Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Андрей Стрельцов: Хочу, чтобы в Иркутске был лучший театр кукол…

21 августа, 2018

В конце июля, после ухода по собственному желанию заслуженного работника культуры РФ Андрея Калиниченко, директором Иркутского областного театра кукол «Аистенок» назначен Андрей Стрельцов. О том, чего теперь ждать зрителям от театра, и чтобы представить читателям, наверное, самого молодого на сегодняшний день в иркутских учреждениях культуры руководителя, мы решили поговорить с ним лично.

101.jpg

– Когда появляется новый руководитель, всегда возникает вопрос, откуда человек взялся, кто он, какой опыт и квалификацию имеет…

– В 2005 году я поступил в Иркутский государственный университет на сибирско-американский факультет менеджмента. Тогда только вводился бакалавриат, поэтому на четвертом курсе я защитил диплом бакалавра, а на пятом – специалиста. Одновременно с этим дистанционно сдал международный тест TOEFL на знание английского языка и получил возможность поступить в Австралийский университет Южного Квинсленда – у сибирско-американского факультета были с ним договоренности. Потом два года учился параллельно на САФе и по австралийской программе. И на четвертом курсе также получил диплом бакалавра-менеджера в Австралийском университете.

После окончания университета я работал в сфере строительства – в компании «Ростерм»: сначала специалистом по продажам, а через год – руководителем отдела продаж. Но так как семья у меня театральная, то спустя некоторое время поступил на работу в драматический театр имени Охлопкова, где я все детство провел за кулисами. Сначала просто на должность инженера – копал ямы, чистил крышу, красил забор… Затем прошел профессиональную переподготовку по закупкам. В 2012–2013 годах вводилось новое законодательство, а специалистов не было – и я занялся закупками для театра.

– В соцсетях при вашем вступлении в должность мелькнул заголовок «Самый молодой в Иркутске директор с самой известной фамилией». Что для вас значит семья, которая у вас за плечами?

– Моя бабушка – народная артистка России Наталия Королёва, дедушка – директор театра, тот самый известный директор с известной фамилией… Но жизнь у них тоже была непростая, в свое время они исколесили полстраны, пока Анатолия Андреевича не пригласили заместителем директора в охлопковский театр. На тот момент спектакли часто отменялись, потому что не было зрителей, здание разрушалось – все текло, бежало, трубы прорывались, пристроя не было, цеха располагались рядышком. Чувствуя потребность в профессиональных знаниях, он поехал учиться и окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по профессии «Экономика и организация театрального дела», и прежний директор передал ему руководство. Сегодня иркутский драматический театр – один из лучших в Сибирском федеральном округе.

– Вы сказали, что выросли в театре. Какие у вас остались детские впечатления? Потому что по-разному бывает: театральные дети или оказываются «перекормлены» театром, или, наоборот, навсегда попадают под обаяние этого искусства…

– Ну конечно, когда все работают в театре, я там рос: и когда я был в детском саду и в школе – где было еще время проводить? Сидел в театре, делал уроки… Но я не выбрал актерскую профессию, хотя в спектаклях играл. В основном когда были приезжие коллективы – невыгодно же на гастроли везти с собой ребенка, если можно найти его на месте. Когда учился в начальной школе, приехал театр из Германии со спектаклем «Разбойники» – я играл в нем помощника священника, потом меня взрывали на сцене (улыбается). И когда театры из России приезжали, пару раз играл эпизодические роли – в «Ревизоре», «Мертвых душах»... И когда рекламу в театре снимали, тоже немного участвовал.

Кстати говоря, в школьном возрасте, третий-пятый классы, я был телеведущим. На ИГТРК была передача «Мультподарки», я вел ее два года, даже кассеты дома есть. Но никогда не чувствовал в себе актерского дарования. И хотя театр всегда был для меня как дом, большого желания выходить на сцену не было.

И вообще до поры до времени свое профессиональное будущее с театром я связывать не планировал. Даже когда перешел из строительной компании работать в театр, тоже не думал, что здесь задержусь. Но так случилось, что судьба повернулась по-другому…

– И вы снова стали учиться?

– Да, жизнь сейчас меняется быстро – постоянно вводятся новые нормы, требования, законы, сметы, бумаги... Тогда заместителем директора по АХЧ в драматическом театре был Анатолий Иванович Кочережко, хороший хозяйственник, раньше руководил облкинофондом, но на тот момент был уже пенсионером. Нужно было постоянно что-то печатать, подписывать, размещать, и ему просто стало тяжело. Тогда Анатолий Андреевич сказал мне: «Учись на строителя, будешь Анатолию Ивановичу помогать». Я заочно поступил в Иркутский национальный исследовательский  технический университет (ИрНИТУ) по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Два года учился: 26 человек поступили, трое получили диплом, потому что профессия очень серьезная и за два года ее освоить было тяжко. Но хотя в процессе учебы у меня и появилось несколько седых волос, диплом инженера-строителя я получил.

Потом Анатолий Иванович, к сожалению, скончался. А поскольку у меня к тому времени было образование и все функции я фактически уже и так взял на себя, меня назначили заместителем директора по АХЧ.  Я возглавил полностью все здание, внутри и снаружи: прилегающую территорию, автотранспорт, снабжение, ремонты, водоснабжение, вентиляцию, электричество, всё-всё… И с этого момента стал понимать, что организация работы театра – это, наверное, мое. Далее мне стала интересна творческая составляющая театра: как происходит процесс поиска режиссеров, выбор пьес – что ставить, как продавать, как составлять репертуар, как ездить по области и на дальние гастроли, как получать финансирование, как организовать и провести фестиваль...

Я попросил директора нагрузить меня новыми обязанностями, и меня назначили заместителем директора по общим вопросам. Но при этом Анатолий Андреевич сказал: «Смотри, если хочешь развиваться, нужно получить в этой сфере профессиональное образование». Сегодня в России для того, чтобы получить профессиональное образование в сфере управления учреждением культуры, есть два вуза – ГИТИС и Школа Дадамяна. Я доверился интуиции и решил поехать учиться в Москву, в Школу Геннадия Григорьевича Дадамяна. Фигура это известная на всю страну, знаковая, на тот момент он был, наверное, лучшим теоретиком и практиком по организации театрального дела.

В 2016 году я поступил, набор у нас был 12 человек со всей страны – директора театров, заместители директоров, главные администраторы – из Челябинска, Екатеринбурга, Сочи, Томска и Москвы… И мы все очень подружились! Сам Геннадий Григорьевич сказал: «В этой школе вы 50 процентов знаний получаете от преподавателей, а 50 процентов узнаете, общаясь друг с другом».

Занятия были построены всегда интересно, мы приезжали в Москву ровно на месяц и шесть дней в неделю с 9 до 19 часов учились. Потом сами организовывались и в зависимости от того, у кого какие были связи, каждый день ходили в театры, смотрели спектакли, обсуждали. Узнавая что-то новое каждый день, сразу обсуждали между собой в группе – у кого как устроено в театрах, делились идеями, пытались найти интересные решения проблем.

В тот год, проведя у нас буквально два занятия, ушел из жизни Геннадий Дадамян, и так вышло, что мы оказались последним курсом, который он лично отбирал. Мы помогали в организации похорон, и, видимо, это сплотило нас еще сильней – мы стали для школы особенным курсом. Когда выпускались этой весной, преподаватели отметили, что такого курса, наверное, за всю историю школы не было. Мы решили встречаться каждый год осенью – 23 октября, в день зачисления.

За эти два года я узнал азы управления театром со всех сторон, мы встречались с лучшими руководителями театров Москвы. Это и Леонид Вячеславович Ошарин, который возглавляет театр имени Маяковского. И директор театра имени Вахтангова Кирилл Игоревич Крок – наверное, один из лучших директоров театров в России… Кстати, с одним из результатов моей учебы в Школе Дадамяна можно будет познакомиться 14 сентября на премьере спектакля «Холстомер» в драматическом театре – это был полностью мой проект. Теперь же все мои силы и знания нацелены на развитие нашего Иркутского областного театра кукол «Аистенок», и идеи уже есть.

На этом мое образование пока завершилось, хотя еще я проходил повышение квалификации по направлению «Управление учреждениями культуры» в Академии народного хозяйства при президенте РФ. На эту программу съехались директора библиотек, театров и музеев Иркутской области и Республики Саха (Якутия), и мы тоже интересно и с пользой провели месяц.

– Тридцать лет, семья, двое детей, куча образований, уже приличный опыт руководящей работы… Как это вообще возможно? Откуда берется энергия, что является стимулом? Или это просто такая энергетическая одаренность?

– Нет, я не считаю это одаренностью. Просто каждое утро просыпаюсь и говорю себе, что надо лучше, надо больше попытаться сделать. Мне всегда хочется, чтобы у меня было больше энергии, потому что видишь, как люди – и в прошлом, и в наше время – успевают больше, делают больше….

Есть люди, на которых я стремлюсь равняться, но главный вдохновитель и учитель, нельзя этого не сказать, – это мой дедушка. Рос я без отца, поэтому эту роль взял на себя он. Занимался моим спортивным воспитанием – учил меня играть в настольный теннис, потом в пять лет отдал в секцию настольного тенниса. В большой теннис, футбол, баскетбол, волейбол... В шесть лет научил меня плавать. И в работе я всегда на него равняюсь, смотрю, как он организует рабочий день, отношения с людьми. По-разному к нему относятся, но в области и стране очень много людей, которые ему признательны и считают талантливым руководителем и великолепным человеком. У него многому можно поучиться, я ему, конечно, безумно благодарен, что он есть в моей жизни, за то, что учил, учит, и, надеюсь, многое у него еще смогу перенять.

Бабушка же с первых моих лет посвятила себя мне, вкладывая нравственность, ответственность, развивая чувство справедливости и доброту. Ну и как же без мамы! Невозможно описать в нескольких предложениях, что значит в жизни человека мама. Она всегда верила и верит в меня, она привила мне опрятность, самостоятельность, организованность. В пятом классе по ее настоянию я учился в музыкальной школе, вечером занимался бальными танцами. В шестом-седьмом классах я умел готовить, стирать и гладить, а уборка квартиры была только на мне. Благодаря ей я надежный семьянин.

– Поговорим о вашей собственной семье…

– В 23 года я окончил университет, был выпускной, вручение дипломов, а через месяц у меня уже была свадьба. Встал вопрос об армии, но тут у нас родились девочки-близнецы, Анфиса и Полина (улыбается). В этом году они пойдут в первый класс. А тогда никто не ожидал, что у нас вообще возможно появление близнецов! Когда копнули, то где-то по линии отца, далеко-далеко, были близнецы… А так даже в жизни представить себе не могли! Когда мы пришли на первое УЗИ, нам сообщили: «Ну, вы же уже в курсе, что у вас двойня?». Как так? Мы были в шоке, просто в ужасе, но сейчас я могу сказать, что очень этому рад! Мои знакомые буддисты говорят, что это знак и внимание свыше – просто так Бог бы не дал нам двоих детей сразу, если бы не знал, что мы справимся. Значит, судьбой так предначертано.

Первый год было тяжело, мы жили в однокомнатной квартире (я тогда еще работал в строительной фирме), два попугая, собака, двое детей, каждый день приходила теща, у которой за 50 метров от нас был дом, и еще бабушка жены (улыбается). И в этих 38 квадратах мы все вместе, в тесноте, но не в обиде, начинали нашу семейную жизнь. Потом уже переехали в Солнечный, в квартиру чуть побольше, где сейчас и живем... Естественно, если один ребенок ночью просыпается, то его мама берет на руки, и все нормально. Тут у папы такой «лафы» не получилось! (улыбается). Близнецы же связаны между собой: если одна просыпается, то и вторая – я тоже встаю, беру на руки… Поэтому мы на равных с женой прошли все сложности младенческого возраста наших детей.

Мне в этом очень помогла моя сестра. Я родился в Екатеринбурге, а когда мне был год, родители развелись. Бабушка с дедушкой позвали нас с мамой в Иркутск, мы переехали. Потом у меня появился отчим, и когда мне было 18 лет, родилась моя сестра Арина. Сейчас ей 11 лет, и я на ней натренировался: купал, переодевал, играл, не то чтобы я постоянно был с ней – просто часто помогал маме. И когда родились мои дети, я сказал, что сам буду их купать. И так у нас до сих пор – купание только на мне.

– А со своей супругой вы как познакомились?

– Я начинал учиться в 39-й школе на Цимлянской, а в восьмом классе перешел в 11-ю, которую и окончил. Алёна, моя будущая жена, училась в этом классе, но в девятом она перешла в другую школу. То есть мы проучились вместе всего год и при этом особо не общались. А после того, как она ушла в другую школу, больше не виделись – до второго курса университета. Я сдал сессию, было лето, появилась социальная сеть «ВКонтакте», и она мне написала: «Привет! Мы были одноклассниками, помнишь? Как дела?». Как-то так получилось, что мы встретились, понравились, начали общаться. И планомерно, по любви дело дошло у нас до свадьбы, родились дети, и всё, тьфу-тьфу-тьфу, идет отлично (улыбается).

– А ваши дети в театре кукол уже бывали? Или они сразу начали с драмтеатра, минуя все советские установки?

– Здесь еще нет… А в драмтеатре бывали только на елках. У меня было желание, но руки не дошли привести их сюда и в филармонию, но пока только в органный зал успели сходить. Но теперь-то, конечно, они у меня отсмотрят весь репертуар, будут писать рецензии…(улыбается).

– Наверное, имея двух таких маленьких критиков, вы будете, планируя развитие театра, ориентироваться на то, чтобы им здесь было хорошо?

– Не только им, чтобы всем детям было здесь хорошо!

– Тогда о планах: каким театр будет в будущем?

– Давайте возьмем перспективу на пять лет, потому что быстро ничего не бывает. Начнем со здания. Если посмотреть на театры кукол Сибирского федерального округа и России, то особенно областные центры нередко могут похвастаться хорошими театрами. Это специализированные здания, которые были спроектированы как театры кукол.

В Иркутске театр «Аистенок» в свое время вообще скитался, пока в 1986 году ему не дали это здание – бывший кинотеатр «Мир». Но кинотеатр и театр – это совершенно разные виды искусства. У театра есть особенные нужды, а здание было под них подстроено, что до сих пор влечет за собой ряд проблем. На сегодня катастрофически не хватает полезной площади – для производства, репетиций, хранения кукол, декораций, документов и просто размещения и нормальной работы коллектива. У театра много творческих идей, но для того, чтобы их реализовать, необходимо пространство.

Поэтому за пять лет моя главная задача – добиться реконструкции здания. Задача тяжелая, но буду стараться как-то ее продвигать, тем более что у министерства культуры и архивов и руководства области есть понимание того, что наш иркутский театр кукол достоин иметь профессиональное, хорошее, соответствующее всем современным нормам здание. До конца года необходимо определиться, что с этим зданием делать. Я бы хотел, чтобы здесь в Иркутске и области был один из лучших театров кукол Сибирского федерального округа.

Что касается творческой части, мне пока тяжело делать оценочные суждения и прогнозы – я должен проанализировать, какая к нам ходит публика, как заполняется зал, как налажена работа с детскими садами и школами, как работает касса... Думаю, что мы будем делать больше совместных проектов с другими областными учреждениями и ведомствами. Воспитание детей – это важная задача, и думаю, мы найдем много интересных идей для взаимодействия.

– А чего зрителям ждать уже в этом театральном сезоне?

– В первую очередь обновления репертуара! В первой половине 84-го театрального сезона зрителей ждут четыре премьеры. Сейчас, впервые за долгое время, над постановкой спектакля «Утиная охота» по пьесе Вампилова работают приглашенные специалисты – профессионалы, известные по всей стране режиссер и художник из Москвы и Петербурга. Думаю, что зрителям будет очень интересно увидеть этот спектакль.

Не будем также забывать, что 2019-й – это Год театра. Мы подали наши предложения в министерство культуры и архивов Иркутской области, которое до середины августа формирует пакет предложений на федеральное софинансирование.

В 2019 году мы продолжим выпускать новые спектакли, обновлять наш репертуар и ездить по области – нас везде ждут. В министерстве культуры нам уже утвердили дополнительные средства на два массовых заезда – в Усть-Кутский и Качугский районы, где мы не только покажем спектакли, но и проведем мастер-классы, выставки, будем общаться со зрителями – чтобы наш приезд был как праздник. Также в 2019 году нас зовут на гастроли в Германию; я был в Южной Корее, договорились, что театр приедет туда на гастроли или фестиваль, мы еще определимся. В декабре 2019-го нас приглашают с новогодней программой в Израиль.

Есть ощущение, что мы не всегда ценим то, что с нами рядом. Это вообще, наверное, свойственно человеку. Постоянные зрители нас знают, любят, следят за работой театра, но мне бы хотелось донести до широкой общественности, что Иркутский театр кукол «Аистенок» пользуется авторитетом по всей России. Нас зовут на гастроли в Рязань, Иваново, Омск, Ульяновск и многие другие города – это о чем-то говорит! Театр получал награды на фестивалях по всей стране и за рубежом. Может, на отношение к нам влияет наше старенькое, не очень удобное здание, но в течение пяти лет мы будем это менять, одновременно выстраивая репертуар, нашу внешность и внутреннее состояние здания. Как ни крути, сегодня XXI век, и люди хотят прийти в государственное учреждение и получить качественную услугу в комфортных условиях...

– И последний вопрос. Так случилось, что в русской литературе, а значит, и в культуре, сознании, есть не так много образов директоров театров кукол. И самый известный – это Карабас Барабас в сказке Алексея Толстого. Осенью со спектаклем по ее мотивам зрители тоже смогут познакомиться. А каким директором театра кукол видите себя вы?

– Я знаком с некоторыми директорами театров кукол, в том числе и в Москве. Не сказал бы, что они чем-то отличаются: театр есть театр, хотя искусству театра кукол, конечно, свойственна определенная специфика. Я не могу себя видеть толстым, лысым и с усами! (улыбается). Вижу себя требовательным, но справедливым, мне всегда хочется заботиться о людях, чтобы у них были достойные условия работы и оплата труда. Но я и спрашиваю за это.

Человек энергичный сам по себе, я люблю высокие темпы работы – и этого требую от своих сотрудников. Ну а мании величия у меня нет, просто хочется, чтобы театр стал звездой – чтобы о нем все знали, слышали и хотели здесь побывать. Чтобы он стал еще более авторитетным – на устах, на глазах. И чтобы каждый иркутянин, став взрослым, сказал: «Тем, что я имею отношение к творчеству и люблю искусство, я обязан театру кукол «Аистенок» – с этого начался мой путь знакомства с театром, литературой, понятиями добра и зла, порядочности, любви, семьи…».

Я никогда в жизни даже представить себе не мог, что попаду в театр кукол. Андрея Николаевича Калиниченко знаю, мы встречались на совещаниях, планерках в министерстве культуры, но я даже предположить не мог, что после его ухода с должности мне предложат возглавить театр кукол. Конечно, мне было бы проще остаться в зоне комфорта – просто замдиректора при одном из лучших руководителей театров в стране. Но я решил: раз получил образование в Школе Дадамяна, где традиционный лозунг при вручении дипломов: «Теперь вы можете всё! Главное, позвольте себе это сделать, ничего не бойтесь», – пойду по более сложному пути. Мне стало это интересно, глаза загорелись, и я связал свою судьбу с иркутским театром кукол.

Беседовала Ирина Чернышева, специально
для «Байкальских вестей»

   

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии