Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Человек на своем месте

14 апреля, 2011

Валерий Лукин не обещает неисполнимого


В областном парламенте начинает работу новый депутат — 13 марта на довыборах по Усть-Илимску и Усть-Илимскому району выиграл Валерий Лукин, заместитель председателя областного профобъединения, представитель профсоюзов в Законодательном собрании региона. Впрочем, к работе областного законодателя ему не привыкать — Лукин уже был депутатом в предыдущие созывы, да и в последующие годы был заметен в региональном парламенте больше иных избранников. Его даже называли пятьдесят первым депутатом. Сегодня Валерий Лукин — гость «Байкальских вестей».

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Валерий Алексеевич Лукин родился в 1944 году в Иркутске.

Окончил Иркутский политехнический институт. Профессия — инженер-механик. Начал трудовую деятельность в Иркутском политехническом институте на кафедре «Эксплуатации самолетов и двигателей», одновременно с 1970 по 1972 год был секретарем комитета комсомола института. В конце 60-х — начале 70-х годов в составе студенческих отрядов участвовал в строительстве железной дороги Хребтовая — Усть-Илимская.

В 1972 году по комсомольской путевке выехал на строительство Усть-Илимской ГЭС, где был избран секретарем комитета комсомола, затем заместителем секретаря парткома строительства ГЭС. С 1979 по 1983 год работал председателем объединенного профкома строительства Усть-Илимской ГЭС.

С 1983 по 1989 год — председатель профкома Усть-Илимской ТЭЦ и председатель профкома производственно-технического предприятия «Энергобумремонт». В 1989 году избран председателем профкома Усть-Илимского лесопромышленного комплекса и работал в данной должности по 2001 год.

С 1996 по 2004 год — депутат Законодательного собрания Иркутской области двух созывов, работал заместителем председателя комитета по социально-культурному законодательству и заместителем председателя комиссии по контрольной деятельности.

С 2005 года  — заместитель председателя Иркутского областного объединения организаций профсоюзов, полномочный представитель профобъединения в Законодательном собрании, председатель координационного совета профсоюзных организаций Иркутска.

Имеет государственные награды. За большой вклад в развитие Усть-Илимска, защиту интересов и прав граждан присвоено звание «Почетный гражданин города Усть-Илимска».

Женат, трое детей, пять внуков.

 

 

Валерий Алексеевич, в области вас знают как человека, который всю жизнь отстаивает интересы трудящихся. Сейчас, с обретением депутатского статуса, возможностей для этого станет больше. Примите наши поздравления и немного расскажите о выборах.

— Спасибо. Я отчетливо понимаю ту ответственность, которая на меня возлагается в связи с избранием. Да, возможностей теперь больше, но я и не тешу себя надеждами на то, что все мои предложения в части защиты социально-трудовых прав людей, повышения качества жизни удастся сразу и полностью реализовать.

Говоря о своей законодательной работе, в связи с коллегиальностью принимаемых решений, я оцениваю КПД в три-четыре процента. Но я знаю, что эти четыре процента точно обеспечу, кроме меня, их никто не сделает, хотя, конечно, хотелось бы больше. Удовлетворен и этим, поскольку при реализации моих предложений удается смягчить для людей удар бесконечных экономических реформ и шаг за шагом повышать жизненный уровень малообеспеченных граждан.

Выборы прошли сложно. Причем с каждым разом процесс становится труднее, потому что все большее значение приобретают финансовые возможности и административный ресурс кандидатов в депутаты.

Существующая сегодня выборная система затрудняет путь самовыдвиженцам, хотя очевидно, что среди беспартийных людей есть достойные, которые могут представлять интересы избирателей в законодательном (представительном) органе государственной власти. Но схема сбора подписей и требования к ним, доведенные до абсурда, направлены на то, чтобы не дать дорогу самовыдвиженцам уже на первом этапе — их регистрации.

Я учитывал это и понимал риск, но все же не пошел по спискам политических партий, хотя были такие предложения. Моя партия — это жители города и района. Всего мы собрали шесть тысяч подписей. А из двух тысяч поданных в избирком подписей забраковали 78. Я знал, какие требования будут предъявлены, и занимался этим вопросом сам. Голова, скажу честно, шла кругом, так как необходимо было учесть все жесткие нормы избирательного законодательства.

Полагаю: если мы хотим выстроить действительно работоспособную, эффективную политическую систему, нужно, чтобы наряду с членами партий в выборах имели возможность принимать участие и беспартийные кандидаты. Для этого необходимо упростить процедуру регистрации самовыдвиженцев.

— Почему, на ваш взгляд, явка на этих выборах была такой невысокой?

— Во-первых, это довыборы по одному из округов, а на них явка всегда невысока. Во-вторых, люди разочаровались в выборах — сужу по своему округу. Особенно ярко это проявилось в районе, которому я уделил особое внимание. Там вообще житейски безнадежная ситуация. Я встречался во всех поселениях с разными людьми. Те обещания, которые ранее давались кандидатами в депутаты всех уровней, не исполняются, поэтому у людей такое негативное отношение к выборам.

Во время предвыборной кампании никому ничего не обещал. Только одно: что те проблемы, которые сегодня есть, мною будут гарантированно донесены до всех уровней власти. Решения ведь принимаются не одним депутатом, а большинством голосов. Я это понимаю и говорил откровенно: бывает, что по некоторым вопросам, решение которых могло бы улучшить жизнь людей и для чего можно было найти финансовые средства, я просто не смог убедить большинство депутатов.

 

В условиях кризиса руководители государства открыто заявляют о недопущении снижения уровня жизни и социальной защиты населения. На уровне федерации что-то в этом плане делается: индексируются пенсии, социальные пособия, другие выплаты, которые относятся к федеральным полномочиям. К сожалению, в Иркутской области этого не происходит на протяжении уже трех лет, и фактически уровень социальной защиты граждан снижается.

 

Также свое негативное влияние на явку оказало использование грязных выборных технологий. Моим основным соперником был предприниматель Вадим Штрем, которого поддерживал один из предыдущих депутатов Законодательного собрания по этому округу Анатолий Плахотник. Так вот, бывший депутат в агитационных материалах утверждал, что у этого предпринимателя есть деньги, а только в этом случае депутат что-то может решить. Я с сожалением отмечал, что, будучи депутатом областного парламента, Плахотник, видимо, так и не понял, в чем суть депутатской деятельности. Благотворительную помощь — дров привезти или крышу перекрыть, что обещал мой соперник, — можно оказать и не являясь депутатом Законодательного собрания, если у тебя, конечно, есть реальное желание, а не только предвыборное. Дело депутата — законодательная работа, и одна поправка к законопроекту может системно решить проблемы многих людей. Именно в этом основная суть работы депутата.

И потом, Штрем — не мелкий предприниматель, но в декларации о доходах за 2009 год указал, что его годовая зарплата всего 116 тысяч рублей. И это при наличии коттеджа в 480 квадратных метров, «лексуса» и «лендкрузера». Так это что — уход от налогов?  На такие вещи, я полагаю, должны обращать особое внимание органы, которые регистрируют кандидатов в депутаты, и избиратели при голосовании.

Что касается депутатской деятельности в целом, то я рассматриваю ее как работу, которую надо выполнять профессионально.

 

Люди не видят разницы между уровнями власти. Путин сказал — значит, это позиция государства, — в 2011 году будет повышение зарплаты работникам бюджетной сферы на 6,5 процента. Но это сказано про федеральных бюджетников, а люди считают — про всех. При этом премьер говорит:  мы надеемся, что этот сигнал услышат субъекты федерации. Но в Иркутской области, по-видимому, есть проблемы со слухом. Поскольку такое же заявлялось и при переходе на новую систему оплаты труда бюджетникам в 2008 году, когда фонд оплаты труда работников федеральных учреждений был увеличен на 30 процентов. И тогда тоже говорили про «сигнал, который должен быть услышан». К сожалению, этого не произошло.

 

— Валерий Алексеевич, как бы вы обозначили отношения профсоюзов области с региональным правительством?

— Они выстраиваются сложно. На протяжении последних трех недель настоятельно просим организовать встречу с губернатором Иркутской области. Мы оцениваем жизненный уровень населения низким, протестные настроения у людей, особенно в бюджетной сфере, возрастают. И пока реальных решений для того, чтобы снизить их накал, нет.

В условиях кризиса руководители государства открыто заявляют о недопущении снижения уровня жизни и социальной защиты населения. На уровне федерации что-то в этом плане делается: индексируются пенсии, социальные пособия, другие выплаты, которые относятся к федеральным полномочиям. К сожалению, в Иркутской области этого не происходит на протяжении уже трех лет, и фактически уровень социальной защиты граждан снижается.

Люди не видят разницы между уровнями власти. Путин сказал — значит, это позиция государства, — в 2011 году будет повышение зарплаты работникам бюджетной сферы на 6,5 процента. Но это сказано про федеральных бюджетников, а люди считают — про всех. При этом премьер говорит:  мы надеемся, что этот сигнал услышат субъекты федерации. Но в Иркутской области, по-видимому, есть проблемы со слухом. Поскольку такое же заявлялось и при переходе на новую систему оплаты труда бюджетникам в 2008 году, когда фонд оплаты труда работников федеральных учреждений был увеличен на 30 процентов. И тогда тоже говорили про «сигнал, который должен быть услышан». К сожалению, этого не произошло.

 

Вот прошел в Иркутской области Год учителя, однако положение большинства учителей не улучшилось. На заседании регионального совета, который проходил в Баяндае, я выступал и говорил: да, наверное, необходимы конкурсы, гранты. Но не это должно быть главным. Это должно быть только подспорьем в повышении жизненного уровня учителей и качества их работы.

 

— То есть в Иркутской области за последние три года индексации не было, в отличие от инфляции?

— По нашим оценкам, индекс основных потребительских цен на услуги и товары первой необходимости вырос в среднем на 38 процентов. Оплата труда ни на процент не увеличилась. Значит, реальная зарплата работников бюджетной сферы снизилась. И профсоюзы постоянно обращают на это внимание регионального правительства.

Вот прошел в Иркутской области Год учителя, однако положение большинства учителей не улучшилось. На заседании регионального совета, который проходил в Баяндае, я выступал и говорил: да, наверное, необходимы конкурсы, гранты. Но не это должно быть главным. Это должно быть только подспорьем в повышении жизненного уровня учителей и качества их работы. Я разговаривал с одним педагогическим работником, которая получила премию 100 тысяч рублей, и она сказала: мне стыдно перед коллегами, учителями, с которыми я работаю!

Так что в этом вопросе у нас существенные разногласия с правительством.

— А что говорит правительство?

— Нет денег. Хотя можно было пойти путем увеличения дефицита областного бюджета и реального повышения доходного потенциала, тем самым увеличив расходы. И главное — правильно расставить приоритеты. В Конституции страны зафиксировано, что мы — социальное государство, поэтому этим вопросам должно быть отдано преимущество в финансировании.

Я при обсуждениях областного бюджета всегда обращаю внимание, что у нас неправильно расставлены приоритеты. Финансирование органов государственной власти идет с опережением, в отличие от других социальных расходов. В прошлом году на одном из правительственных совещаний озвучили цифры не используемого в области доходного потенциала порядка 40 млрд. Значит, если возможности есть, необходимо улучшить администрирование доходов. Кроме того, необходимо повысить эффективность использования выделенных средств и не допускать их нецелевого использования. К сожалению, сейчас эти явления имеют место, что подтверждается многочисленными проверками Контрольно-счетной палаты.

Что касается снижения уровня жизни населения. Существует порядка 27 областных  нормативных правовых актов, которые предусматривают выплаты в денежной форме разным категориям граждан. Например, закон о льготах ветеранам труда,  предполагающий 330 рублей ежемесячной денежной выплаты вместо ряда услуг. Но почему эта цифра не увеличивается уже в течение четырех лет, хотя услуги — телефон, радио — выросли в цене? А для федеральных льготников ежемесячные денежные выплаты индексируются ежегодно в связи с инфляционными процессами.

 

Существует порядка 27 областных  нормативных правовых актов, которые предусматривают выплаты в денежной форме разным категориям граждан. Например, закон о льготах ветеранам труда,  предполагающий 330 рублей ежемесячной денежной выплаты вместо ряда услуг. Но почему эта цифра не увеличивается уже в течение четырех лет, хотя услуги — телефон, радио — выросли в цене? А для федеральных льготников ежемесячные денежные выплаты индексируются ежегодно в связи с инфляционными процессами.

 

— Насколько в таком случае соответствует действительности заявление руководства области о том, что бюджет региона социально ориентирован?

— Дело в том, что бюджет субъекта федерации по определению не может быть другим, просто исходя из его полномочий. Он всегда социально направлен! На одном из заседаний сессии ЗС я спросил министра финансов Алексея Зезулю: а если мы еще какие-то социальные расходы снизим, бюджет ведь все равно будет социально направлен? Он это подтвердил. У нас же нет, например, оборонных функций. Поэтому странно выдавать за достижение социальную направленность бюджета, он всегда будет таким, другое дело — насколько.

Обратите внимание, доля расходов на образование и здравоохранение в расходной части бюджета области уменьшается. Положение малообеспеченных граждан ухудшается. При принятии закона о региональных стандартах по ЖКХ профсоюзы изначально настаивали на дифференцированном подходе при определении их права на получение государственной поддержки в форме субсидий. Для осознания необходимости принятия  решения по этому вопросу исполнительной власти потребовалось два года. С опозданием, но это сделано сейчас. Эта поправка потребовала 59 млн рублей в бюджете на выплаты субсидий по ЖКХ гражданам с низким доходом — это для них реальная поддержка в условиях кризиса.

Профсоюзы неоднократно предлагали предусмотреть в законодательстве механизм индексации всех денежных пособий, выплачиваемых из бюджета. Почему мы говорим, что ухудшилось положение граждан с принятием системы монетизации? Когда льготы предоставляли в натуральной форме, люди не замечали разницы — привезли дрова, и не важно, по какой цене. А при денежной форме предоставления льгот обязательно должен быть механизм индексации в связи с инфляцией. У нас этого закона нет. Профобъединение предлагало в план законопроектных работ на предыдущий и нынешний годы включить разработку и принятие такого закона, но нам в этом отказали. Теперь, будучи депутатом, я сам смогу разработать и внести проект такого закона и готов это сделать.

— Один из основных показателей экономической ситуации — расслоение между богатыми и бедными…

— Безусловно, дальнейшее расслоение общества продолжается. Доходы богатых у нас отличаются от доходов бедных в 16—17 раз. Это катастрофическая цифра. В нормальном обществе она должна составлять 7—8 раз, а 14-кратное расхождение считается взрывоопасной ситуацией. В СССР разница в доходах составляла 3—4 раза.

У нас в обществе другой менталитет, но если бы такое было за рубежом, то последствия легко себе представить. Мы их сейчас видим по ряду стран.

Этот показатель крайне важен. Профсоюзы постоянно настаивают на необходимости повышения, в первую очередь, минимальной заработной платы, это механизм, который позволит сократить расслоение между богатыми и бедными, вывести часть зарплаты из тени и увеличить доходы бюджетов за счет НДФЛ, снизить уровень бедности. То есть  впоследствии расходы на социальные выплаты могут быть сокращены.

 

Когда льготы предоставляли в натуральной форме, люди не замечали разницы — привезли дрова, и не важно, по какой цене. А при денежной форме предоставления льгот обязательно должен быть механизм индексации в связи с инфляцией. У нас этого закона нет. Профобъединение предлагало в план законопроектных работ на предыдущий и нынешний годы включить разработку и принятие такого закона, но нам в этом отказали.

 

Для этого необходимо заключить соглашение о региональном размере минимальной заработной платы. Переговоры по данному вопросу с правительством и объединением работодателей идут сложно. В очередной раз на заседании областной трехсторонней комиссии профсоюзы обвинили в том, что они не желают улучшить положение людей, которые живут на севере. У нас есть принципиальные вопросы, из-за которых мы не можем подписать предложенный правительством вариант соглашения. Необходимо их урегулировать. Подписание должно состояться 15 апреля, но, подчеркиваю, только в согласованном варианте.

Нам удалось убедить и правительство, и работодателей в том, что размер минимальной заработной платы должен быть дифференцированным  в зависимости от территории проживания. Хотя на федеральном уровне этого и не сделано. Мы считаем это дискриминацией, поскольку минимальная оплата в 4330 рублей, а с 1 июня в 4611 рублей — что для Сочи, что для Колымы, что для Иркутска одинакова. Это дискриминация по признаку проживания, что противоречит основным положениям Конституции РФ.

Мы не готовы мириться с тем, что в соглашении, которое нам представили, повышение минимальной зарплаты для работников на северных территориях составляет не тот процент, на котором мы настаиваем. А для работников южных территорий остается на федеральном уровне.

В рамках всероссийской акции «МРОТ по закону» люди обращаются в судебные органы и выигрывают. Например, сейчас в Усть-Илимске минимальная оплата труда 4330 рублей, а суд принимает решение о выплате 9093 рублей. Поскольку 1,6 составляет районный  коэффициент и 50 процентов — северные надбавки.

Правительство области предлагает: с 1 июня при увеличении минимальной оплаты труда в РФ до 4611 рублей на севере установить 6052 руб., а должно быть 9683 рубля.  Исполнительная власть считает, что компенсационные и стимулирующие выплаты должны быть заложены в минимальной заработной плате. Однако в Трудовом кодексе закреплено, что минимальная оплата труда и минимальная заработная плата — это разные юридические понятия.

Если минимальная оплата труда обязательна для всех работодателей, то минимальная заработная плата в регионах, где подписано соглашение, распространяется только на те предприятия, которые участвовали в переговорах при заключении этого соглашения, и те, кто не заявил о неприсоединении к этому соглашению. В Иркутской области в 2008 году подобное соглашение было подписано, минимальная оплата труда в России составляла 2300 рублей, а минимальная зарплата в нашем регионе была  сначала 3000 рублей, затем 3500. То есть мы опережали федеральный уровень.

В соответствии с Трудовым кодексом такое соглашение публикуют, и если кто-то из работодателей с ним не согласен, поскольку реализовать это не позволяют финансовые возможности предприятия или организации, то он в течение месяца уведомляет об этом уполномоченный орган.

Кроме того, мы считаем, что в заключаемом соглашении не должно быть положения, на котором настаивает правительство: в минимальную зарплату входят все компенсационные и стимулирующие выплаты. Это принципиальный вопрос, с которым мы ни при каких условиях не можем согласиться.

— В стране введен социальный налог в 34 процента. Зарплаты ушли в тень, заметно подавление деловой активности. Такая налоговая ставка очень сильно бьет по малому бизнесу. Но при этом считается, что больше денег будет получено на социальную сферу.

— Профсоюзы поддерживают любые меры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса, поскольку это единственный сектор экономики, который может вытянуть Россию. Поэтому меры, направленные на удушение малого и среднего бизнеса, мы поддержать не можем.

Профсоюзы вносили поправку, касающуюся выплаты налогов по упрощенной системе: в рамках полномочий Законодательного собрания необходимо снизить налоговое бремя для малого бизнеса, который должен развиваться в депрессивных территориях области, независимо от сферы деятельности. Но поправка не была принята.

— То есть искать дополнительные поступления в бюджет для исполнения социальных обязательств за счет малого и среднего бизнеса, а именно повышения налогов, шаг ошибочный?

— Да, искать источники нужно в другом месте.

 

Президент, предлагая кандидатуру главы региона, должен проводить более активные консультации с местной политической и экономической элитой. Убежден, что в будущем страна вернется к институту выборов губернатора. А сейчас необходимо расширить круг общественных объединений и людей, с которыми следует проводить предварительные обсуждения кандидатуры. Но пока, отметим, таких плотных консультаций не проводится, в результате возможны ошибки.

 

— Валерий Алексеевич, в каком комитете парламента вы планируете работать и каким вопросам отдадите предпочтение?

— С комитетом я пока не определился, но, как и прежде, буду уделять особое внимание социальному блоку законов.

Первое, чем я планирую заняться, это принятие закона о механизме индексации денежных выплат для малообеспеченных групп населения. Что касается моего округа, то беспокоят проблемы, касающиеся строительства Богучанской ГЭС. У меня есть переписка с 2000 года, когда председателем ЗС был еще Иван Зелент, а я — депутатом. Уже тогда мы обращали внимание администрации области на проблемы, которые могут возникнуть в связи с этим строительством. Однако действенных мер с их стороны не принималось. Я хотел бы сейчас знать — будет ли в актуализированном проекте раздел по оценке воздействия на окружающую среду. На протяжении многих лет жителям Усть-Илимска и района обещали публичные слушания по этим вопросам. Сейчас всех беспокоит, что Богучанское море при нынешнем отношении к экологии может стать мертвым.

Я планирую выйти с инициативой о разработке, принятии и выполнения областной целевой программы «Чистая Ангара». Все предприятия, независимо от формы собственности, должны модернизировать очистные сооружения с целью снижения токсичных сбросов в Ангару.

Вообще вопросов много. Я побывал в поселках Усть-Илимского района, там полная безнадега. Леспромхозы закрылись, работы нет. В деревнях остались женщины, дети, старики и мужики, которые спились. Те, кто еще может работать, везде эту работу ищут, чтобы как-то прокормить семью. «Градообразующими предприятиями» в этих поселках являются ЖКХ или школа — больше ничего нет. Но жители не виноваты ни в чем!

Возможно, для таких депрессивных территорий в законе о межбюджетных трансфертах должен быть какой-то поправочный коэффициент. Люди живут очень тяжело. Освещения улиц нет, питьевая вода из скважин не отвечает требованиям Роспотребнадзора, перспектив в развитии нет, народ брошен. Я, приехав в Тубу, зашел в детский садик. Он на 110 мест, а ходит около 60 детей. Спрашиваю: что, в поселке нет ребятишек? Отвечают: есть, но родителям или нечем платить, или не во что одеть ребенка, стыдно. Таких поселений в Усть-Илимском районе семь из девяти. А по всей области?

На встречах с жителями ничего не мог обещать по решению проблем, с которыми они каждодневно сталкиваются. Наверное, в том числе и это повлияло на их голосование по отношению к моей кандидатуре. Не могу обманывать людей и обещать неисполнимое.

При встрече с Дмитрием Федоровичем Мезенцевым буду предлагать ему побывать в таких поселениях с целью выработки конкретных мер, реализация которых позволит развеять сегодняшнее убеждение людей, что властям безразлична их судьба.

 

 

— Валерий Алексеевич, в редакции «Байкальских вестей» ваши коллеги, депутаты Юрий Фалейчик и Сергей Курилов, озвучивали предложение по разделению полномочий между губернатором и председателем правительства. А ваше отношение к этому?

— Я против. Полномочия не надо разделять, поскольку это приводит к размыванию ответственности при принятии и реализации важных управленческих решений. Эта тема уже достаточно активно обсуждалась при принятии новой редакции устава области. Сейчас это, видимо, продиктовано сложившейся политической ситуацией, но мы не должны каждый раз переписывать устав области под личность высшего должностного лица. Необходимо создавать работоспособную команду под руководством губернатора. Примеров таких в России немало.

Вообще у меня такое мнение, что президент, предлагая кандидатуру главы региона, должен проводить более активные консультации с местной политической и экономической элитой. Убежден, что в будущем страна вернется к институту выборов губернатора. А сейчас необходимо расширить круг общественных объединений и людей, с которыми следует проводить предварительные обсуждения кандидатуры. Но пока, отметим, таких плотных консультаций не проводится, в результате возможны ошибки.

Ирина Ружникова, «Байкальские вести».
Фото Алексея Ильина, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Шопен 16 апреля 2011, 23:25
А чего герой-то не рассказал, что под ЕР лег со стоном?
Что врал про поезда, якобы, отмененные и призывал перекрыть Транссиб?
Не рассказал, как Ташкинов за шиворот втащил его в ЗС, когда автор проигрывал Штрему почти всухую?