Храм, похожий на сказку…
По обычной загородной дороге наша машина направляется в сторону поселка Пивовариха. Я знаю: мы едем смотреть строящийся здесь храм, и все же он открывается неожиданно, как мираж в пустыне, — белоснежный, с пронзительно-голубыми, с золотыми проблесками, куполами, — одним словом, похожий на сказку…
В эти осенние дни он готовится к своему открытию — Храм Покрова Божьей Матери, или, как его уже называют проще, Покровский храм, имеет своей покровительницей Пресвятую Богородицу, а праздник Покрова Богородицы — на пороге, 14 октября.
В этот день он оживет праздничными песнопениями, возле и внутри него будут толпиться прихожане, — начнется его обычная жизнь, направленная на поддержание духа православных верующих.
Но мое первое знакомство с ним произошло несколько раньше — в августе нынешнего года, когда внутреннее убранство храма еще только создавалось: здесь работали иркутские художники Наталья Довнич, Андрей Поляница и Игорь Смирнов. Тогда же были сделаны и эти фотографии.
Иркутские художники (слева направо):
Игорь Смирнов, Наталья Довнич, Андрей Поляница
Наташа Довнич и Андрей Поляница — муж и жена. А в данном случае — еще и непосредственные коллеги по работе, сотрудники: вместе выполняют надвратную мозаику на наружной стене храма, хотя автор эскизной разработки — Наталья.
— Наташа, немножко неожиданно увидеть тебя в этой роли, до сих пор я знала тебя как представительницу светского искусства… С чем тебе пришлось столкнуться в этой работе, с какими особенностями, трудностями?
— Это редкая в нашем регионе техника — византийская мозаика, то есть мозаика модульная, когда все изображение составлено из одинаковых мелких модульных кусочков. Ну а кроме техники…
— …нужно еще и каноны соблюсти?
— Естественно. Именно поэтому пришлось много работать с иконографией. Я впервые столкнулась с таким изображением. И чтобы создать эскиз, пришлось многое узнать — изучить каноны, понять, есть ли какие-то возможности у художников для авторской инициативы, ну и, конечно, привязать все это к архитектуре…
— Богоматерь держит в руках белое покрывало — или покров…
— Да, и в канонической трактовке, и в моем эскизе он, покров, простирается от края до края изображения, как бы символизируя всеобъемлющую емкость этого понятия. Но вот простой, казалось бы, вопрос — каково должно быть положение рук, но и по этому вопросу мне пришлось не раз консультироваться со священником…
— Ее одеяние — тоже не может быть произвольным?
— Одеяние, плащ, цвет одежд — это тоже регламентировано, но и с точки зрения профессиональной эстетики я должна признать: использование активных сине-голубых цветов в одежде Богородицы будет очень гармонично смотреться рядом с цветом куполов.
— А были какие-то сложности с изображением лика?
— Довольно много было проблем разного рода. И еще будут и поправки, и уточнения… Еще на стадии эскиза и подбора материала у нас возникла проблема — где взять золотой цвет. Были большие сложности с приобретением кусочков золотой мозаики. В Иркутске такой нет, ее пришлось заказывать через Москву, к тому же она очень дорогая, обошлась в сумму около 160 тысяч… Но зато это — настоящее, то есть стопроцентное золото, по итальянской технологии заплавленное в стекло, чтобы повысить его устойчивость к атмосферным нагрузкам. Чтобы не темнело, не разрушалось…
И тем не менее, несмотря на трудности, Наташа и Андрей очень увлечены своей работой. Это потом она вознесется над входом в храм и будет видна издалека, а пока будущая мозаика разложена в цокольном этаже на пленке, на полу храма, и Наташа с Андреем работают, буквально стоя на коленях. Каждый фрагмент нужно подогнать, подточить, уложить… Не так просто передать черты лица — приходится особенно тщательно «вытачивать» фрагменты…
— В целом могу сказать — процесс достаточно трудоемкий, — завершает разговор Наташа.
…Внутри храм — речь опять же идет о цокольном этаже — расписан многочисленными сюжетами, и это уже другая работа. Стенную роспись выполняет художник Игорь Смирнов.
— Игорь, здесь, насколько я понимаю, библейские сюжеты. Объясни, пожалуйста, тонкости — каков подбор, почему именно это?
— Это не двунадесятые праздники, а притчи и деяния Христа. Иными словами, евангельские события. Эти сюжеты изображаются реже, чем праздничные.
— Они тоже утверждены настоятелем?
— Да, я это все предложил, а отец настоятель утвердил. У батюшки очень много забот, он не занимается этими вопросами — как правило, это делают сами художники с благословения и утверждения батюшки.
— Допустим, ты выбрал то или иное событие, а дальше? Ты сам персонифицируешь, разрабатываешь композицию?
— Нет, как раз здесь и вступает в силу каноническая иконография. Мы работаем в рамках канона. Художник может лишь изменить палитру — сделать холоднее или теплее, темнее или высветлить, что-то чуть изменить в композиции…
— Но ты, похоже, сделал потеплее? По общей тональности это чувствуется.
— Да, здесь и задача такая была — все-таки помещение подвальное, цокольное, света недостаточно.
— Здесь будет...
— Воскресная школа, трапезная, гардероб. Службы будут идти в основной части храма, этажом выше.
— У тебя это первый опыт такой работы?
— Это у меня третий храм. Расписывал храм в поселке Хужир на Ольхоне, а первый свой опыт я нарабатывал в Кемеровской области…
— Перед началом работы нужно было получить от батюшки благословение?
— В церковной деятельности ничего не делается без разрешения, без благословения.
У сцены «Благословение Христом детей»
…Возле сцены «Благословение Христом детей» я фотографирую Игоря… Возле сцены «Изгнание бесов» фотографироваться не хотелось никому… Страдания на кресте — этимассия — также изображены в одном из сюжетов, эта сцена полна трагизма…
А если поднять глаза повыше — увидишь восемь херувимов на потолке, символизирующих силы небесные. Херувимы — это существа, которые служат Богу. Есть и разного рода знаки, символы, принятые в православии. Игорь разбирается в этом, дает разъяснения. А по поводу всей работы добавляет:
— Роспись надо было сделать быстро, люди очень нуждаются в храме, хотя мне, конечно, хотелось бы поработать неторопливо, более тщательно, — говорит художник.
— Такое ощущение, что это не масляная живопись, а пастель?
— Так происходит именно из-за специфики помещения… Если стенную роспись нагрузить активным цветом, помещение зрительно сожмется, уменьшится. А когда стены остаются более светлыми, остается ощущение простора.
Наташа согласна с коллегой:
— Да, такие светлые, легкие изображения получились…
— К какому числу вы должны были закончить работу?
— Конкретных сроков нам не ставили, но мы стараемся все успеть к празднику Покрова Богородицы, а это 14 октября.
…Да, так вот как они строятся, храмы. Я порадовалась, что к этому замечательному событию — возведению храма для жителей поселка Пивовариха — оказались причастны мои знакомые художники и что делали они это с чистой душой и светлыми помыслами.
Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото автора
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.