Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Антон Романов: Нет такой партии!

18 апреля, 2011

 

 

России срочно нужна политическая сила, которая бы отстаивала интересы регионов



 

Законотворческий стаж работы депутата областного парламента Антона Романова — один из самых больших среди его коллег. Не являясь членом какой-либо партии, он оставляет за собой право задавать неудобные для исполнительной власти вопросы и добиваться ответов на них. Сегодня Антон Романов, заместитель председателя комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями, — гость «Байкальских вестей».

 

 

 

Антон Васильевич Романов родился в 1952 году в Иркутске. В 1974 году закончил физический факультет Иркутского государственного университета. С 1974 по 1982 год работал научным сотрудником лаборатории по изучению низкотемпературной плазмы Института прикладной физики госуниверситета. В 1982—1983 годах — преподаватель диалектического материализма на кафедре философии Иркутского государственного медицинского института.

С 1983 года — руководитель Иркутского молодежно-спортивного объединения («Школы Романова»). Мастер восточных единоборств, обладатель черного пояса по каратэ.

В 1990—1993 годах — депутат Иркутского областного совета народных депутатов. С 1994-го по настоящее время — депутат Законодательного собрания Иркутской области. За это время был пять раз избран от одномандатного округа в Свердловском районе Иркутска, куда, в частности, входят микрорайоны Юбилейный, Приморский, Университетский, Радужный, Академгородок, поселки ГЭС и Энергетиков.

С 2001 года — председатель комиссии по регламенту, мандатам, депутатской этике, связям с общественностью и СМИ Законодательного собрания области. С 2004 года по настоящее время — заместитель председателя комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями ЗС. Беспартийный, входит в депутатскую фракцию «Единая Россия».

Принимал участие в выборах федерального и муниципального уровней — выдвигал свою кандидатуру в Совет федерации, Государственную думу, на должность мэра Иркутска.

 

В экваториальных водах

— Антон Васильевич, в последнее время депутатский корпус стал много времени уделять взаимоотношениям с правительством Иркутской области и губернатором. Увеличилось количество депутатских запросов в адрес исполнительной власти, некоторые были инициированы вами. Поскольку запросы поддержаны подавляющим большинством депутатов, это говорит об их крайней актуальности...

— Взаимоотношения с правительством области всегда были одним из главных приоритетов депутатов. Просто в последнее время к работе правительства появляется все больше и больше вопросов. И это закономерно. От избрания до завершения полномочий парламент проходит все стадии развития: сначала депутаты друг к другу присматриваются, срабатываются, постепенно отделяют главное от второстепенного, а затем наступает консолидация действий на главных направлениях. Это касается и отношений с исполнительной властью: от взаимной приязни и любви до постепенного усиления напряженности.

Сейчас мы проходим экватор — отработали два с половиной года. Как раз наступает тот самый период консолидации и все более усиливающегося спроса с правительства области.

Напомню, что депутаты встретили нового главу региона с нескрываемым энтузиазмом, он получил стопроцентную поддержку. Все ждали позитивных результатов, поскольку были уверены: губернатор снимет противоречия между Иркутской областью и Москвой, так как он политик федерального уровня.  Ожидалось, что наш регион уйдет с позиций задвинутой периферии и получит больше преференций от федерального центра. Проще говоря, нам вернут доходы, которые зарабатывает область.

 

Основное противоречие в России сегодня — не между политическими партиями, хотя об этом много говорится. На самом деле основное противоречие существует между федеральным центром и регионами. Все политические партии, которые есть в Госдуме, — это политические партии центра, представляющие его интересы. Сегодня ни в Иркутской области, ни на уровне федерального центра нет политической силы, которая представляла бы интересы периферии.

 

Отчасти эти ожидания оправдались, отчасти оказались пустыми надеждами. Прошедший период показал, что эти противоречия носят не личностный, а объективный характер.

Дело в том, что основное противоречие в России сегодня — не между политическими партиями, хотя об этом много говорится.  На самом деле основное противоречие существует между федеральным центром и регионами. Все политические партии, которые есть в Госдуме, — это политические партии центра, представляющие его интересы. Сегодня ни в Иркутской области, ни на уровне федерального центра нет политической силы, которая представляла бы интересы периферии.

С 1990-х годов идет последовательное сокращение представительства регионов в федеральном центре. В середине 90-х мы избирали сенаторов — эти полномочия отняли, прямые выборы губернатора — тоже отняли, выбирали депутатов Госдумы по одномандатным округам — сейчас эта процедура идет по партийным спискам. Половина законодателей в областном парламенте избрана также по партспискам, в городских думах теперь будет то же самое. Кроме того, есть явная тенденция к формированию института сити-менеджерства, то есть фактической отмены прямых выборов мэра.

Приведу пример, касающийся непосредственно нашего региона.  Объединение Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области можно тоже расценивать как ущемление интересов региона и усиление федерального центра. УОБАО представляли на федеральном уровне два сенатора, депутат Госдумы, член Госсовета. Сейчас этого нет. А со следующего созыва будет один депутат от округа в Законодательном собрании области вместо четырех нынешних. Есть еще заместитель губернатора по УОБО — вот и все. Хотя при объединении обещали многое.

 

Следующий хуже предыдущего

— Перемены касаются не только политики, но и, безусловно, экономики...

— Что такое политика? Это, цитирую классика марксизма-ленинизма, концентрированное выражение экономики.  Что происходит в области в экономическом плане? Приходят аффилированные структуры, которые забирают наши ресурсы — землю, лес, полезные ископаемые. Распоряжение этими ресурсами передается на уровень федерального центра.

Еще одна позиция касается бюджетного финансирования. С нашей территории забираются основные источники дохода и переводятся в федеральный центр. По экспертным оценкам, бюджет области ежегодно теряет от 10 до 25 млрд рублей только в результате перекоса в межбюджетных отношениях.

Поскольку область теряет политические позиции, а губернатор — фигура политическая, то можно сделать вывод: каждый последующий губернатор будет для области хуже предыдущего, и это неизбежно.

Юрий Ножиков был избран населением. Будучи губернатором, он постоянно встречался с людьми — и на улицах, и в коллективах... И не мог этого не делать: кто бы пошел вместо него? В экономическом плане главное достижение Ножикова, ответом на которое стала всенародная любовь, — приватизация Иркутскэнерго по нашему варианту.

Следующий губернатор, Борис Говорин, также избирался прямым голосованием, но уже — опираясь на олигархические структуры, которые он сюда привел на основе аукционов и т. д.  В любом случае у него уже возникла двойственность ситуации.

Все последующие губернаторы были прямыми назначенцами, то есть напрямую представляли интересы федерального центра.

С приходом Дмитрия Мезенцева мы рассчитывали на то, что губернатор, будучи представителем центра, станет в Москве защищать интересы Иркутской области. Но с течением времени все больше убеждаемся, что он, напротив, в области защищает интересы федерального центра. Конфликт интересов очевиден.

Во что это выливается? Губернатор, так или иначе, заводит в область какие-то финансовые потоки — например, на подготовку к 350-летнему юбилею Иркутска, — но осваивают средства те же самые московские или иные заезжие фирмы.  Сегодня этот процесс идет совершенно в невыгодном для населения области направлении. Нам нужны не деньги, а решения, создающие условия для развития собственного производства.

В программе социально-экономического развития региона говорится: для того, чтобы область сделала шаг вперед, мы должны организовать два-три высокотехнологичных производства, которые будут наполнять бюджет. Вопрос: сколько будет занято людей на этих производствах? В лучшем случае на каждом — порядка двух тысяч. А скорее 200—300.  Остальные 800 тысяч работоспособных человек что будут делать?

По данным последней переписи населения, в Иркутской области около 2 млн 400 тысяч человек. Из них экономически активное население — 1 млн 600 тысяч. Заняты в экономике, то есть получают зарплату, 780 тысяч, из них на производстве трудятся 320 тысяч. Что должны делать остальные? Чем занимаются сотни тысяч нигде не занятых людей? Натуральным хозяйством, «воруй-лесом», сбором металлолома?..

При этом региональное правительство утверждает, что Иркутская область исчерпала экстенсивный путь развития и необходимо внедрять высокие технологии. Значит, фактически речь идет о том, чтобы выделить часть экономики, генерирующую сверхприбыль, которая может быть включена в мировое хозяйство.

Все остальное — это периферия, те самые люди, которые являются лишними и которых негде задействовать. Чем они будут заниматься — огородами, дачами, корешки копать? И количество таких людей постоянно растет.

Вопрос: на чьи плечи ляжет поддержание существования этих людей? Федеральный центр уверен, что это полномочия муниципалитетов, регионального бюджета. Обязанности у центра другие — собирать налоги и поддерживать централизованные структуры...

 

Не пей из унитаза!

— Вернемся к депутатским запросам...

— ...один из них связан с ситуацией по Ершовскому водозабору. Это очень болезненный вопрос, и люди до сих пор не верят, что подобное могло произойти. Суть в том, что 30 гектаров земли в 200 метрах от Ершовского водозабора отдается под строительство коттеджей. Естественно, у каждого будет выгребная яма. Не правда ли — прекрасная перспектива для иркутян и жителей Шелехова, которые пользуются водой из этого водозабора! А цена вопроса по земле составила всего 30 млн долларов.

 

С нашей территории забираются основные источники дохода и переводятся в федеральный центр. По экспертным оценкам, бюджет области ежегодно теряет от 10 до 25 млрд рублей только в результате перекоса в межбюджетных отношениях.

 

Кто подписал постановление? Исполняющий обязанности мэра Иркутска, нынешний заместитель председателя регионального правительства Николай Хиценко, он сделал это в декабре 2009 года. А еще в ноябре глава администрации подписал постановление об отмене границ санитарно-охранных зон: возле водозабора, понятно, такая зона есть.

Вопрос существования этих зон настолько важен, что раньше подобное решение принимал сначала Совет народных депутатов, потом, в 1996 году, мэр Борис Говорин. Так вот, это постановление было отменено: и водозабор, и жители остались беззащитными. По моему убеждению, Николай Хиценко фактически исполнил роль плохого сантехника, который пытался соединить водопроводную и канализационную трубы в одну систему.

Губернатор по итогам моего депутатского запроса в январе установил границы санитарных зон. Но этого мало, потому что земля находится в аренде у Иркутскстройреконструкции и в субаренде — у компании «Норд-Вест», юридическая возможность строительства жилья на этой территории остается. Чтобы ее исключить полностью, нужно отменить постановление мэра, которым передавалась земля под застройку, и необходимо решение суда. Оно будет известно ориентировочно во второй декаде мая.

 

Тяжелый случай

Еще один запрос в адрес губернатора касается управляющей инвестиционной строительной компании (УИСК). Говоря попросту, я прошу разобраться с земельными махинациями.

При экс-губернаторе Александре Тишанине, возглавлявшем областную администрацию в 2005—2008 годах и вынашивавшем идею агломерации, была учреждена названная компания.  Уставный капитал УИСК составил 15 млн рублей. При этом компании был выделен земельный участок, кадастровая стоимость которого составляет более 3,6 млрд.

В 2008 году все действия с этой компанией были приостановлены. Постановлением Юрия Параничева сразу после ухода Тишанина с должности распоряжение о выделении земли было отменено. Но позже к УИСК снова вернулись.

Кампания по приватизации УИСК начата еще при Сергее Соколе и продолжена нынешней администрацией. Представители исполнительной власти убедили депутатов областного парламента, что компанию нужно приватизировать и продать, поскольку на ее балансе не числится никакого имущества. УИСК был включен в план приватизации по цене 1,5 млн — напомню, в уставный капитал область вложила 15 млн. Уже само по себе «отличный» бизнес!

По согласию депутатов компания была продана. Ее купил некий предприниматель из Иркутска, ныне живущий в Лондоне. А затем появляется заявление в областной суд по отмене того самого постановления Параничева. И суд заявителем выигрывается!  Цена вопроса, напомню, — земля на 3,6 млрд рублей.

Я узнал об этом тогда, когда сроки подачи апелляции заканчивались и решение должно было вступать в законную силу. 3,6 млрд уходили из казны области. Поднимаю вопрос на сессии, подключается заместитель председателя правительства Валерий Гребенников — апелляция областью выигрывается. Но дело еще не закрыто! Следующий этап будет в мае.

Я задал простой вопрос министру имущественных отношений региона Михаилу Карасеву: как мы могли проиграть областной суд? Оказывается, о нем не была уведомлена надлежащим образом... администрация области, и ее представителей на суде не было. Решение, так сказать, было вынесено «по факту отсутствия».

Подобной ситуации по отношению к областной власти за последние двадцать лет не припомнит никто — чтобы суд просто проигнорировал интересы власти региона?

На свой вопрос я получил также очень простой ответ: ну такой вот случай!

 

С приходом Дмитрия Мезенцева мы рассчитывали на то, что губернатор, будучи представителем центра, станет в Москве защищать интересы Иркутской области. Но с течением времени все больше убеждаемся, что он, напротив, в области защищает интересы федерального центра. Конфликт интересов очевиден.

 

Непрозрачные деньги

Можно говорить и об инициированных другими депутатами запросах, с которыми я полностью согласен. Например, по Богучанской ГЭС. Что это за актуализация проекта, на которую нужно более 300 млн рублей? Кроме того, оказывается, один раз уже была проведена актуализация — за 60 млн в 2007 году. А в данном случае просто сами подумайте: какова должна быть выработка на одного проектировщика, если к августу проект актуализации нужно закончить — и освоить при этом более 300 млн рублей? Сколько человек и с какими усилиями должны работать?!

Отдельная тема, которой я готов уделить серьезное внимание, — работа управляющих компаний и создание частных паспортных столов. К сожалению, в одном интервью нельзя подробно осветить эту тему, которой мы сейчас вплотную занимаемся. Я убежден, что тарифы на услуги ЖКХ в Иркутске очевидно завышены. Основанием для выводов о неправомерных действиях УК в отношении жильцов многоквартирных домов в Иркутске послужило судебное разбирательство, в ходе которого житель микрорайона Университетского добился значительного снижения платы за услуги, оказываемые ему ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами».

Жильцу вернули 15 тысяч рублей переплаты за период с 1 августа 2007 по 1 мая 2010 года. Управляющая компания должна произвести перерасчет квартплаты для всех жильцов домов, в которых установлены приборы учета теплоэнергии, и вернуть людям незаконно собранные с них деньги. Однако есть сомнения, что это произойдет. Значит, вопрос должен стоять на жестком контроле.

Схема расчета квартплаты и платы за жилищно-коммунальные услуги непрозрачна. Простой человек практически не имеет доступа к информации о том, как расходуются собранные с него деньги. А раз так, власть и правоохранительные органы должны помочь людям разобраться в этом вопросе.

 

Послание с далеких планет

— Ряд комитетов и комиссий Законодательного собрания уже обсудили послание губернатора и сформулировали мнение по этому поводу...

— Должен сказать, что мы в Иркутской области впервые начинаем работать с таким документом. Оба обсуждения того, что нам было представлено, — на заседаниях комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями, а также комитета по собственности и экономической политике — закончились полным фиаско авторов и разработчиков послания.

Документ на самом деле никакой. Идет манипуляция цифрами.  Кроме того, как выяснилось, основные должностные лица документ не подписывали и не визировали. Это должны были сделать заместители председателя правительства Владимир Пашков и Валерий Гребенников. Получается, что мы вроде обсуждали аналитическую записку к посланию.

 

По данным последней переписи населения, в Иркутской области около 2 млн 400 тысяч человек. Из них экономически активное население — 1 млн 600 тысяч. Заняты в экономике, то есть получают зарплату, — 780 тысяч, из них на производстве трудятся 320 тысяч. Что должны делать остальные? Чем занимаются сотни тысяч нигде не занятых людей? Натуральным хозяйством, «воруй-лесом», сбором металлолома?..

 

Фактически этот документ дезавуирован, послание будет другим. Произошло следующее: каждый министр по своему направлению составил беглые тезисы, которые в общем документе не шьются друг с другом. В отдельных разделах выражены прямо противоположные объективной реальности вещи.

Например, сказано, что строительная и лесная отрасли в Иркутской области получили мощный импульс развития.  Спрашиваем: какой именно?

Взять строительную отрасль. Для ее развития нужно как минимум провести территориальное планирование и подготовить генеральные планы муниципальных образований. Они есть только у 11 муниципальных образований, а без генплана строить нельзя...

 

Прямиком в трущобы

Если проанализировать ситуацию со строительной отраслью в целом, то мы увидим весьма удручающую картину. Иркутская область в соответствии с предложениями президента должна строить около 2,5 млн квадратных метров жилья в год. В лучшие годы Советской власти область строила 1,5 млн «квадратов», из них 450 тысяч — на селе. В последние годы со всеми натяжками, включая индивидуальное жилищное строительство, — 500—600 тысяч квадратных метров.

 

Иркутская область в соответствии с предложениями президента должна строить около 2,5 млн квадратных метров жилья в год.  В лучшие годы Советской власти область строила 1,5 млн «квадратов», из них 450 тысяч — на селе. В последние годы со всеми натяжками, включая индивидуальное жилищное строительство, — 500—600 тысяч квадратных метров.

 

С 1990 по 2006 год в Иркутской области построено 8,5 млн квадратных метров жилья. За эти же годы выбытие жилого фонда составило 24 млн «квадратов». Причин несколько. Первая — это физическое выбытие, например, переселение, закрытие деревень или пустеющие военные городки. Вторая — нормативное выбытие, когда жилищный фонд изнашивается до нуля. Причем это колоссальный по объему процесс, и он продолжает нарастать. Третья — перевод из жилого фонда в нежилой.  Посмотрите на Иркутск: все первые этажи жилых домов постепенно превращаются в магазины и офисы.

При этом федеральный центр принимает решение: разрешить прописку в садоводствах. Я считаю, что это обозначает формирование трущоб. Садоводства не приспособлены для постоянного проживания: нет дорог, постоянного водоснабжения, канализации, отопления — всей инженерной инфраструктуры. Нет магазинов, детсадов, поликлиник.

И в целом перспектива получения жилья у большинства молодых — только по естественному исходу: родители стареют, переселяются на дачи, дети остаются в квартире. Это толчок в нашей строительной отрасли?

Еще момент. Все наслышаны о попытке захвата предприятия Ангарскцемент. Цемент — это хлеб строительства. С захватом предприятия в область войдут федеральные строительные компании, местные будут работать по остаточному принципу. И понятно, кто именно будет получать прибыль.

 

Кто богат, а кто горбат

— Вы уже озвучивали термин «экономика присвоения». Что вы имеете в виду?

— По моему мнению, в Иркутской области создается именно экономика присвоения, этим продиктованы и многие депутатские запросы. Регион уходит от экономики производства. Выгодно находиться возле бюджетной кормушки, распоряжаться бюджетными потоками, а производить что-то реальное — невыгодно.

С 2005 по 2010 год фонд оплаты труда в области вырос в два раза. Вроде бы неплохо. Но в то же время предпринимательская прибыль в регионе увеличилась в 6,7 раза. Спросите у студентов вузов, чего они хотят после окончания. Они не хотят работать в промышленности: зачем идти на производство и быть горбатым, когда можно пойти в предприниматели и быть богатым? Это реальная экономическая картина.

Возьмем кризисный 2009 год. Рост предпринимательской прибыли составил 117 процентов, а фонд оплаты труда вырос на 5 процентов. Так что выгоднее? Купи-продай.

Вот еще такая статистика. В 2005 году инвесторы на один рубль прибыли должны были заплатить 4 рубля 30 копеек зарплаты, в 2010-м — 1 рубль 30 копеек. В три раза меньше!  Кем создаются такие условия?

Мы лишаемся рычагов воздействия на ситуацию — и политических, поскольку федеральный центр все функции перетягивает на себя, и экономических. Центров формирования прибыли в Иркутской области остается все меньше и меньше. И эта тенденция с приходом нового губернатора не изменилась, она только усилилась.

 

Центров формирования прибыли в Иркутской области остается все меньше и меньше. И эта тенденция с приходом нового губернатора не изменилась, она только усилилась.

 

Как изменить федеральный вектор

— Однако в других субъектах федерации отлично работают пусть назначенные, но местные губернаторы.

— Если говорить об общей кадровой политике, то       губернаторов, которые ставят во главу угла интересы периферии, все меньше. Одним из последних стал Юрий Лужков, который сначала был хорошим, потом оказался не очень. Москва ведь тоже регион, пусть самый крупный, богатый, мощный. Но — не федеральный! И после противостояния с федеральным центром Москва тоже поменяла губернатора.

Вся ситуация развивается именно в этом плане. Из многих деятельных губернаторов, для которых основными были интересы собственного региона, — Штырова, Росселя, Полежаева, Ишаева, Тулеева, — остались считанные единицы.

И я думаю, что количество губернаторов, отстаивающих интересы периферии, будет сокращаться и дальше. Все стягивается к федеральному центру.

Каков выход? Если говорить в политическом ключе, то нам, образно говоря, нужна партия регионов. То есть политическая сила, которая отстаивала бы интересы огромной российской провинции, не скатываясь при этом в сепаратизм.  Но пока подвижек по созданию такой партии нет. И социальную базу этой условной партии пытаются привлечь на свою сторону все участники парламентской гонки-2011.

— Как соединить разрозненных регионами людей, учитывая, что Москве такая партия не нужна?

— Сегодня во всех политических партиях, включая «Единую Россию», есть составляющая, для которой интересы периферии выше, чем интересы федерального центра.

Я уверен: именно поэтому федерация никогда не допустит в той же Иркутской области появления губернатора «из местных», который будет связан интересами региона. Можно назвать любого экономически состоявшегося в нашем регионе человека — он никогда не будет назначен, если я правильно рассматриваю тенденцию.

— Если не изменится федеральный вектор...

— Вектор может измениться в том случае, если к власти придет партия регионов, которой еще нет. Или в одной из действующих партий победит региональная компонента.

Страна находится в преддверии 2012 года, года выборов президента, и победа на них будет зависеть от того, кто эту гипотетическую партию регионов создаст. Уже сейчас основные политические партии пытаются привлечь на свою сторону потенциальных избирателей такой партии.

Ирина Ружникова, «Байкальские вести».
Фото Алексея Ильина, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии