Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Илмар Лапиньш: Я стал похож на оркестр, а он на меня

16 декабря, 2013

 

 

Для чего оркестру дирижер? Каждому из музыкантов достаточно нот и инструментов, чтобы музыка прозвучала. Но если  собрать всех вместе, то получается один большой инструмент, который и создает дирижер, сливаясь с ним воедино. Так оно и случилось, когда Илмар Лапиньш пришел в Губернаторский симфонический оркестр. На сегодня у маэстро много идей и задумок, он, как никто другой, знает все, что происходит в коллективе, переживает за каждого музыканта. За период работы оркестра под руководством Лапиньша было многое: участие в различных фестивалях, гастроли, изменения в составе и коллективе. Обо всем этом нам рассказал маэстро.

— Илмар Артурович, Губернаторский симфонический оркестр вы возглавляете уже четыре года, можно подвести итоги. Расскажите о главных достижениях — ваших и оркестра — за время вашей работы в качестве главного дирижера и художественного руководителя.

— Мне трудно говорить о себе. Давайте, я лучше расскажу вам про оркестр. На сегодня он занимает одно из ведущих мест в Сибири и России. Но мало достичь каких-то успехов, необходимо постоянно держать планку и повышать ее. Когда я пришел в оркестр, меня встретили прекрасные музыканты. Предыдущим дирижером был собран хороший состав, но не коллектив. Приходилось всем нам много работать, чтобы мы думали и чувствовали как один музыкант, как одно целое. Это очень трудно. Тем не менее мы этот барьер преодолели. Сейчас  статистика посещаемости наших концертов растет с каждым годом. Многие из наших музыкантов получили звание заслуженных артистов России. Наш оркестр пополнился талантливыми фаготистами, я горжусь этим. Данила Янковский, лауреат девяти международных и одиннадцати всероссийских конкурсов, начинает работать в музыкальном училище и оставит после себя неплохую смену.

Понимаете, в моем оркестре о каждом есть что рассказать, но это займет больше часа. Однако одно из главных моих достижений в управлении оркестра в том, что я стал похож на оркестр, а он на меня. Мы стали полноценным слаженным коллективом.

 


— Мы очень тщательно следим, чтобы уровень профессионализма приходящих к нам молодых музыкантов отвечал высоким требованиям. В связи с этим я использую принцип Кливлендского оркестра: все музыканты, которые приходят в оркестр, играют сольный номер, потом читают с листа и в итоге играют не в оркестре, а как солист с оркестром. Мне эта система очень нравится, думаю, что нашему коллективу тоже. Это позволяет сразу оценить способности человека, который будет с нами работать.
 


— Что нового вы внесли в работу оркестра? Какие преобразования совершены?

— Почти никаких. Мы с Денисом Мацуевым как-то встретились в Москве,  перед тем как я приехал сюда. Он сказал, что оркестр трудный и сюда необходимо пригласить играть как минимум пятнадцать музыкантов из Москвы, чтобы он зазвучал. Но я решил сначала посмотреть и понять, что можно с нашими музыкантами сделать. Тогда справились своими силами. Но сегодня помощь нужна, конечно. Стал действовать закон, согласно которому больше не выделяются деньги на аренду квартир для приезжих музыкантов. А откуда мы, например, возьмем валторниста? У нас в регионе валторнистов нет.  Это очень редкое амплуа во всем мире. Все действующие валторнисты уже давно играют в хороших оркестрах, а студентов разбирают на много лет вперед.

Валторна — очень сложный инструмент. Дирижер Михаил Голиков рассказал мне, что в этом году в Петербурге в училище поступил последний валторнист, который пришел из музыкальной школы. С этим будет проблема всегда, потому что дети не хотят учиться, почти всем подавай компьютеры. Нам, конечно, и скрипачи нужны, но ситуация с валторнами — это просто кричи «караул!».

— Что нового появилось в репертуаре оркестра?

— Было очень много премьер за это время. Лично я горжусь второй симфонией Сергея Прокофьева, недавно прозвучала шестая симфония Алексея Рыбникова. Третья симфония Александра Глазунова, безумно красивая, но трудная, вообще не исполняемая до сих пор в России, тоже была исполнена нами. Прозвучали третья и десятая  симфонии Густава Малера. Исполнили пятую симфонию чешского композитора Богуслава Мартина, которая прекрасна тем, что написана  в 1944 году, когда к нему пришло осознание, что Чехословакия скоро будет свободна.  Все эмоции, которые он испытал в тот период жизни, отразились в этом произведении.

— Давайте поговорим о планах на будущее. Какие проекты вы запланировали?

— В первую очередь необходимо упорядочить состав оркестра. Как бы это ни было печально, все мы люди, все стареем, теряем навыки, во многом глаз замыливается. Нам необходима молодая кровь, но ее пока очень мало. Я очень благодарен Иркутскому областному музыкальному колледжу имени Фредерика Шопена и его директору Анастасии Сергеевне Дурбажевой за их старание. Каждый год колледж выпускает все больше профессиональных музыкантов. Это те люди, которые придут в будущем к нам. А если бы в Иркутске было и высшее музыкальное учебное заведение, то многие проблемы удавалось бы решить быстро и безболезненно.

На апрель мы планируем монографический концерт Милия Балакирева, русского композитора, которого можно было бы признать первооткрывателем русской симфонии, которую, к сожалению, он не закончил, но после его смерти завершил Николай Римский-Корсаков. Кроме того, я очень хочу вернуться к Глазунову, чтобы русская публика знала и любила отечественную музыку. В ней хранится такое величие и богатство! А мы со временем об этом забываем…

 


— Иркутская область отличается от других регионов еще и тем, что проявляет доброжелательность по отношению к иногородним артистам, оказывает им весомую поддержку. Я этим очень дорожу. Мне приятно между делом сказать об этом в других регионах, где такую поддержку не оказывают. Спасибо правительству области за создание камерного хора при Губернаторском симфоническом оркестре, это уже само по себе очень много.
 

— Расскажите о том, как организована работа внутри оркестра.

— Наш оркестр немного своеобразен. Потому что мы очень тщательно следим, чтобы уровень профессионализма приходящих к нам молодых музыкантов соответствовал высоким требованиям. В связи с этим я использую принцип Кливлендского оркестра: все музыканты, которые приходят в оркестр, играют сольный номер, потом читают с листа и в итоге играют не в оркестре, а как солист с оркестром. Мне эта система очень нравится, думаю, что нашему коллективу тоже. Это позволяет сразу оценить способности человека, который будет с нами работать.

— Каким образом и достаточно ли вас поддерживает правительство Иркутской области?

— Я низко склоняю голову перед правительством, которое так много делает для филармонии, в том числе для оркестра. Иркутская область отличается от других регионов еще и тем, что проявляет доброжелательность по отношению к иногородним артистам, оказывает им весомую поддержку. Я этим очень дорожу. Мне приятно между делом сказать об этом в других регионах, где такую поддержку не оказывают. Спасибо правительству области за создание камерного хора при Губернаторском симфоническом оркестре, это уже само по себе очень много. А также неплохо было бы организовать оркестр русских народных инструментов, ведь ни у одного народа нет такого музыкального наследия, это большое богатство. Считаю, что каждый уважающий себя регион должен иметь такой коллектив.

— Вы известная личность в Иркутске. О вас много пишут в прессе, многое говорят. Иногда слышны и негативные нотки. Как вы относитесь к этому? Как реагируете?

— Понимаете, каждого человека может задевать что-то, расстраивать, но если это неправда, зачем мне читать это? У меня нет интереса к интригам. И у каждого из нас есть совесть. Я своей совестью отвечаю перед богом, оркестром, публикой, наверное, перед Россией. Перед собой…

— У вас много наград и достижений. Какие из них для вас главные?

— Знаете, я дорожу каждой своей наградой, но сейчас расскажу о главной. Я шесть лет проработал дирижером в Томске. Когда я был на гастролях в Свердловске, где как раз уже давно проходил конкурс на вакансию дирижера в свердловскую филармонию, меня пригласили на собрание оркестра, где музыканты, как говорится, предложили мне руку и сердце. Я отказался, сообщив, что не собираюсь покидать томский оркестр, и предложил сотрудничество. После этого я приезжаю в Томск, прихожу на репетицию, приветствую своих музыкантов, а все отворачиваются от меня… Я был просто счастлив! Понимаете? Это значит, что они меня так заревновали! Это показывает истинное отношение в коллективе. Режиссер Анатолий Эфрос пишет в своей книге, что театр — это большая семья. Там и ссорятся, и мирятся по-семейному. Думаю, в оркестре то же самое.

 


— Я шесть лет проработал дирижером в Томске. Когда я был на гастролях в Свердловске, где как раз уже давно проходил конкурс на вакансию дирижера в свердловскую филармонию, меня пригласили на собрание оркестра, где музыканты, как говорится, предложили мне руку и сердце. Я отказался, сообщив, что не собираюсь покидать томский оркестр, и предложил сотрудничество. После этого я приезжаю в Томск, прихожу на репетицию, приветствую своих музыкантов, а все отворачиваются от меня… Я был просто счастлив! Понимаете? Это значит, что они меня так заревновали! Это так дорого, ни за что не купишь.
 

Беседовала Виктория Бережная, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Цветы от поклонников. Илмар Лапиньш на недавнем
концерте Губернаторского симфонического оркестра в Иркутской
областной филармонии при участии солистки Бурятского
государственного театра оперы и балета Аюны Базаргуруевой (слева)

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии