Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

И память уносит сквозь время…

20 января, 2014

 

Чистое сердце в дорогу готовь,
Древняя мудрость сгодится и вновь.
Не покупаются, не покупаются —
Доброе имя, талант и любовь.

Булат Окуджава

 

Иркутскому театру юного зрителя имени А.Вампилова исполнилось 85 лет. Он почти мой ровесник. Этот театр  близок мне по детству, он рос вместе со мной, проходил периоды становления и стал частью моей жизни. Страшно подумать, но впервые мама привела меня сюда в начале 30-х годов прошлого века, когда мне было три-четыре года и почти столько же — этому театру.

 

Из книги — на сцену

Прежде  чем повести меня на ту или иную сказку, мама или бабушка читали мне ее, и когда я приходил в театр, то видел оживших героев на сцене, и это было настоящим чудом. Каким-то непонятным образом эти герои совпадали с теми, которых нафантазировало мое воображение. Обычно спектакль начинался с того, что звучала музыка,  раздвигался занавес, открывая декорацию, и начиналось волшебство, в котором мы жили два часа и «не хотели возвращаться». То  был незабываемый мир театра, мир прелестной сказки, например «Кот в сапогах», где блистала великолепная Таисия Козлитина, которая играла его лет двадцать, но играла так самозабвенно, так точно, с легкостью, энергией  и  искренностью, что в этой роли ей не было равных. С этой ролью она вошла в легенды театра и остается таковой и поныне. Она была очаровательна, жизнерадостна, оптимистична.

Васса Климанова стояла у истоков театра, была основательной, внешне крепко сложенной, внушительной, и если мне память не изменяет, то именно она первой в труппе стала заслуженной артисткой РСФСР. Хорошо помню ее в «Коньке-Горбунке», в  «Снежной королеве». Вспоминаю обаятельного Владимира Шестерникова, роли у которого были, в основном, не главные, эпизодические, но он умел так их преподнести, так прожить, так в них выложиться, что они остались в моей памяти на всю жизнь.

Тогда ведь сказки шли по всем законам настоящего детского театра, с превращениями, чудесами. Других зрелищ не было, поэтому театр старался оказать такое впечатление на ребенка, чтобы оно осталось на всю жизнь. Декорации были невероятно красивыми, нарядными. Как-то тогда умудрялись из малых, незначительных средств создать удивительную красоту, ошеломить взор. Работники театральных цехов прилагали все свои хитрости и таланты, чтобы создать зрелищность, театральность. Надо отдать должное художникам, бутафорам, оформителям спектаклей, которые трудились над сказками, были настоящими волшебниками, кудесниками, выдумщиками.

Что уж говорить об актерах, которые жили театром, не зная устали, отдавая этому искусству себя целиком, без остатка. Тут уж, действительно, никакой халтуры, только настоящая жизнь, только правда. Это была та русская психологическая школа игры,  когда  актеру веришь, и проживаешь с ним, и умираешь с ним, и радуешься, и все по-настоящему…

 

Мои кумиры

Я благодарен родителям, которые открыли для меня  мир театра.  Я полюбил его с самых малых лет, с детских сказок, и продолжал любить, когда пошел в школу.  Пересмотрел все шедевры ТЮЗа тех лет. Там шли пьесы по Пушкину, Гоголю, Фонвизину, Шиллеру.  Помню, перед войной ожидалась премьера спектакля «Плутни Скапена». Но в театре случился пожар. Сгорела большая часть театра, в том числе сильно пострадала сцена. И театр переехал  на временное проживание в ДК завода имени Куйбышева, это в конце улицы Карла Маркса. Красивое было здание с колоннами, большой сценой и залом. В этом  помещении театр  и работал какое-то время, а здание ТЮЗа ремонтировали, восстанавливали. Артисты тогда очень много ездили по области, доезжали до самых отдаленных уголков, где только можно было разместить декорацию и играть спектакль.

Сколько было радости, восторга у детей,  когда ТЮЗ вновь открыли после ремонта,  ведь это был их главный театр. Хорошо помню один из первых спектаклей на восстановленной сцене — «Финист — Ясный Сокол». Незабываемое впечатление.

У меня, конечно, были свои любимые актеры, например, Петр Лавров. Как он великолепно играл  Владимира Дубровского в одноименном спектакле по Пушкину. Блеск! Я несколько раз смотрел этот спектакль, и  каждый раз сердце замирало от восторга перед его большим талантом. А как он  великолепен был в «Оводе» Э.Л.Войнич, и в роли Фердинанда в шиллеровских «Разбойниках». Настоящий виртуоз! Он был самородком, не заканчивал никакой театральной школы, был простым парнем из предместья Рабочего. Начинал с ТРАМа (театр рабочей молодежи), и его школой была сама жизнь, он учился всем премудростям сцены самостоятельно, самосовершенствовался и был в своих театральных работах настолько правдив, настолько органичен, что заставлял зал плакать, если нужно, или смеяться. Он добился больших высот. Был в нем такой прирожденный дар. Он был  настоящим волшебником сцены, умел завораживать. Он работал до самой старости, и  общий  стаж работы в ТЮЗе составил полвека! Я, будучи уже взрослым, частенько встречал его на улицах Иркутска. Он был уже очень не молод, но всегда бодр и приветлив. Шел неспешной походкой, встречал и провожал улыбкой тех, кто с ним здоровался.

Мои родители сами были большими театралами, не пропускали ни одной премьеры в театрах Иркутска, следили за репертуаром. И меня приучили к его великой магии. После спектаклей мы всегда с ними разговаривали об увиденном в театре. Я рассказывал свои впечатления, на какие мысли и размышления наводил тот или иной спектакль, а они высказывали свои мнения. Частенько во время наших бесед мама спрашивала меня, кем я хочу стать, что мне в жизни нравится, что привлекает.

 

Если бы все родители были такими, как мои

В середине и к концу 1930-х все мальчишки мечтали стать летчиками. То время было овеяно их героическими подвигами, гремели имена Водопьянова, Леваневского, Чкалова.  Появились первые Герои Советского Союза. Писали и говорили  о перелете  в Америку, о подвигах летчиков, и, конечно, было повальное увлечение этой профессией. На вопрос, кем ты хочешь стать, другого ответа не было. Каждый мальчишка мечтал о небе. Я не был исключением. И мама, выслушав меня, всегда говорила так: «Кем бы ты ни был в жизни, ты, во-первых, должен стать образованным человеком. А для этого ты должен многое знать: чтение, музеи, музыка, театр, библиотеки  должны стать твоими спутниками. Они будут вводить тебя в этот удивительный мир, способствовать твоему образованию мыслящего, культурного  человека, они откроют для тебя новые горизонты».

Мама посвятила воспитанию меня и моей сестры свою жизнь. Она много сделала для нас с сестрой, помогла в становлении по жизни. Мама прожила 90 лет, намного пережив папу. Он ушел из жизни в 1972 году. Прошел всю войну, вернулся с ранениями. Я даже помню, что в день начала войны мы с папой пошли в театр, а мама с сестрой в это время отдыхали в Ессентуках. Было воскресенье, и днем в драматическом театре давали спектакль «Царь Федор»,  заглавную роль исполнял очень хороший  актер Бодров, который, кстати, до прихода в драматический работал в ТЮЗе. Был чудесный  солнечный день, на улицах множество гуляющих людей,  благоухают на клумбах цветы, продают мороженое. Никто никуда не спешит. А вечером мы узнали страшную весть, по радио Молотов объявил о начале войны. На стадионе «Труд» потом был сборный пункт, мужчины уходили на фронт. Уходил и мой папа.

За все я благодарен моим родителям. Теперь, оглядываясь на прожитую жизнь, я понимаю, сколько они вложили в нас с сестрой, сколько души, знаний, сердца. Если бы каждый родитель мог быть таким, какими они были для нас.

 

Эвакуированные театры в Иркутске

В годы войны иркутские  театры не сдавали позиций, жили наполненной и насыщенной жизнью. Я считаю, что им даже повезло, так как к нам приехало тогда много эвакуированных  столичных театров. В здании ТЮЗа работал знаменитый ТЮЗ имени Д.Брянцева из Ленинграда. Работали они по такому графику: неделю один театр, неделю — другой. В труппе брянцевского ТЮЗа работал тогда известный артист Павел Кадочников. Он был молодым, красивым, правда, все его звездные роли были еще впереди, но его уже знали, потому что он сыграл свою первую роль в кино — «Антон Иванович сердится».

В это же время у нас в Иркутске, в здании драматического театра, работал  московский Театр сатиры. Руководил им известный артист  Владимир Хенкин — удивительный, живой, яркий и характерный  комик.  Нашим артистам было тогда у кого поучиться, поднакопить мастерства, ведь играли на одной сцене с маститыми и авторитетными мастерами, которых знала вся страна, которые получали знания из первых рук. Кто-то закончил студию Станиславского, кто-то учился у Вахтангова…

Во время войны к нам с концертами  приезжало много артистов: я был на концерте Леонида Утесова, он приезжал с дочерью Эдит и своим джаз-оркестром. А уже после войны я ходил на концерт Александра  Вертинского. Теперь это все легенды нашей русской музыкальной культуры.

 

Правнучка — тоже  тюзовский зритель

У меня есть правнучка Дашенька, ей сейчас 11 лет, она учится в шестом классе. С самого раннего возраста она стала поклонницей ТЮЗа, с пяти лет начала ходить в хореографическую студию  «Мотылек» при театре, участники которой  были заняты в спектаклях «Мойдодыр», «Маугли», «Аленький цветочек», «Айболит» и многих других.  Занималась с большим удовольствием три года. Я все эти спектакли с ее участием пересмотрел и как-то невольно думал о том, что  к самому когда-то любовь к театру пришла через ТЮЗ, росли мои дети, потом внуки, теперь правнучка переняла как эстафету эту нежность и любовь к театру. А в скольких душах он еще оставил след, сколько поколений выросло на тюзовских добрых и светлых сказках!

2014 год объявлен  указом президента Годом  культуры и предусматривает большие ассигнования для работающих в этой сфере, развитие  программ по различным направлениям в культуре и искусстве.  Хотелось бы пожелать использовать эти программы и восстановить поскорее родное здание ТЮЗа на ул. Ленина, 13,  хорошо бы построить  в Иркутске концертный зал, новый зал филармонии и театр оперы и балета. У нас ведь такой талантливый край. Сколько великих имен дала наша земля: Валентин Распутин,  Александр Вампилов, сейчас Денис Мацуев прославляет Иркутск.  Так что нам есть куда расти, куда двигаться и во что вкладывать деньги.

Я поздравляю руководство театра, артистический цех, всех его служителей с большим праздником. Желаю Иркутскому ТЮЗу процветания, новых блистательных спектаклей, чтобы они, как  когда-то меня, зачаровывали своим волшебством, фантазией, выдумкой. Желаю  преданных и благодарных  зрителей, которые будут помнить его спектакли  всю жизнь, а потом передадут эту любовь  детям и внукам, которые понесут ее, как яркий факел, дальше.

Георгий Барский, почетный гражданин Иркутской области,
заслуженный юрист РФ, специально для «Байкальских вестей»

На фото: Георгий Барский: «ТЮЗ рос вместе со мной
и стал частью моей жизни». Фото 1980-х годов

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии