможно. Время меняет людей, меняются приоритеты.На эстраде много теперь мишуры.Артисты таким образом прячут свои недостатки в плане слабого голоса, неумения петь. Уровень требовательности к вокальным данным снизился.

Александр Маджаров: Наступило время «Поедем поедим». Не хлопочут о внутреннем. Смысл концертов теперь в том, чтобы, прошу прощения за вульгарный жаргон, срубить бабки.Чем ты экстравагантнее выйдешь, тем больше бабок срубишь. Но суть искусства в том, чтобы поднимать народ до высокого уровня. А не опускать вниз до самых низменных чувств. Когда мы делаем бабки, тогда и опускаемся ниже плинтуса. Высоцкий – великий лирик, как же без любви. Я уверен, сегодня он каждой своей женщине подарил бы по хрустальному дворцу. Я уверен, у него были бы деньги, но он никогда бы не жил ради них. Он бы одарил всех друзей, обеспечил всех своих женщин. Он бы все отдал и продолжал петь.

Булат Окуджава написал на смерть Высоцкого: «Черный аист московский на белое небо взлетел…». Великие говорят о великих. Только они могут друг друга понять. А мы, грешные, как говорится, по мере наших скромных сил.

2в.jpg

Юрий Коренев: Надеюсь, нашей беседой мы возродили интерес наших современников к творчеству великого человека, который шел непростым путем. Оставил свой след, который не растворится временем. Я хотел бы пожелать нашим слушателям посмотреть фильм Александра Маджарова, созданный 25 лет назад. Техника была другая, поэтому техническое качество не самое лучшее. Теперь фильм оцифрован.Еще раз увидите Высоцкого, услышите мнение о нем, живое слово. Поблагодарим за этот фильм от имени всех нас Александра Маджарова, доктора исторических наук, профессора, члена Союзов писателей и журналистов России. Надо еще заметить, что он выпустил цикл передач на Иркутском городском радио о выдающихся музыкальных исполнителях XX века, издал разошедшуюся по Иркутску и Москве книгу «Мелодии моей души».


С полной версией беседы можно ознакомиться по адресу: https://youtu.be/FNqun6hAps8


Записала Татьяна Ясникова, специально для «Байкальских вестей».

Фото Леонида Мончинского.

На фото: Председатель артели «Лена» Вадим Туманов,
Владимир Высоцкий и первый секретарь Бодайбинского
горкома КПСС Юрий Елистратов на пароме через Иркут.
20 июня 1976 года;

На стрельбище вблизи Чистых Ключей

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии