Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Хиллари Клинтон перешла Рубикон

20 апреля, 2015


Супруга экс-президента США, она же в прошлом госсекретарь и сенатор, объявила о своем решении баллотироваться на пост главы Соединенных Штатов. До президентских выборов — а они состоятся 8 ноября следующего, 2016 года —  остается чуть более полутора лет. Срок, с одной стороны, немалый, но, с другой, учитывая масштаб и длительность предстоящей кампании, а также сложность механизмов американской политики, время для такого решения пришло.

500.jpg

Произнеся стандартную фразу, что, конечно, только гражданам США, и никому другому, решать, кто будет президентом их страны, все же уместно прокомментировать ситуацию. Первое. Выдвижение Хиллари Клинтон — ожидаемый шаг. Она — безусловный лидер среди политиков Демократической партии, и, похоже, на этот раз не будет «чертика из табакерки», роль которого восемь лет назад сыграл Барак Обама, сорвавший президентские планы Хиллари. Сорвавший тогда, ну а теперь безоговорочно поддержавший ее выдвижение. У Обамы близится к завершению второй срок полномочий, а значит, из Белого дома придется уйти. Таковы «их нравы»…

Из первого прямо следует второе. Сейчас, в отличие от периода восьмилетней давности, Хиллари Клинтон уверенно лидирует среди политиков-демократов. Идущий вторым в рейтинге Демократической партии вице-президент Джо Байден далеко отстал. А сильный лидер тем более необходим демократам, что конкуренты-республиканцы полны решимости вернуть своей партии президентство.

И вот тут вполне логичное для Америки, но настораживающее для России (или только для российского руководства?) обстоятельство. Хиллари Клинтон — сильный лидер не только в смысле уверенного лидерства в Демпартии. Речь о том, что она в массовом восприятии жестче, решительнее, тверже, чем Барак Обама. Именно за излишнюю мягкость, уступчивость, дипломатичность нынешнего президента критикуют республиканцы. И, судя по всему, имеют успех у большинства избирателей — в последние годы демократы утратили контроль над обеими палатами парламента — конгресса, большинство в которых перешло к Республиканской партии.

Таким образом, боссы «ослиной партии» считают единственным шансом удержать Белый дом сочетание у кандидата в президенты двух качеств — личного авторитета (опыт плюс образ) и способности привлечь, перехватить голоса хотя бы части консервативно настроенных избирателей, на которых традиционно опирается «партия слона». Иначе говоря — «перереспубликанить республиканцев». Хиллари подходит для решения такой задачи лучше других.

Почему упомянута Россия? Дело в том, что речь идет о жесткости и решительности или, напротив, мягкости и дипломатичности не во внутренней, а именно во внешней политике. То есть касается России напрямую.

Вообще, американские политики-женщины часто бывают круче на международной арене, чем их коллеги-мужчины. Государственные секретари Мадлен Олбрайт, Кондолиза Райс, да и сама Хиллари Клинтон предпочитали разговаривать с нашей страной скорее как политические ястребы. Из той же когорты «железная леди» — британский премьер Маргарет Тэтчер, да и, пожалуй, германский канцлер Ангела Меркель. Правда, и это подмечено еще во времена президента-демократа Гарри Трумэна, а затем президента-республиканца Рональда Рейгана, такую политику легче понять и спрогнозировать, чем интеллектуальные метания Джона Кеннеди, Джимми Картера или Барака Обамы.

Наконец, о политической культуре США. Избрание Хиллари Клинтон на президентскую должность стало бы в психологическом, мировоззренческом отношении смелым шагом, причем вторым подряд: сначала президентом стал негр (или, согласно последнему писку моды, афроамериканец), то есть представитель расового меньшинства, хоть и многочисленного. И это в стране, где большинство выходцев с Черного континента были когда-то рабами, да и затем эпоха фактического неравноправия белых и чернокожих американцев весьма затянулась.

И вот, без передышки, новация номер два: президент-женщина. Тоже впервые в американской истории. Да и, скажем, у нас такое в диковину — последней правительницей России была Екатерина II во второй половине XVIII столетия. Примечательно, что в обоих случаях необычного кандидата выдвигает именно Демократическая партия — скорее носительница перемен, тогда как республиканцы слывут, прежде всего, охранителями традиционных ценностей.

Впрочем, к «женской вершине» Америка движется долго: упомянутая Мадлен Олбрайт стала в 1997 году первой женщиной-госсекретарем (четвертая ступенька в государственной иерархии США). Затем Нэнси Пэлоси возглавила нижнюю палату конгресса (пост номер три). Правда, еще не освоена вторая по значимости должность вице-президента, хотя Джеральдин Ферраро в 1984 году от демократов и Сара Пэйлин в 2008 году от республиканцев в качестве напарниц соответственно Уолтера Мондейла и Джона Маккейна пытались взять и эту высоту.   

Еще один штрих к американским выборам 2016 года. Возможно, они при всей системности государственного устройства США, не допускающей чрезмерной роли главы государства и влияния его личных пристрастий на внутреннюю и внешнюю политику, все же станут очередным раундом межклановой борьбы, поединка двух семей — Бушей и Клинтонов.

Перечень карьерно-политических достижений американских Монтекки и Капулетти впечатляет: сначала, в 1981—1989 годах, при президенте Рональде Рейгане, восемь лет вице-президентства республиканца Джорджа Буша-старшего, затем один срок его президентства. Затем, осенью 1992 года, проигрыш на президентских выборах кандидату Демократической партии губернатору захолустного штата Арканзас Биллу Клинтону. Следом — два срока президентства Клинтона. Затем, осенью 2000 года, техасский губернатор Джордж Буш-младший (старший сын Джорджа Буша-старшего) с неимоверным трудом и микроскопическим преимуществом побеждает «клинтоновского» вице-президента Альберта Гора. Затем — два срока президентства Джорджа Буша-младшего. И вот, после двукратного, в 2008 и 2012 годах, избрания Барака Обамы, может повториться прямое столкновение двух семей: супруга Билла Клинтона Хиллари (Демократическая партия) против экс-губернатора штата Флорида, республиканца Джеба Буша — младшего сына Джорджа Буша-старшего и младшего брата Джорджа Буша-младшего.

Кто они, избиратели Хиллари Клинтон и ее возможного соперника на президентских выборах? Иногда утверждают, что различия между американскими «ослами» и «слонами» сугубо косметические, для отвода глаз. Если подразумевать под серьезными различиями готовность оппозиции  в случае победы совершить революцию, действуя по принципу «до основанья, а затем...», то их действительно нет. Если же говорить об альтернативах в рамках эволюционного развития, то различия между демократами и республиканцами ощутимы. Поэтому не похожи и основные группы сторонников двух партий. Демократов поддерживают, как правило, избиратели молодого и среднего возраста, живущие в крупных городах, особенно на индустриальном Северо-Востоке, с большой долей афроамериканцев и «латинос», с численным преобладанием женщин над мужчинами. Уровень их образования обычно выше, а симпатии к переменам-модернизациям выше, чем у визави-республиканцев.

Напротив, типичный избиратель Республиканской партии — это белый мужчина средних или преклонных лет, живущий в небольших городах и сельской местности Юга и Запада страны, к тому же весьма религиозный. За республиканцев традиционно голосуют почти все военнослужащие, а также американцы русского происхождения.     

Наиболее щекотливая, деликатная, но и чрезвычайно широко известная тема в связи с выдвижением Хиллари Клинтон — ее отношения с мужем, Биллом Клинтоном. В ходе и после вселенского скандала, когда огласке были преданы даже физиологические подробности отношений тогдашнего президента с Моникой Левински, Хиллари показала чрезвычайную, даже неправдоподобную выдержку, не дав ни одного публичного комментария на эту тему, сохранив — это было заметно — скорбное достоинство. Однако не менее поразительно и другое — она не развелась с неверным мужем, сохранив семью. Удивительно и третье — при этом не было, нет и, очевидно, не будет речи о какой-либо второстепенности Хиллари по отношению к Биллу, о ее «рабской покорности мужу-тирану», Ничего подобного! Хиллари всегда играла в семье Клинтонов заглавную роль, а ее муж скорее похож на нашкодившего плейбоя, который уже который год замаливает грех.

Еще один «нестандарт» — вот если бы любвеобильный Билл слыл президентом-неудачником, ситуация была бы проще. Так нет же — его правление было успешным, особенно в социально-экономической сфере. Возможно, опять же благодаря супруге. Но тем не менее никто даже не помышляет, что Хиллари, возглавив США, будет «под пятой» у мужа. Нет, решения будет принимать именно она, как это уже, похоже, бывало в президентство ее мужа.                                   

Отдельный разговор о предстоящем, в случае избрания Хиллари, статусе Билла Клинтона. У женщины-президента муж — бывший президент. Такое тоже случится впервые в истории США, да и для других стран это в диковину. Если учесть, что в Америке (да и за рубежом) экс-главу Соединенных Штатов пожизненно именуют президентом, то к чете Клинтонов будут обращаться так: «Госпожа президент! Господин президент!». Ну и потом, Билл Клинтон вернется в Белый дом, где он провел восемь лет в качестве президента, но теперь как «свободный художник» — муж жены-президента. Нарочно не придумаешь…    

Вообще, сюжет семейных отношений наполнен для Хиллари Клинтон, ее сторонников и противников драматизмом с примесью лирики, фарса, комедии и трагизма одновременно. С другой стороны, это не столь очевидный недостаток, как несколько других, делающих вероятного кандидата от Демократической партии мишенью для оппонентов: надменна, неестественна, преклонного возраста (к выборам ей исполнится 69 лет). И все же Хиллари Клинтон перешла Рубикон, и ее шансы на избрание 45-м президентом США очень высоки.

Юрий Пронин, «Байкальские вести»          

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии