Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Единый космос, разное кино

11 января, 2022

Лекции доктора физико-математических наук, заведующего астрономической обсерваторией Иркутского государственного университета Сергея Язева давно стали украшением проекта «Научные Weekend`ы» ИГУ. 18 декабря в Научной библиотеке им. В. Распутина он представил слушателям лекцию на тему «Космос и кино».


1к.jpg

«Укрощение огня»

Начиная свой рассказ, Сергей Язев признал, что для него эта лекция стала одной из самых сложных, потому что про космос он знает многое, но кинокритиком не является. Тем не менее тема эта сегодня очень актуальна – хотя бы потому, что осенью 2021 года Роскосмос организовал первые в истории человечества съемки художественного фильма на космической станции. Это событие вызвало огромную дискуссию в СМИ и социальных сетях, но в то же время породило новый всплеск интереса к космосу и попыткам его освоить.

В 2022 году человечество отметит 65-ю годовщину начала космической эры: в октябре 1957 года Советский Союз вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли. Через три с половиной года в космос полетел Юрий Гагарин, и с тех пор космос вошел в жизнь человечества. Значительная часть современной техники, передовых технологий и инфраструктуры связана с космосом. За простой прогноз погоды нужно сказать спасибо космонавтам и отрасли в целом, потому что именно со спутников идет наблюдение за состоянием атмосферы, на базе этих данных составляют прогнозы. Даже когда к нам подъезжает такси, водитель находит наше местоположение при помощи спутниковой навигации.

Кино, которое вполне справедливо считалось важнейшим из искусств, отражает и наш интерес к космосу, и его тотальное проникновение во все сферы жизни. Сергей Язев даже не стал рассматривать фантастические фильмы о космосе, коих имеется великое множество – от сложного, но близкого к шедевру «Интерстеллар» до «космической оперы» «Звездные войны». Для анализа имеются и другие картины, поднимающие вполне серьезную проблематику. Первым из них стал фильм «Укрощение огня», снятый на киностудии «Мосфильм» режиссером-постановщиком Даниилом Храбровицким и вышедший на экраны в 1972 году.  

– Главный герой фильма, которого сыграл Кирилл Лавров, – это главный конструктор, но это не Сергей Павлович Королев, а собирательный образ. В него вошли элементы биографий многих советских космических конструкторов – и Королева, и Алексея Исаева, и Валентина Глушко. По жанру это был фильм-эпопея, в 1970-е годы такие фильмы в СССР любили. Вспоминается фильм-эпопея Юрия Озерова «Освобождение»: широкий взгляд на историю страны, от окопов до ставки Верховного главнокомандующего. И вот что-то подобное в фильме «Укрощение огня»: когда он вышел, то многие специалисты ахнули, потому что на широком экране была показана снятая с вертолета стартовая площадка до недавнего времени абсолютно секретного космодрома Байконур, – рассказал Сергей Язев.

Фильм должен был выйти на экраны к 10-летию полета Гагарина, но немного опоздал к этой дате. Решение о его съемках принималось на очень высоком уровне, в ЦК КПСС, каждый кадр внимательно отсматривали в Министерстве обороны – и многие кадры натурных съемок в Центре управления полетами, в Центре подготовки космонавтов и на Байконуре в итоге вырезали. И тем не менее многие практически документальные кадры в него вошли, а музыка Андрея Петрова из этого фильма, адаптированная под марш, даже использовалась позднее во время парадов на Красной площади.

В фильме есть вымышленные сцены – например, встреча будущего главного конструктора с Константином Циолковским (его роль исполнил Иннокентий Смоктуновский). Несмотря на то что такой встречи никогда не было, в Калуге сейчас можно увидеть скульптуру «Связь времен», созданную Алексеем Леоновым. Есть и «реконструкция» истории ракетной техники – запуск маленькой ракеты ГИРД-09 (ГИРД – группа изучения реактивного движения), и пуски первых реактивных систем залпового огня «Катюша». Не обошлось и без Сталина: Храбровицкий вставил в фильм сцену, когда главный конструктор участвует в совещании о развитии ракетной техники и просит вождя народов не перебивать, потому что сложно сосредоточиться. Здесь фильм делает поворот в еще более сложную и секретную тему создания всего комплекса ракетно-ядерного щита СССР, из-за чего в фильме о космосе появляется Игорь Курчатов и сцена испытания первого ядерного заряда.

Готовность конструктора Башкирцева делать носитель для ядерного заряда привела к созданию уникальной ракеты Р-7, которая летает до сих пор. В фильме показали не только подлинные кадры установки ракеты на стартовый стол, но и неожиданные для зрителя кадры неудачных пусков – до этого момента везде и всюду говорили только о достижениях и успехах, но не сообщали о страшных авариях и гибели людей. Никогда не сообщали, например, о том, что главный маршал артиллерии Митрофан Неделин погиб 24 октября 1960 года при взрыве ракеты – вместе с семью десятками других специалистов, но перед этим успел удалить от аварийной ракеты около ста человек.

– С моей точки зрения, в фильме показан очень адекватный образ инженера, конструктора, художника, если хотите, который создавал новую технику, и его отношения с властью. Судя по воспоминаниям генерала Николая Каманина и первого заместителя Королева Бориса Чертока, у меня создается впечатление, что показано все более или менее адекватно – с достаточным уважением. Главный конструктор отстаивает свою идею, в фильме это видно, – отметил Сергей Язев.

Роль Первого космонавта (в фильме Юрия Гагарина не звучит) исполнил Анатолий Челомбитько – в то время офицер одной из частей, обслуживавших Байконур. Он был настолько внешне похож на Гагарина, что у него даже просили автографы. Любопытно, что позднее, уже став преподавателем Военной инженерно-космической академии имени А. Ф. Можайского, Челомбитько рассказывал о случайной личной встрече с Гагариным в театре. Тогда он пожаловался Гагарину: «Мне из-за вашей славы прохода не дают. Что будем делать?». «Будем делить», – ответил Гагарин.

Несмотря на то что специалисты могли рассмотреть в фильме некоторые технические неточности, фильм стал прорывом в советском кинематографе о космосе. Советские зрители впервые увидели, что это не только достижения и победы, – бывают и трудности, и сложности, но через них нужно пройти.

2к.jpg

«Возвращение с орбиты»

Через 11 лет в СССР на киностудии имени А.П. Довженко вышел фильм «Возвращение с орбиты». На него в последние месяцы много ссылались, потому что в нем использованы документальные кадры, снятые космонавтами на орбитальной станции «Салют-7». Это действительно так, и это стало аргументом в споре, «надо ли отправлять на орбиту настоящих актеров, если космонавты сами могут все снять»?

Фильм интересен актерским составом – космонавтов сыграли Юозас Будрайтис, Александр Пороховщиков, Игорь Дмитриев и Виталий Соломин. По сценарию, герой Будрайтиса – полковник морской авиации, прошел курс подготовки в отряде космонавтов, но в очереди на полет его все время отодвигают. Он принимает решение уйти из отряда, а герой Соломина уговаривает его остаться, а когда это не удается, улетает с другим напарником. В космосе с этим экипажем происходят некие события, из-за которых нужно срочно отправить экипаж на орбиту, но никого почему-то нет, и за резервистом Будрайтисом отправляют вертолет, который нагоняет и останавливает поезд где-то в степи. И вечный второй летит спасать товарищей.

– На самом деле так не бывает, но в кино случается, – отметил Сергей Язев. – Главный момент в фильме, мне кажется, – это именно сцена, где герой Будрайтиса едет в поезде и слышит рассуждения пассажира про то, как легка жизнь космонавта. Слетал, получил звезду Героя, тебе огромная премия, зарплата, слава и так далее. Будрайтис возражает, но не очень активно, а фильм, видимо, снят ради того, чтобы показать, что это не так.

Сценарист действительно постарался, чтобы показать трудности работы космонавтов. Герои Будрайтиса и Соломина прилетают на орбитальную станцию, отправляют на Землю ее экипаж (один из космонавтов болен), и тут выясняется, что сами они вернуться не могут – их корабль неисправен. В сценарии появляется еще один фантастический эпизод, в котором всего за несколько часов готовят к старту еще один корабль, и руководитель центра подготовки космонавтов в исполнении Пороховщикова отправляется спасать второй экипаж. Но не тут-то было: корабль постоянно вращается и не может пристыковаться к станции… Каким-то чудом все пришло к благополучному итогу, и фильм завершается сценой в бане, где все герои собираются вместе.

Фильм получил несколько профессиональных наград за комбинированные съемки – в частности, диплом «За самый сложный технический кадр». Несмотря на то что корабль был настоящий, изображать невесомость пришлось при помощи многочисленных технических ухищрений, и это было оценено специалистами по достоинству. Однако специалистам смотреть его трудно: в сцене, где космонавт работает в открытом космосе, ничего похожего на настоящий скафандр с запасом кислорода нет.

3к.jpg

«Аполлон 13»

Фильм 1995 года «Аполлон 13» снят по воспоминаниям командира тринадцатой миссии Джеймса Ловелла – и это тот фильм, который многие советские и российские космонавты считают наиболее правильным и адекватным отражением работы в космосе. И, наверное, не просто так: Ловелл был первым, кто летал к Луне во второй раз (на «Аполлоне-8» он был пилотом командного модуля) и первым, кто слетал в космос четыре раза.

Миссия с самого начала была непростой: корабль готовили для экипажа Алана Шепарда, однако он перенес операцию и не успел восстановиться, поэтому Ловелл, которого готовили на «Аполлон-14», согласился на обмен кораблями. Пилот командного модуля Джон Суайгерт был принят на замену астронавту Томасу Маттингли, который был в контакте с больным краснухой; при этом он, как и пилот лунного модуля Фред Хейз, был новичком. Корабль стартовал 11 апреля 1970 года, и уже на старте произошло отключение одного из двигателей. Через 56 часов полета произошел взрыв в баке с кислородом, что привело к изменению траектории полета и падению напряжения в системе энергоснабжения. Несмотря на многочисленные трудности, 17 апреля, через 143 часа после старта, экипаж «Аполлона-13» сумел вернуть корабль на Землю. На время посадки в СССР и некоторых других странах была отключена вся радиосвязь на тех частотах, на которых экипаж поддерживал связь с Землей, чтобы не создавать помехи.

Главную роль в фильме сыграл Том Хэнкс, картина получила «Оскар» за лучший монтаж и лучший звук. При этом вся космическая техника в нем нарисована на компьютере, а сам Ловелл был уверен, что съемки реальные, настолько достоверно все сделано. Сцены в невесомости сняты на специальном самолете-лаборатории, который делает «бочку»: за те 20–25 секунд, пока самолет находится в свободном падении, в салоне возникает невесомость и можно снять несколько кадров. Полетов пришлось делать великое множество, и съемочной группе эти кадры дались очень тяжело.

Для фильма пришлось изготовить две копии корабля: он был настолько тесным, что в нем не было места для оператора, и макет нужно было разрезать, чтобы иметь возможность снимать с разных точек. Именно из этого фильма появилась знаменитая фраза «Хьюстон, у нас проблема» – в действительности Суайгерт  (и это можно проверить по полной аудиозаписи, выложенный в интернете) сказал: «О’кей, Хьюстон, у нас тут возникла проблема». В фильме снялся и сам Ловелл – он играет офицера военно-морских сил, который пожимает руку Тому Хэнксу после приводнения. Заслуги актера перед космонавтикой были отмечены тем, что астероид 12818 получил имя Tomhanks.

 – Я говорил с космонавтом Александром Лазуткиным, и он сказал, что, насколько он понимает космонавтику изнутри, в фильме практически все соответствует реальности. Есть небольшие правки для кино, но они невелики, – отметил Сергей Язев.

«Гравитация»

Фильм Альфонсо Куарона с Сандрой Баллок и Джорджем Клуни в главных ролях вышел в 2013 году. Он получил семь «Оскаров», «Золотой глобус» за режиссуру, шесть премий Британской киноакадемии. Формально он не должен был попасть в лекцию, поскольку сюжет его довольно фантастический, но Сергей Язев использовал его по той причине, что речь идет примерно про наши дни и в сюжете используется реально существующая космическая техника. Например, экипаж отправляется на орбиту на одном из «шаттлов», хотя к тому времени все они были сняты с эксплуатации – два из пяти очень дорогих кораблей взорвались и унесли жизни 14 астронавтов.

По сюжету, пока герои фильма занимаются ремонтом телескопа «Хаббл», «ужасные русские» зачем-то взрывают свой спутник, осколки несутся по орбитам и разносят все вокруг. Клуни и Баллок остаются одни в открытом космосе и (чистая фантастика) на индивидуальных ранцах скафандров летят к МКС. Поскольку топливо кончается, герой Клуни жертвует собой и улетает в открытый космос, а героиня Баллок добирается до МКС, где остался один поврежденный корабль «Союз». Приземлиться на нем нельзя, но можно перемещаться на орбите – например, добраться до китайской станции «Тяньгун». Из-за серии довольно странных происшествий вроде срабатывания посадочного парашюта в «Союзе» кончается топливо основного двигателя, но остается топливо в посадочном модуле. Когда и его не хватает, героиня использует огнетушитель и приземляется на полуразрушенном китайском корабле «Шэньчжоу». Она не знает иероглифов на пульте управления, но китайский корабль – почти точная копия «Союза», так что и здесь хэппи-энд.

Фильм понравился кинематографистам (его хвалил Джеймс Кэмерон), но был прохладно встречен специалистами – в космосе так просто перемещаться нельзя. Да, на гермошлемах астронавтов очень точно отражается звездное небо, земля и огни орбитальных станций, но летать на огнетушителе…

4к.jpg

Странные фильмы не о том

Фильм «Время первых» (2017 год, режиссер Дмитрий Киселев, в ролях Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин) рассказывает о знаменитом полете в марте 1965 года, когда Алексей Леонов впервые выходил в открытый космос, а приземлился посадочный модуль в пермской тайге. С технической точки зрения, по мнению Сергея Язева, фильм снят достоверно и адекватно. Полет вошел в историю не только тем, что Леонов вышел через специально пристыкованный к кораблю дополнительный шлюз, но и потому, что для возвращения ему пришлось пойти на непредвиденный поступок и частично стравить воздух из скафандра – без этого в тесном шлюзе было не развернуться.

– У меня было ощущение, что главным в фильме было показать некоторые политические моменты. Показали, как главный конструктор, на этот раз конкретный Королев, бегает такой забитый. А Политбюро и лично Брежнев заставляют его отправлять «сырой» корабль, и у космонавтов велики шансы погибнуть. Они запускают корабль, идут аварии, готовят зачем-то заранее сообщение ТАСС о гибели… Когда корабль уже приземлился, почему-то показан порванный на ленты парашют, но если попробовать порвать парашютный шелк, то у вас ничего не выйдет. Дальше еще хуже: космонавтов учили, как вести себя после посадки, но герой Хабенского уходит от костра, садится под дерево и медленно замерзает… А герой Миронова бегает по лесу и запускает ракеты, хотя никакого смысла в этом нет, потому что никто их еще не ищет. Все очень трагично, у вертолета кончается топливо, но тут с него видят парашют внизу, и все кончается хорошо. Остается ощущение, что фильм снят ради показа «античеловеческой сущности советской власти». Космонавты рассказывали, что все было не так, – это Королев спешил, потому что была информация о подготовке такой операции американцами, – поясняет Сергей Язев.

«Время первых» заслуженно провалилось в прокате. Следующий за ним фильм «Салют-7» (2017 год, режиссер Клим Шипенко, сценаристы Наталья Меркулова и Алексей Чупов, в ролях Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко и Александр Самойленко) очень не понравился космонавтам. Все дело в том, что сценаристы (Меркулова, кстати, родилась в Иркутске) использовали название настоящей станции, изменив только фамилии героев. И это абсурд, потому что у реальной истории с реальной станцией были реальные герои, с честью вышедшие из очень тяжелой ситуации. 11 февраля 1985 года станция потеряла связь с Землей. В июне того же года туда полетели Владимир Джанибеков (это был его четвертый полет) и Виктор Савиных, которые сумели не только вручную пристыковаться к неуправляемой станции, но и восстановили ее работоспособность.

Савиных и Джанибеков видели этот фильм и остались недовольны «американскими ходами»: кувалдой, которой в открытом космосе били по солнечной батарее. Лупить по трехмиллиметровой стенке космического корабля – чистое самоубийство, а сценаристы для полной дурости запустили мимо «Салюта» американский «шаттл», на который наши герои смотрят с мрачным видом автолюбителя, который парится под «жигулями», когда мимо проезжает «форд». Савиных написал об этих событиях очень интересную книгу «Записки с мертвой станции» – и сценаристы ее почитали, но с автором связываться не стали. А зачем?..

Сейчас Клим Шипенко работает над проектом «Вызов», ради которого он вместе с актрисой Юлией Пересильд летал на МКС. Сюжет пересказывать не будем, чтобы не было спойлеров. Сергей Язев считает, что, несмотря на всю критику, проект оправдал себя: да, были потрачены средства Роскосмоса (заложенные на космические полеты), да, космонавт Петр Дубров вместо полугодовой вахты остался на год. Но уже сейчас Роскосмос получил отличную рекламу – это самый первый фильм, снятый в настоящем космическом полете, и уже поэтому на него пойдут во всем мире. Кроме того, практически доказано, что к полету в космос можно готовить не долгие годы, а всего три месяца. Вскоре после съемок в космос слетали японские туристы, и сделан заказ на три корабля «Союз» именно для туристов. Благодаря этим полетам все расходы на съемки будут покрыты, и кто-то из российских космонавтов в 2023 году полетит за счет этой прибыли.

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии