Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Благословленные магистралью

11 декабря, 2017

Черно-белые фотографии из 70—80-х: мобилизованные со всей страны молодые строители Байкало-Амурской магистрали… Десятки лиц, схожих беззаботностью и молодостью. А ведь это тысячи судеб, пересекшихся благодаря параллельным рельсам БАМа. Семьи иркутян Владимира и Веры Ожеговых, Ивана и Валентины Отто, родившиеся когда-то в Казачинско-Ленском районе благодаря магистрали, можно сказать, ею благословлены.

А ведь жили на одной улице!

…Сев в направлявшийся из Читы в Тольятти поезд, Владимир Ожегов не знал точно, решит ли ехать до конечного пункта следования или покинет свой вагон раньше. Понятно было одно: надо где-то приложить свои силы — найти бы стройку помасштабнее! А работы родившийся в небольшом городке Балее забайкальский парень не боялся — трудовой путь начинал грузчиком в лесу, потом — там же трелевщиком.   

Судьба постановила Ожегову добраться до Иркутска, где в располагавшемся на улице Горького бюро трудоустройства его определили в только что построенный речной порт. Отработав там полтора года, Владимир устроился фрезеровщиком на Иркутский завод тяжелого машиностроения имени В.В. Куйбышева, очень скоро обрел личное клеймо. Но когда в стране загремело славное имя «БАМ» — не устоял. На заводе отличного работника долго уговаривали остаться, завлекали перспективой квартиры… А в Октябрьском райкоме комсомола, наоборот, ловко смяли медсправку, которая чинила опытному трактористу препятствие на намеченном пути на магистраль. Такие специалисты были в тайге нужны как воздух!

1.jpg

А вот в семейном деле медицина Владимиру, можно сказать, помогла — в длинном коридоре, где он сидел в ожидании медкомиссии, он увидел свою Веру — точнее, разглядел, поскольку жили они, как выяснилось, на одной улице. И, как сам говорит, тут же «спекся». А Веру навстречу судьбе отправила хозяйка жилья, у которой они с подругой снимали квадратные метры, работая на фабрике игрушек: «Что вы тут сидите со старухами? Вся молодежь КамАЗ строит!». Завод в Набережных Челнах, правда, тогда уже был завершен, горячим пунктом комсомольской повестки дня оказался БАМ. На стройку Веру отпускали тоже крайне неохотно, пугали морозами и огромными голодными комарами... Не удалось — девушка не побоялась покорять глухую тайгу, среди которой строила вместе с товарищами поселок Магистральный.

«И такие вот будут строить БАМ!»

И если Вера Горохова ехала в Иркутск из Красноярского края учиться на библиотекаря (хотя биографию по факту начинать пришлось со станкостроительной отрасли), то Валя Шагун, прибыв сюда из Баяндаевского района, профессию сразу выбрала совсем не девичью — быть крановщиком. Небо как место работы и огромная машина в подчинении — романтика! Была тогда, к слову, Валя самой юной из всех четырех наших героев и совсем еще недавно мечтала стать продавцом и заворачивать конфеты в кульки… Когда выяснилось, что возраста не хватает для получения прав, и того не лучше, Валентина подалась в газосварщики! А что? Ее будущие коллеги тоже работали где-то высоко да к тому же высекали искры!

Получив эту прекрасную профессию, девушка девять месяцев отработала в «Иркутскпромстрое», приложив, в частности, руку к нескольким зданиям на Синюшиной горе. В неженской своей специальности Валя за это время совсем не разочаровалась — но, услышав о намечавшейся очередной комсомольской стройке, захотела во что бы то ни стало туда попасть. Правда, на трест выдали всего 25 путевок, которые были уже распределены исключительно среди мужского пола. Тогда отчаянная девчонка, вынув комсомольский билет, запустила его через длинный стол в райкоме: «А зачем он тогда мне?!». Путевку ей все-таки выдали, временную, сопроводив ею шутливым «И такие вот будут строить БАМ! Ты, на будущее, все-таки поосторожнее с билетом!».

Начальник в тресте, обреченно вздохнув, сказал: «Дочка, не знаю, что это, но это ж жизнь на колесах, в вагончиках… Смотри – если вернешься, мы тебя назад возьмем». Сварщики из числа девушек были в тресте на вес золота, поскольку не имели проблем с трудовой дисциплиной...

Будущий муж Валентины Иван Отто тем временем рвался навстречу судьбе из родного Казахстана. Строить БАМ он собрался еще в армии — но в части путевок не было. После демобилизации они с двоюродным братом даже собирались ехать до Иркутска своим ходом. Наконец где-то наверху учли горячее желание парня работать в Сибири — на родину в отпуск приехал однокурсник Ивана по техникуму Алексей Зуев из числа квартирьеров, обнадеживший, что работа на стройке найдется для всех, а тем более для дипломированных техников-электриков. С Зуевым Отто и прибыл на БАМ, где ему суждено было познакомиться с будущей женой Валей Шагун. Отец долго не разговаривал с Иваном, которому даже пришлось некоторое время письма адресовать исключительно матери — родитель долго надеялся, что сын образумится и вернется домой.

2.jpg

«Ковер — на пол?!»

Получив вечером 29 мая 1974 года напутствие Иркутского обкома ВЛКСМ, до Усть-Кута мобилизованный в Иркутске, Ангарске, Братске, Усолье-Сибирском и Черемхово на стройку Иркутский комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ ехал по железной дороге. Оттуда их перебрасывали в Казачинско-Ленский район вертолетами. Командиром отряда был назначен ангарчанин Василий Сердюк. Высадившись в начале июня 1974-го на берег речушки, «застроенный» палатками, наши герои не испугались. Балованными жизнью и не были! Как рассказывают они, те немногие, что ехали на стройку по «материальным» мотивам, надолго там, как правило, не задерживались. А большинство просто по возрасту и опыту еще не постигло таких мотивов. Валентина Отто вспоминает, как девчонки с ужасом восприняли предложение покупать паласы: «Ковры? За 70 рублей?! На пол?!!»… Зарплаты были хорошие, но не запредельные: например, за свою работу электрогазосварщиком, в том числе зимой, когда хрупкое на морозе железо часто ломалось и работы было невпроворот, Валентина Отто получала 220—250 рублей в месяц.

…В первые две недели около двухсот бойцов, прибывших на место будущего поселка Магистрального, по специальностям практически не делились: в сутки сюда прилетали по 25—30 вертолетов, их надо было разгружать. В эти организационные дни предстояло устроить столовую, кухню, котлопункт. Потом стали прибывать баржи с самосвалами, которые «с корабля на БАМ» тут же включали в работу — как муравьи, сновали они между карьером на берегу Киренги и будущей четырехкилометровой дорогой, которую надо было отсыпать через болото от палаточного лагеря на берегу притока Киренги Окукихты к овсяному полю. Это поле и было началом нового поселка Магистрального, который продолжился потом на месте вырубаемого леса. Через полмесяца по воде начали подходить щиты для первых домов — барж разгружали по шесть-семь за сутки. В июле в Магистральный прибыл… первый поезд. Дизельгенератор на базе тепловоза тянули сюда по берегу все так же — баржами.

И мороз — коллега!

Трудности молодежь не страшили, и если кто и возвращался вертолетом назад, в мир уже добытых благ цивилизации, — это были единицы. А на место кипящих работ прибывали все новые бойцы. К середине лета строителей было уже около 600 (а уже весной 1975-го — примерно 1200). И все бы хорошо, но главным неудобством в первое время было чрезвычайно скромное меню. Повара — а многие из них были мужчинами, поскольку строгого деления на «женские» и «мужские» специальности не было — чаще всего предлагали товарищам меню в виде тушенки и гречки, гречки и тушенки. Рис и сало были, можно сказать, деликатесами.

С тех самых пор наши герои к этим продуктам, да еще к сгущенке относятся, мягко говоря, прохладно… А вот один пир на берегу Окукихты до сих пор вспоминают как самый незабываемый званый ужин. Несколько дней лил дождь, вертолеты не летали, и меню сократилось до совсем скудного ассортимента. Тогда, наловив в чистой, как хрусталь, воде рыбы, они зажарили ее на костре, просто посолив, на каких-то листах железа…

Обустроившись, строители БАМа приступили к поставленной страной задаче. Тут и морозы подоспели — а в иных условиях тяжелой технике в болотистом лесу делать нечего, трактора затягивает «по уши» — да даже люди в некоторых местах могли передвигаться только с шестом. Лежневки, которые, конечно, настилали из вырубаемого древостоя, не проложишь везде. В теплое время солнце могло отогреть только что вроде бы надежную мерзлоту до состояния топи в течение нескольких часов. Как вспоминает Владимир Ожегов, как-то он попал в переделку: уверенно проведя трактор в одном направлении утром, на том же пути назад вечером он засел в раскисшей глине выше гусениц…

3.jpg

…Первым делом надо было рубить просеку под зимник до Усть-Кута, этим занялась бригада под управлением Валерия Громова. Параллельно валке леса вторая бригада под началом Ивана Косова, в которой работал Ожегов, покоряла многочисленные водные преграды, делая их проходимыми. Даже обогнали со временем «просечников»!

В аккурат ко Дню Конституции 5 декабря пробились до моста через реку Нию, оставив за собой несколько десятков километров. По этому пути в тот же день прошел от начальной точки работ до моста грузовой «Урал» — а через два дня по уже имеющейся дороге водитель добрался и дальше, до Усть-Кута, где жила его семья. Есть первый рубеж!

Сделав свое дело на автозимнике и передав эстафету на этом фронте дальше, с наступлением нового, 1975 года первопроходцы сосредоточились на трассе под магистраль. Полтора десятка бригад, отстоя друг от друга на несколько километров, делали все ту же тяжелую работу на линии длиной около 90 км. Задача стояла ответственная. Проглядели, недоработали — пиши пропало. Если проверяющие под началом главного инженера, принимавшие работу по сошедшему снегу, намерят пеньки выше положенных 12 см, придется пилить заново.

Удивительное время

Параллельно несколько бригад возводили подрастающий поселок. Молодежи надо было не только жилье. Первым же летом здесь обустроили танцплощадку, футбольное поле, сетку для игры в волейбол. Вечером после работы шли смотреть кино — в частности, в 1974-м в СССР вышел на экраны иностранный фильм «Золото Маккены». Со временем построили щитовой клуб, заработала вечерняя школа. В выходные часто ходили за несколько километров отдыхать в лес, сейчас удивляются – зачем? И так всегда в лесу! А как сил хватало?

…После первого лета, до холодов надо было возвести теплое жилье, с чем справились к 7 ноября. А тут уж и полноценная зима. Время было дорого, и даже дни, актированные по случаю морозов, зашкаливающих порой за минус 50, были для многих мерой условной. Конечно, девчонок сильный пол старался оберегать. Как вспоминает Валентина Отто, их, сварщиц, парни пускали на мороз, уже растащив все кабели и сделав иную предварительную работу — только завари! Если кто, не различив за робами пола коллег, загибал крепкое слово — тут же извинялся, заслышав девичий укоризненный тон.

В первые построенные общежития тоже первым делом заселяли девушек. Появлялись семьи, и здесь тоже надо было решать квартирные вопросы, строить садик. Быстро появился и зажил интереснейшей жизнью театр. Под руководством режиссера Зинаиды Санниковой ставили спектакли, концерты, организовывали конкурсы и новогодние елки. Талантов хватало, и почитанием публики они пользовались не меньшим, чем многочисленные приезжавшие на БАМ знаменитости: «Как читали стихи Зина и Наташа Сарапулова! За душу брало — просто до слез!»…

Да, собственно, и звезды, если пользоваться современным термином, вели себя совсем не как небожители. Так, например, приглядевшись к выступавшей в открытом концертном платье Валентине Толкуновой, зрители ахнули — певицу облепила мошкара, а она ничего — глазом не моргнет! Как допела — кинулись ее мазать «Дэтой»… Лев Лещенко, вспоминают, сделал замечание милиционеру, не слишком вежливо отогнавшему тоже пришедшего посмотреть концерт пса. Иосиф Кобзон, выступавший в Усть-Куте, сразил даже знакомых с самой трудной работой зрителей своей трудоспособностью и ответственностью перед публикой. Народ шел и шел, раз за разом битком заполняя зал ДК «Речники», а он все пел и пел, двенадцать часов подряд. В перерывах между концертами Иосиф Давыдович приходил за несколько минут в себя на раскладушке за сценой, тут же дежурила медсестра с нашатырем…

Вообще, у приехавших на стройку была, скажем так, расширенная возможность узнавать свою страну и ее людей. Ленинградцы, например, запомнились своей какой-то особенной порядочностью, человечностью, москвичи — прагматизмом. Рядом в летние месяцы приезжали работать студенты Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Как-то, заскочив в темное помещение попить воды, девчонки завизжали от неожиданности — там оказался чернокожий гость, присутствие которого выдали только белоснежные зубы!

Самая крепкая дружба

Снабжение на БАМе было по тем временам хорошее. Кто-то из приезжавших отправился на стройку с прицелом на это преимущество — эти люди, на всем экономя, потом увозили с собой накопленное добро. Но такие мотивы были в меньшинстве. Молодежь, большей частью выросшая в обычных семьях, не понимала ценности красной икры и палтуса в магазинах. Да и дорог был всевозможный советский дефицит! Вера Ожегова и Валентина Отто вспоминают, как мужья сами делали мебель, — так, самодельный стол как реликвия приехал потом в Иркутск.

4.jpg

Сборно-щитовой дом, в который они заселялись уже с детьми, семьи достраивали сами по вечерам — это было первое здание в поселке, завершенное таким образом. Правдами и неправдами доставали щиты, которых не хватало, — все нужное для стройки бесконечным потоком завозилось по зимнику, но для нее так много было чего нужно! Сами построили баньку и ходили туда по строгой очереди. А когда такой возможности еще не было, не боялись мыть голову перед танцами в ледяной Окукихте. На елку, невзирая на жестокий мороз, девчонки шли в капроне… Дело молодое! Как-то плавали на лодке в Казачинское сватать приглянувшуюся трактористу Георгию местную девушку. Съездили удачно — семья и сейчас крепка!

Возле своего девятиквартирного дома наши герои разбили даже маленький огородик. Держали свиней — когда в суровые морозы обеспечивали им обогрев, хрюшки как-то обожгли уши… Дедушек и бабушек рядом не было, поэтому воспитанию детей учились на практике, помогая друг другу, и ничего — выросло рожденное на БАМе поколение достойными людьми. В семьях Отто и Ожеговых родилось по трое детей.

Примеров такой дружбы, как сложилась во время стройки, одной из крупнейших за 80 лет существования Иркутской области, наши собеседники больше не знают. Члены Иркутского комсомольского отряда, многие из которых по завершении работ разъехались в разные точки страны, встречаются до сих пор, чтобы спеть про сопку Любви. 

…Годы прошли, а бамовская жизнь вспоминается нашим собеседникам лучшим периодом жизни. Оглянуться ведь не успели, как 14 августа 1977 года на станцию Киренга прибыл первый поезд, а потом пошла дальше разворачиваться та большая история, живущая в памяти другим, почти идеальным миром…

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото автора, а также из архива семей Отто и Ожеговых.

На фото: Слева — Вера Ожегова (тогда Горохова)
с подругой и коллегой Ольгой Хомич;

Улица Первопроходцев в юном поселке Магистральном;

Строители Магистрального с Валентиной Толкуновой (в центре);

Декабрь 2017 года. Слева направо: Иван Отто,
Владимир Ожегов, Вера Ожегова, Валентина Отто

  

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии