Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Байкал под крылом ЮНЕСКО

25 апреля, 2022

Лекторий Иркутского государственного университета «Научные Weekend`ы» не в первый раз обращается к теме Байкала, а 16 апреля организаторы решили поставить вопрос ребром: «Зачем сохранять Байкал в списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО?». Лектор Ярослава Дицевич, ведущий эксперт НИИ правовой охраны Байкала ИГУ, доцент кафедры прокурорского надзора Иркутского юридического института Университета прокуратуры РФ, подошла к вопросу с присущей юристам дотошностью.

Россия – ЮНЕСКО, ЮНЕСКО – России

То ли организаторы сознательно это запланировали, то ли случайно совпало, но накануне лекции, 15 апреля, был день экологических знаний – тех самых, которых всем нам остро не хватает. Организация ЮНЕСКО – специализированное учреждение ООН, созданное для развития в области образования, науки и культуры. В 1972 году по инициативе ЮНЕСКО была разработана и принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, в которой декларирована необходимость сохранять все объекты, имеющие ценность планетарного масштаба. За прошедшие 50 лет в список внесены около одной тысячи объектов, в том числе 30 – в России: 11 объектов природного и 19 культурного наследия.

Выделено четыре критерия для внесения природных объектов в список ЮНЕСКО – научное значение, эстетическая ценность, биологическое разнообразие, отражение основных геологических этапов истории Земли. Байкал оказался объектом, который соответствует всем перечисленным критериям, – в России таким же набором обладают вулканы Камчатки.

Инициатива о включении объекта в список ЮНЕСКО должна исходить от государства, на территории которого находится объект. Но этого мало – необходимо подтвердить его соответствие критериям ЮНЕСКО. Каждый раз на объект прибывает специальная миссия ЮНЕСКО, которая рассматривает заявку, проверяет соответствие реальности сказанному в документах и выносит заключение о возможности положительного решения. При рассмотрении заявки главными органами Конвенции (Комитет всемирного наследия, куда входят представители 21 государства; Международный союз охраны природы и Центр всемирного наследия) учитываются три документа: «Конвенция об охране всемирного наследия», «Руководство по выполнению Конвенции» и «Решения Комитета всемирного наследия».

– Насколько было полезно включение Байкала в список ЮНЕСКО, что это дало нам для охраны озера? Большая часть этих достижений – национального масштаба: принят закон «Об охране озера Байкал»; определены границы трех зон Байкальской природной территории; установлены правила ведения хозяйственной деятельности в Центральной экологической зоне БПТ, – сказала Ярослава Дицевич.

Лектор отметила большой вклад общественности в защиту Байкала, однако эта часть истории Иркутской области еще никем не написана, и потому не лишним будет заметить, что именно не организованные ни по каким формальным признакам жители Иркутска выдвинули инициативу о включении Байкала в список всемирного природного наследия еще в 1987 году. Под письмами с этим предложением на протяжении 1987–1989 годов были собраны тысячи подписей, которые передавали в Президиум Верховного Совета СССР, а оттуда их пересылали в Государственный комитет по охране природы. Официально идею впервые поддержала газета «Известия», опубликовав интервью с председателем Советского комитета по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» академиком Владимиром Соколовым. 

1б.jpg

Закон и трубы

Разработка закона об охране озера Байкал, как рассказала Ярослава Дицевич, затянулась почти на десять лет и завершилась в 1999 году. Произошло это потому, что и российские юристы, которым была поручена эта работа, и Комитет всемирного наследия, который каждый год напоминал об обязательствах, взятых Российской Федерацией по охране озера, столкнулись с непониманием некоторых законодателей – как можно принять закон, посвященный всего одному озеру? Считается, что большую роль в принятии закона сыграли первый губернатор Иркутской области Юрий Ножиков и академик Михаил Грачев.

Закон, как это случается, вызывает у юристов некоторые нарекания и желание кое-что поправить. Тем не менее закон интересен тем, что наряду с безусловной охраной озера в нем есть стремление сохранить и хозяйственную деятельность на его берегах. Вся Байкальская природная территория вокруг озера разделена на три зоны: Центральная экологическая зона (именно она включена в список всемирного природного наследия), буферная зона и зона атмосферного влияния. Стоит отметить, что из территории ЦЭЗ исключены пять населенных пунктов, включая Байкальск в Иркутской области и Бабушкин в Бурятии. Что касается буферной зоны и зоны атмосферного влияния, то для них правила ведения хозяйственной деятельности до сих пор не прописаны.

Самые жесткие ограничения, введенные для ЦЭЗ БПТ, позволили решить несколько крупных проблем. В частности, в 2013 году закрыт Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК); в 2005 году остановлена разработка Холоднинского месторождения полиметаллических руд в Бурятии; в 2006 году изменен маршрут нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», а также отменены планы по добыче природного газа в дельте Селенги.

Ярослава Дицевич процитировала для слушателей оценку (давно ставшую общим местом в рассуждениях социологов и историков), согласно которой именно события вокруг Байкала, начавшиеся еще в период строительства БЦБК, породили в нашей стране массовое экологическое движение. Но мало кто помнит, что ученые (в том числе из Иркутского научного центра СО РАН) готовы были «ради сохранения Байкала» при условии продолжения работы БЦБК погубить Иркут, – в 1987 году началась даже вырубка леса на месте, где предлагали проложить трубопровод для сброса сточных вод комбината в реку. Прошло время, и вот заслуги общественников забыты, а имена тех самых ученых красуются на мемориальных досках. 

История противостояния работе Холоднинского месторождения менее известна, а ведь там был очень специфический проект: уже состоялось пробное бурение на глубину 200 метров, а готовилось – до 2,5 км. Проект добычи газа в дельте Селенги и вовсе чуть было не начался по инициативе Госкомэкологии Бурятии, который видел перспективное месторождение, но игнорировал тот факт, что в дельте гнездятся многие виды птиц, заходит на нерест омуль и вообще это уникальный природный комплекс.

Что дает статус

Говоря о пользе статуса объекта ЮНЕСКО для Байкала, лектор предложила сразу забыть о деньгах. В 1990 году ЮНЕСКО выделило российской стороне 15 тыс. долларов на встречу экспертов, которые готовили документы для рассмотрения решения о статусе озера, а в 2000 году – еще 18 200 долларов на проведение международного семинара по правовым вопросам охраны Байкала.

– ЮНЕСКО – это не про деньги, – подчеркнула Ярослава Дицевич. – Статус объекта – это инструмент для юристов, экологов, всех неравнодушных людей.

ЮНЕСКО регулярно обращает внимание на несовершенство правовой базы по охране озера и отсутствие плана по управлению объектом всемирного наследия. Постоянно сдвигаются по времени планы по ликвидации отходов БЦБК. Не решена проблема строительства новых и реконструкции существующих очистных сооружений. Продолжаются незаконный захват и застройка земель в Центральной зоне, вырубка и уничтожение лесов вредителями и пожарами. Туристическая инфраструктура, как все мы прекрасно знаем, не соответствует никаким природоохранным требованиям. Справедливость всех этих замечаний признана и в поручениях, которые президент Владимир Путин давал правительству страны и региональным органам власти.

Недавно возникла еще одна проблема, у которой нет приемлемого для всех сторон решения: планы Монголии по строительству каскада ГЭС на Селенге и ее притоках. По информации Ярославы Дицевич, есть видеосъемки и снимки из космоса, на которых видно, что работы на реках уже ведутся. Однако еще несколько лет назад считалось, что у Монголии для такого строительства нет ровным счетом ничего – ни денег (а ГЭС, и тем более целый каскад из 20–30 станций, – очень дорогой проект), ни специалистов, ни проектов, ни соответствующей технологической базы. Более того, у Монголии нет даже потребности в дополнительной энергии, поскольку страна производит необходимое ей количество киловатт-часов и даже не особо заинтересована в перетоках из России или Китая.

С юридической точки зрения никто не имеет права вмешиваться в проекты, которые суверенное государство Монголия реализует своими силами на своей территории. Однако статус Байкала и необходимость сохранения биоразнообразия на Селенге и ее притоках меняют ситуацию. Ни одна страна в мире, например, не имеет права сбрасывать загрязняющие вещества в трансграничную реку. Если Российская Федерация оценит строительство ГЭС в Монголии как существенный ущерб для Байкала, она может инициировать включение Байкала в «Список всемирного наследия ЮНЕСКО под угрозой».

В этом списке на сегодняшний день уже 52 объекта, и многие из них попали в него по инициативе тех стран, на территории которых они находятся. Список наследия под угрозой – это инструмент, который переводит отношения двух равных по статусу суверенных государств на новый уровень и заставляет мировое сообщество вмешиваться. Монголия обращалась за помощью в реализации своих проектов во Всемирный банк, созданный специально для оказания финансовой помощи развивающимся государствам. Однако Всемирный банк не финансирует проекты, создающие угрозу окружающей среде, – значит, нужно доказать, что проект строительства ГЭС на Селенге создает такую угрозу. И действительно, в 2016 году благодаря статусу Байкала Всемирный банк прекратил финансирование проектов в Монголии.

Теперь международные институты призывают Россию и Монголию провести совместную стратегическую экологическую оценку возможного воздействия каскада ГЭС на Селенгу. В начале 2022 года в Москве прошла презентация части оценки, проделанной в нашей стране, а биологи ИГУ провели собственную работу по оценке воздействия на экосистему Селенги. Это лишь часть необходимой работы, но важная часть.

2б.jpg

Вам тут не Австралия

По мнению Ярославы Дицевич, чтобы снять вопросы к России, необходимо разработать план управления объектом всемирного наследия, а для этого централизовать управление озером. Сегодня Байкалом «управляют» два субъекта федерации (Иркутская область и Республика Бурятия), которые к тому же находятся в разных федеральных округах; администрации нескольких особо охраняемых природных территорий и десятки администраций муниципальных образований. Можно рассмотреть два варианта централизации управления ЦЭЗ БПТ: создание где-то в Байкальском регионе некоего органа власти (и даже был опыт работы отдельного департамента в Минприроды РФ) или же создание федеральной территории, предусмотренной Конституцией РФ и реализованной в поселке Сириус, Краснодарского края. Недавно появилось предложение сделать весь Байкал особо охраняемой территорией некоего нового типа, но, как отметила Ярослава Дицевич, фактически такая территория уже создана тем же законом о Байкале.

Принять можно любое решение, но на сегодняшний день вся практика охраны и хозяйственного использования Байкала, по мнению Ярославы Дицевич, грешит недостаточной проработкой, недостаточным научным обоснованием принятого решения. Поэтому и без того сложную систему управления озером нужно, по ее мнению, нагрузить еще одним органом – экспертным советом, в который войдут российские ученые (основной костяк) и их иностранные коллеги.

Лектор не обошла молчанием и социальную напряженность, возникшую на территории Байкальской природной территории. Местные жители с каждым днем получают все больше и больше ограничений, а во всех документах ЮНЕСКО есть требование отдавать им приоритет в хозяйственной деятельности, в первую очередь в развитии туризма. Ярослава Дицевич предлагает ввести для жителей ЦЭЗ дополнительные меры поддержки: компенсации расходов на топливо, на вывоз отходов и просто социальные пособия за сам факт проживания в таком специфическом месте.

Основная задача – превратить статус объекта всемирного наследия из проблемы в преимущество, повысить уровень экологической культуры, вовлекать местных жителей в защиту и управление территорией. В качестве успешного примера Ярослава Дицевич привела Австралию, где Большой Барьерный риф охраняют не только государство и международные учреждения, но и Морские советы местных жителей, собирающиеся раз в квартал.

Еще одна глобальная идея, выдвинутая Ярославой Дицевич, потрясает воображение масштабами. По ее мнению, сейчас одна из главных проблем Байкала – «закрытость информации», отсутствие единого информационного ресурса, на котором можно было бы узнать о происходящем на берегах озера, об успехах в его защите, о вероятных угрозах. Поэтому она предлагает создать нечто невообразимое, какой-то мегасайт, на котором разместят и новости, и художественные произведения, и научные тексты. Прелесть проекта в том, что это будет не жалкая писанина провинциальных газетчиков, исчезающая из памяти после прочтения статьи, а глобальный проект, благодаря которому «все экологи увидят информацию о предстоящих слушаниях и смогут на них прийти». Желаем автору успехов в ее благородном деле: задача как раз до тепловой смерти Вселенной.  

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести» 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии