Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Всегда быть в маске – судьба моя»

07 октября, 2019

«Принцесса цирка» на иркутской сцене

Иркутский музыкальный театр имени Н.М. Загурского 20 сентября открыл предъюбилейный, 79-й по счету, театральный сезон. Ярким, запоминающимся подтверждением творческих амбиций коллектива стала первая же премьера – классическая оперетта венгерского композитора Имре Кальмана «Принцесса цирка». 28, 29 сентября и 3 октября спектакль имел большой успех у зрителей. Еще одна, четвертая по счету, встреча состоится 15 октября.

8-2.jpg

Новые краски бессмертного сюжета

Фрагмент из либретто: «Весь Париж стремится в цирк на представление с загадочным акробатом в маске. Его имени никто не знает. Все зовут его мистер Икс. Графиня Теодора Вердье не пропускает ни одного выступления таинственного артиста и мечтает с ним познакомиться. Их встреча должна состояться на балу, который устраивает отвергнутый поклонник графини барон де Кревельяк. В его планах месть Теодоре: пусть акробат выдаст себя за знатного графа и увлечет эту капризную даму, и тогда де Кревельяк будет отомщен. Циркач и аристократка – это же скандал!». На этой основе и развивается сюжет бессмертного произведения, которое играет на иркутской сцене новыми красками, тонко дополняющими классику.    

Вдохновением для создания знаменитой оперетты послужил поход композитора на цирковое представление, где он увидел таинственного акробата в маске. Это был русский эмигрант из знатной семьи, он с помощью маски пытался сохранить инкогнито. Поэтому сюжет первого либретто был связан с Россией, а у директора цирка была фамилия Станиславский. Уже позднее российские постановщики перенесли действие во Францию.

8-4.jpg

Первый раз «Принцессу цирка» на сцене Иркутского театра музыкальной комедии играли еще во время Великой Отечественной войны, в 1944 году. Зал театра был переполнен, среди зрителей были и раненые бойцы, проходившие лечение в иркутских госпиталях. С тех пор оперетта ставилась театром еще четырежды, последний раз – в 2003 году под афишей «Мистер Икс». «Живу без ласки, боль свою затая, всегда быть в маске – судьба моя», – а ария мистера Икс знакома каждому, сюжет обыгран в сотнях книг, спектаклей, кинофильмов. Так как же по-новому можно взглянуть в «затертую до дыр» постановку?

«Огнями полон зал, заветный час настал»

Дьявол таится в деталях, или, как говорит директор цирка, «Любой трюк – это всегда немного обман». Режиссером-постановщиком и балетмейстером премьеры стал лауреат Государственной премии РСФСР, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Гали Абайдулов. Он поставил перед собой нетривиальную задачу сочинить новую историю, ничего не меняя. Прежде всего, отказался от реалистической подачи и сделал акцент на место действия. Главным героем постановки стал… цирк.

– Идея в том, чтобы показать цирк как отдельный волшебный мир, а цирковых – как братство, как потрясающих людей, честных, преданных друг другу, своему делу, искусству, не терпящих никакой фальши и лжи. Цирк дарит им любовь и возможность раскрыться в любви, – пояснил режиссер на предпремьерном показе оперетты.

8-6.jpg

Первое, что бросается в глаза, – декорации. На сцене нет ничего, помимо цирковой повозки и талантливо оформленного пестрого занавеса, отсылающего к образам парусиновых шапито. Удивительно, как при помощи столь лаконичных штрихов возникает чувство полного погружения в историю. Цирковая повозка не только добавляет динамизма и вариативности действию на сцене, но и напоминает зрителю о кочевой жизни артиста, мимолетности цирковой карьеры, глубже раскрывая характеры героев.

Режиссер щедро задействует всю глубину немаленькой сцены музыкального театра, скрупулезно выстраивая композицию, добиваясь знаменитого «эффекта перспективы» художников Ренессанса. Каждая сцена представлена таким образом, чтобы усилить выразительность образа действующих лиц. Отдельного внимания заслуживает прекрасная работа художника по свету Галины Мельник. Вот уж действительно «Огнями полон зал, заветный час настал». Свет здесь мастерски играет эмоциями зрителя, оживляет колорит декораций и сценических костюмов.

К слову, костюмы продолжают заявленную режиссером «историю в деталях». Так, первый же выход Теодоры на сцену в лазурном платье и в диадеме столь ярко оттеняет скучноватую гамму платьев статистов, что даже незнакомый с сюжетом зритель мгновенно понимает, кто именно здесь «принцесса цирка». Будет несправедливо обойти вниманием оркестр под руководством главного дирижера театра Виктора Олина. Профессионализм музыкантов таков, что во время представления просто забываешь, что в течение двух действий слушал живую музыку, настолько звук слажен и четок.

8-7.jpg

Мастерски, легко, вдохновенно

Ну и, конечно, актерский состав. Грация и задор, пластика и очарование – всего этого на сцене в избытке. Прежде чем упомянуть отдельных исполнителей, слово Гали Абайдулову, очень точно сформулировавшему ощущение зрителей после премьеры:

– Да, клоунада высокого класса – это сложно. Это годы тренировок; тут нужен богатейший актерский опыт. Слава богу, исполнители для этого есть, все на месте. Все должно быть исполнено мастерски, легко, чтобы зритель видел не напряжение, а новые грани в игре любимых артистов. И актеры приняли это, они получают удовольствие. А если артист получает удовольствие на сцене, значит, получит удовольствие и зритель. А мы ведь для этого и существуем.

В оперетте четко прослеживаются три сюжетные линии, впрочем образующие единое целое. В основе каждой – дуэт любящих сердец. Роль Мистера Икс исполняют в разных составах Гейрат Шабанов, Никита Мещеряков и дебютант Иркутского музыкального театра Виталий Савельев – обладатель, как и Гейрат Шабанов, роскошного баритона. А Теодора Вердье великолепна в исполнении Людмилы Шер и Светланы Щерботкиной.

8-8.jpg

Молодую пару Мари и Тони легко, с юмором и экспрессией сыграли Мария Дербина и Станислав Грицких (в другом составе – Екатерина Колесникова и Роман Лукьянчук). А «возрастной» дуэт Каролины (заслуженная артистка России Любовь Полякова; в другом составе – Вера Щепёткина) и Пеликана (народный артист России Владимир Яковлев, заслуженный артист России Владимир Попов, солист Игорь Переверзев) не только блеснул высочайшим мастерством, но и улучшил настроение зрителей комическими сценами.

Иркутскую «Принцессу цирка» вкусно, как вишенка на торте, дополняют волки-одиночки, для выполнения злодейских замыслов порой сбивающиеся в стаю. Таковы Барон де Кревельяк (Александр Айдаров, Евгений Алешин), его сподручный Пуассон (Евгений Рекутный, Егор Кириленко, Станислав Чернышев), Директор цирка (Александр Баязитов, Игорь Переверзев).

Впрочем, достоинства новой постановки Иркутского музыкального театра лучше хоть один раз увидеть, чем сто раз о них услышать. Так что «светит прожектор, фанфары звучат, публика ждет…».  

8-9.jpg

Вадим Мельников, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»,
и Евгения Пономарева

    

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии