Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Танки идут по Праге…», или Три юбилея августа

06 августа, 2018

Речь о событиях сравнительно недавних, которые помнят ныне живущие люди старшего, среднего, а то и молодого поколения. И обращение к прошлому неслучайно: август стал для нашей страны месяцем, когда много тайного становится явным. Во всяком случае, таких прояснений больше, чем  в другие месяцы. Скажем, в августе 1939 года был подписан советско-германский пакт Молотова – Риббентропа, и через неделю началась Вторая мировая война. А в августе 1991-го закончилась власть КПСС. Август 2011-го – в ходе совместной рыбалки под Астраханью Путин и Медведев договорились об «обратной рокировке»: будет не второй президентский срок Медведева, а возвращение президента Путина. Но в этом году у этих и многих иных событий некруглые даты. Что касается юбилеев…

11-1.jpg

10 лет назад, в символический день 8 августа (08.08.2008), одновременно с открытием летней Олимпиады в Пекине, руководство Грузии во главе с Михаилом Саакашвили попыталось военным путем вернуть контроль над Южной Осетией. Чем это обернулось, причем уже через пять дней, хорошо известно. Тем не менее несколько предшествующих и последующих событий заслуживают внимания.

Во-первых, в конце марта 2008-го, то есть за четыре с половиной месяца до вооруженного конфликта, Саакашвили официально и публично предложил Абхазии «неограниченную автономию в составе единой Грузии», включая «право вето на любые изменения законодательства, включая Конституцию, которые могут ущемить права на развитие абхазского языка, литературы, культуры и повлиять на самобытность абхазской нации». Этими же предложениями за представителем Абхазии закреплялся пост вице-президента Грузии, а Сухуми получал статус второй столицы федеративного государства. Наконец, в Гальском и Очамчирском районах Абхазии создавалась свободная экономическая зона. Лидеры Абхазии с ходу отклонили эти предложения, а наши, российские, руководители, как минимум, не уговаривали их поступить иначе…

Во-вторых, после завершения пятидневного конфликта последовали действия, которые можно толковать как «избыточная самооборона»: Абхазия и Южная Осетия провозгласили государственную независимость, а Россия эту независимость тут же признала. Кстати, за прошедшие 10 лет нашему примеру последовали только Никарагуа, Венесуэла, Науру (!) и Тувалу (!!). Даже «батька» Лукашенко, несмотря на многократные обещания, так и не сподобился. Между тем государственность Абхазии и Южной Осетии – непреодолимое препятствие для нормализации отношений с любым руководством Грузии, что подтвердили события после ухода Саакашвили. И неудивительно – для Тбилиси этот вопрос не менее болезненный, чем для Сухуми, ведь отпавшую автономию вынужденно покинули почти 250 тыс. грузин, или втрое больше, чем вся численность абхазов. Не исключено, что с провозглашением независимости двух республик Кремль, мягко говоря, поторопился, проявив излишнюю для таких дел импульсивность…

11-2.jpg

20 лет назад, 17 августа 1998-го, правительство России объявило о техническом дефолте по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО) и решительной девальвации национальной валюты – отказе от удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару. Разразился наиболее тяжелый кризис российской экономики за весь постсоветский период (даже перепады 2014–2016 годов быль чуть меньше). Многие предприятия – от малых до больших – разорились, банковские вклады «лопнули» или обесценились, жизненный уровень большинства заметно снизился, подскочили цены и безработица. Курс доллара стремительно вырос – с 6 рублей к августу до 24 в начале 1999 года, то есть вчетверо. Некоторые товары и продукты дорожали столь стремительно, что ценники приходилось менять чуть ли не каждый день…   

Эхом последовал и политический кризис: Борис Ельцин отправил в отставку правительство Сергея Кириенко, новым премьером после неудачных попыток Кремля вернуть Виктора Черномырдина стал Евгений Примаков. Сменилось и руководство Центробанка.

Но – нет худа без добра. Дефолт оказался крайне выгоден российским предприятиям-экспортерам: теперь за тот же объем проданного сырья можно было выручить вчетверо больше рублей. Из-за удорожания импорта расправили плечи и отечественные предприятия, имеющие потенциальный рынок сбыта внутри страны (прежде всего аграрии). Поэтому глубокий кризис обернулся уже к концу 1999-го бурным подъемом…

11-3.jpg

50 лет назад, в ночь на 21 августа 1968-го, советские войска вошли в Чехословакию, руководители которой стали по-своему трактовать понятие «социализм». Только в первой волне вторжения было 24 дивизии из пяти стран Организации Варшавского договора (включая 18 советских), четверть миллиона военнослужащих. С «Пражской весной» покончили силовым путем. Несмотря на абсолютную монополию государственной пропаганды, это событие вызвало в Советском Союзе некоторое брожение – прежде всего среди творческой и научно-технической интеллигенции. Одним из символов неприятия действий Брежнева и его соратников стали тогда стихи Евгения Евтушенко:   

Танки идут по Праге
в закатной крови рассвета.
Танки идут по правде,
которая не газета.

Танки идут по соблазнам
жить не во власти штампов.
Танки идут по солдатам,
сидящим внутри этих танков.

Насчет наших солдат подмечено верно. События такого масштаба, пусть и происходят за рубежом, меняют ситуацию, умонастроения, общественную атмосферу внутри страны. Неслучайно вскоре были окончательно свернуты хрущевская «оттепель» и косыгинская реформа в экономике, а развенчание сталинизма перешло в его реставрацию, пусть и «бархатную». Мятежному лидеру чехословацких коммунистов Александру Дубчеку Леонид Ильич, попыхивая сигаретой, прочувственно втолковал: «Пойми, Саша, вся земля, которую мы на войне заняли в Европе, наша». Такова «доктрина ограниченного суверенитета», «доктрина Брежнева»: в мире есть только две сферы влияния – советская (растущая) и американская (слабеющая), и нашим «младшим братьям» отказано в праве менять политическую ориентацию. Да сами они, считалось, и не додумаются, только если «происки империализма». Так было в августе 1968-го. А сейчас?  

Юрий Пронин, «Байкальские вести», ИА «Альтаир».

На фото: Август-2008. Российские войска выдвигаются
в Южную Осетию, чтобы противостоять грузинской армии.
Фото militaryfrms.ru;

Август-1998. Последние дни одного из учреждений
«семибанкирщины». Впрочем, обанкротились и тысячи
малых предприятий. Фото valet.ru;

Август-1968. По всей Чехословакии шли массовые
протесты против ввода войск. Нас называли «советскими
оккупантами» и даже «советскими фашистами»,
рисовали свастику на советской бронетехнике…
Фото or-dos.livejournal.com

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии