Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Хотели как лучше…

17 июня, 2014

 

Создание муниципальных дорожных фондов
пока создает больше проблем, чем их решает

 

В экономике России в целом и Иркутской области в частности есть много узких мест, проблемных зон, горячих точек и прочих неблагоустроенных пространств. Из-за них страна похожа не на полноценного члена «большой восьмерки», а на тифозного больного — то ли выздоравливающего, то ли, наоборот, доживающего последние дни. Как это часто бывает и в обычном живом организме, большая часть проблем связана с «системой кровообращения» — в нашем случае с транспортной системой, а если говорить еще конкретней — с автомобильными дорогами. О том, как в очередной раз государство и муниципальные органы власти пытаются справиться со второй главной бедой России, рассуждали 10 июня за круглым столом депутаты Законодательного собрания Прибайкалья, представители областного правительства и руководители муниципальных органов власти.


Фонд моего соседа — не мой фонд

Если говорить более точно, то темой круглого стола стало «Положение дел дорожной отрасли в условиях формирования муниципальных дорожных фондов». Организаторами выступили сразу два комитета ЗС — по собственности и экономической политике и по бюджету. Открывая работу круглого стола, председатель комитета по собственности Ольга Носенко заявила, что главная проблема дорожной отрасли — это недофинансирование. Такое мнение имеет право на существование. Однако если вспомнить, что один километр МКАД обошелся человечеству дороже, чем один километр Большого адронного коллайдера, а один километр дороги до олимпийских объектов в Сочи можно было вместо асфальта покрыть впечатляющим слоем трюфелей или устриц, то можно сделать вывод, что главная проблема отрасли все-таки казнокрадство. В Иркутской области, впрочем, на таких чудесных сооружениях никого за руку не ловили, поэтому сделаем вывод: в целом проблема отрасли — оголтелое воровство и коррупция, а у нас — недофинансирование.

Ольга Носенко напомнила собравшимся, что муниципальные дорожные фонды начали работать с 1 января 2014 года, и сразу стало понятно, сколько проблем возникает при их формировании и работе. Первая и самая главная — недостаток средств, вторая и не менее важная — кадровая. И здесь нет ничего удивительного: если на территории нет мэра или он есть формально, а по факту руководит городом из «прекрасного далека», как не возникнуть кадровым проблемам? Организаторы круглого стола постарались собрать как можно больше именно муниципальных руководителей, но явились далеко не все. Возможно, виной тому не летнее отпускное время и не грядущие избирательные кампании, а банальный стыд — должно же когда-нибудь возникнуть объяснимое чувство стыда за невыполненные обязанности и обязательства?

 

Нам сверху видно все — ты так и знай

Заместитель министра строительства и дорожного хозяйства области Артур Бычков рассказал о положении дел в отрасли в целом. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ

на формирование дорожного фонда города или района поступают акцизы на бензин, дизельное топливо и масла, а размер отчислений акциза зависит от протяженности дорог местного значения, которые находятся в собственности данного муниципального образования. На круг по всей области предполагается собрать 586 млн рублей. По информации, имеющейся у министерства строительства, уже создано более 420 муниципальных фондов, что составляет 93 процента максимально возможного их количества. Расходовать средства фонда муниципалитет может на три цели: на содержание дорог общего пользования, содержание местных дорог и на мостовые сооружения. Можно также проектировать все три вида объектов, заниматься капитальным ремонтом дворов и въездов в них.

Система, что и говорить, многообещающая. До середины марта каждого года муниципалитет будет обязан отчитаться перед правительством о протяженности принадлежащих ему дорог, после чего на основании этих данных будет вычисляться та доля акцизов на ГСМ, которая останется на территории области. Мэр, предупредил Артур Бычков, обязан будет дать информацию как можно более точную, потому что вся область, все население заинтересовано в нормальных дорогах и любая недостоверная информация станет наказанием для каждого жителя области. Не все поняли меру ответственности. В 2014 году правительство уже выявило в отчетах ряда территорий несоответствие с данными Росстата. Органы статистики утверждают, что протяженность дорог местного значения составляет 14 768 км, по данным муниципалитетов — 15 586 км. Заместитель министра предупредил руководство муниципальных образований: все данные будут проверять и перепроверять по реестрам муниципальной собственности.

Предусмотрен и второй способ пополнения муниципальных дорожных фондов: субсидии из регионального дорожного фонда. В 2014 году на эту статью расходов региональный дорожный фонд выделит 625 млн рублей, в том числе на капитальный ремонт — более 435 млн. При этом Ангарск получил 12,7 млн рублей, Братск — 89 млн, Черемхово – 50 млн, Усть-Илимск – 206 млн, Заларинское муниципальное образование – 70 млн рублей. Областной центр получил 23 млн на строительство дорог к дачным товариществам плюс 174 млн рублей на строительство и реконструкцию дорог общего пользования по отдельной программе. Министерство настоятельно рекомендовало всем муниципальным образованиям тщательно подготовить отчет об имеющихся у них в собственности дорогах, обеспечить освоение средств дорожных фондов (при этом ни в коем случае не тратить средства фондов на другие цели) и отчитаться перед министерством о проделанной работе.

 

Муниципальные дорожные фонды начали работать с 1 января 2014 года, и сразу стало понятно, сколько проблем возникает при их формировании и работе. Первая и самая главная — недостаток средств, вторая и не менее важная — кадровая. И здесь нет ничего удивительного: если на территории нет мэра или он есть формально, а по факту руководит городом из «прекрасного далека», как не возникнуть кадровым проблемам?

 

С той стороны зеркального стекла

С ответной репликой от имени Ассоциации муниципальных образований выступил мэр Свирска Владимир Орноев. С точки зрения мэров, новая система вовсе даже не пряник, а скорее жесткий и очень опасный кнут. Мэры (и местные администрации в целом) не собирают акциз на ГСМ и не могут повлиять на регулярность поступления средств. Тем не менее, чтобы успеть с ремонтом дорог в летний сезон, аукционы на выбор подрядчиков нужно объявлять заранее, весной, и мэры вынуждены это делать, не имея достаточного финансирования. Рассчитываться нужно по факту выполнения работ, то есть в худшем случае в октябре, а средства могут прийти, например, в декабре — это, как вежливо сформулировал Владимир Орноев, «вызывает негативное отношение со стороны подрядчиков».

Еще более абсурдная ситуация складывается для дотационных территорий. Несмотря на то что средства дорожного фонда являются целевыми и не могут быть использованы ни на какие иные нужды, финансовые органы правительства области засчитывают эти средства как доход муниципалитета и не дают им ни кредитов, ни субсидий, ссылаясь на наличие собственных средств на счету муниципального образования. Бюджет дорожных фондов муниципалитетов на 2014 год является, по сути, переходным, и в нем нет многих важных статей — например, на разметку, строительство искусственных неровностей, светофоров и так далее. Ни прокуратуру, ни ГИБДД этот факт ни в малейшей степени не волнует, и они через суд добиваются от муниципальных образований финансирования этих статей, причем в некоторых случаях суды требуют устранить недостатки в течение трех дней — что невозможно с точки зрения законов и невероятно с точки зрения физики.

Начальник отдела сводного планирования министерства финансов Иркутской области Андрей Батюнин рассказал, что на территории области ежегодно выплачивается более 20 млрд рублей в виде акцизов на ГСМ, остается на территории около 4,6 млрд. Министерство финансов РФ использует эти средства для выравнивания бюджетной обеспеченности, и в среднем на местах остается более 72 процентов, а 28 процентов уходит в федеральный бюджет, так что Иркутская область скорее исключение, чем среднестатистический случай. Более того: по ряду причин (в том числе переход на более качественное — и потому облагаемое меньшим акцизом — топливо) поступления в бюджет области сократятся на 1,2 млрд рублей, а в бюджеты муниципалитетов — на 130 млн. Министерство финансов области рекомендовало муниципальным образованиям сократить расходы дорожных фондов на 20—25 процентов, чтобы понять, что вообще будет происходить в ближайшее время.

 

Не так страшна дорога, как мост

Участники круглого стола обсудили инициативы депутатов Государственной думы, вроде бы направленные на исправление всех отмеченных недостатков в работе и финансировании муниципальных дорожных фондов. Если депутаты найдут свободное от борьбы с курящими женщинами время, они, может быть, примут нужные законы, но если нет — придется жить по тем законам, которые уже есть. Хотя жить с каждым днем все сложнее. Тревожная обстановка складывается на мостовых переходах. Использование плотин Братской и Иркутской ГЭС, например, все меньше соответствует требованиям, предъявляемым к безопасности подобных сооружений. В идеале с Братской ГЭС нужно убирать железнодорожный и автомобильные мосты. Но для переноса этих объектов в нижний бьеф станции не хватит, как было сказано на круглом столе, финансовых средств всей области — не говоря уже о больших сроках строительства.

Иркутскую ГЭС тоже нужно закрывать для проезда транспорта, и хотя в городе остается еще три моста, состояние их не слишком хорошее. Ремонт, который сейчас делают на мосту через Иркут, участники совещания оценили как «косметический», в то время как по всем статьям мосту прописан «капитальный». Всем мостам области нужен единый системный подход, а не практикующиеся сейчас «лихие кавалерийские наскоки» без нормальной экспертизы и правильных расчетов — как инженерных, так и финансовых.

Отдельную проблему представляют собой железнодорожные переезды. Железная дорога, как отметила председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова, стремится переезды закрывать, чтобы повысить безопасность движения. Муниципалитеты, которым нужно, например, возить детей в школу, требуют строить путепроводы, но далеко не всегда это оправдано по финансам и количеству проходящего автотранспорта. Выход пока видится только в строительстве новых светофоров и шлагбаумов. Но тратить на эти цели средства муниципальных дорожных фондов нельзя, законом не предусмотрено.

Работа круглого стола завершилась принятием рекомендаций, и без того уже прописанных в служебных обязанностях правительства и руководства муниципалитетов.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии