Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Он ловит краткий миг и вставляет его в рамку

17 августа, 2015


IMG_3596.jpgПерсональная выставка знаменитого итальянского фотографа Джона Рэндольфа  Пеппера «Испарение» открылась 12 августа в Иркутском областном художественном музее имени В.П. Сукачева. 

Особенностью выставки является то, что она состоит из работ, рассказывающих о жизни людей вблизи моря, об отношениях человека с водной стихией. Фотографии сделаны в 2012—2013 годах на побережьях вразных уголках мира — в Неаполе, Салониках, Чикаго, Нью-Йорке, Женеве и Санкт-Петербурге.

По мнению Джона Пеппера, человек может почувствовать себя абсолютно свободным только перед лицом бескрайней водной глади. Вода на его снимках символизирует вечность и силу, а человек  — песчинка, затерявшаяся в просторах мироздания, но все же именно он является центральной частью почти каждой его композиции и главным объектом  пейзажей.

Вот фотография, где огромный город с силуэтами черных небоскребов решительно «наступает» на маленькую движущуюся фигурку, пытающуюся бороться с порывами ветра и упрямо шагающую вперед. А позади разверзается огромная безбрежная пасть океана, готовая поглотить, стереть, смять, уничтожить… Снимок оставляет ощущение  тяжелых переживаний, одиночества в огромном городе, наводит на философские раздумья.  Есть фотографии, где  мастер радуется жизни и веселится как ребенок, например, снимок заходящего солнца, отбрасывающего лучи на водную гладь, и фигура человека на песке, проделывающего в воздухе кульбиты, которого камера «схватила» в момент, когда он летел вниз головой. Снимок сочетает в себе чудесную жизнерадостность и строгую композицию.

Каждая  работа  Джона Пеппера — это диалог с моделью, со  зрителем, даже с самим собой.  Он умеет передать на своих снимках  таинственную игру света и тени, черного и белого, редкие и удивительные явления. Он работает только с 35-миллиметровой камерой и  черно-белой пленкой и в этом смысле считает себя верным классическим традициям. Это для него принципиально.

— Я никогда не указываю на фотографиях места съемок, не даю названия своим снимкам, — говорит Джон Пеппер, — не делаю  никаких привязок к конкретике, считаю это лишним, засоряющим восприятие.

Творческая манера этого художника не приемлет постановочных кадров.    

Он ловит момент, краткий миг жизни, случайность, мгновение и вставляет его в раму. И здесь он следует за творческими стилями своих знаменитых учителей, о которых  я скажу чуть ниже.

Все его снимки «дышат». Если это вода, то невольно слышится тихий плеск набегающей на берег волны, если песок, то, несмотря на черно-белую фотографию, виден его оттенок, если камни — их структура, если люди — мы «слышим» их голоса.  И все это благодаря органичности, правдивости данной нам картинки, потому что  фотограф, как и положено большому мастеру, активизирует нашу фантазию и воображение, заставляя их работать.

На его полотнах огромные водные пространства, небо, уходящее в  бесконечность. Природная стихия во всей своей красоте, наготе, величии  и таинственности. Люди привлекают его своей «неподготовленностью» к моменту вспышки затвора,  случайностью, сиюминутностью, спонтанностью эмоции.

— Только такой и должна быть настоящая фотография, именно застывшим коротким мигом, пойманным моментом, вырванным у жизни, — говорит сам мастер. Его черно-белые фотографии  гармоничны и музыкальны. И если  сопроводить выставку джазовыми импровизациями, я думаю, они  были бы здесь очень к месту.

Не знаю, что питает творчество художника, откуда он черпает вдохновение, ведь  сфера его притязаний настолько широка, многообразна, обширна и полифонична. Джон соединяет  в себе сразу множество искусств и в каждом жанре добился определенных успехов. Он не только известный фотограф, он — режиссер театра и кино, сценарист, продюсер и музыкант.

Джон родился в Риме в 1958 году в семье фотокорреспондента Билла Пеппера, возглавлявшего в то время римское бюро Newsweek. Жил в римском районе Трастевере. Был обычным мальчишкой, но, может быть, более внимательным и зорким ко всему, что окружало, что происходило вокруг на римских улицах и бульварах, в кафе, во дворах, на стадионах, вокзалах, потому что его глаз замечал много из того, что сверстники пропускали мимо. Не случайно уже в возрасте 11 лет он серьезно начал заниматься фотографией. А еще сказалось влияние людей, которые приходили в гости к отцу и маме, скульптору, и разговаривали о кино, о книгах, о театре, о путешествиях. Этими людьми были актеры, режиссеры, журналисты, фотокорреспонденты. И неизменно разговор заходил об удачно сделанных фотографиях, которые подолгу рассматривали, обсуждали. 

Эти разговоры сопровождались веселыми дружескими советами, интересными рассказами, привезенными из той или иной экспедиции. Постепенно формировалось художественное видение  мальчика. Особенное влияние на него оказал Анри Картье-Брессон — французский  фотограф с мировым именем, человек-легенда и отец фотожурналистики, без которого невозможно себе представить фотоискусство XX века. Он был основателем жанра «уличной фотографии». Его черно-белые снимки — это история, атмосфера, дыхание и ритм жизни целой эпохи, и  на его фотографиях  сегодня учатся сотни современных фотографов.  

Бывал у них в гостях не менее великий и замечательный  фотограф, оператор, продюсер и режиссер кино Сэм Шоу, сделавший, кстати, знаменитый снимок Мерилин Монро, стоящей  на вентиляционной решетке люка в развевающемся  платье, и снимавший других не менее известных голливудских звезд — Марлона Брандо, Элизабет Тэйлор, Одри Хепберн.

В тринадцать лет Джон становится ассистентом итальянского фотографа Уго Муласа, которого называли гением портретного жанра и мировой легендой «уличной фотографии». Он  создавал портреты современников, которые отразили манеру и творческие искания  художников и затем вошли в энциклопедии и солидные книги по истории искусств. Он обращался к эстетике неореализма, делал портреты знаменитых итальянских режиссеров, актеров, писателей, оставил множество статей, необходимых для понимания теории фотографии.

В 1976 году Джон Пеппер окончил Принстонский университет по специальности «История искусств», а затем стал стипендиатом Американского института киноискусства в Лос-Анджелесе. В последующие годы он работал как фотограф (его выставки  регулярно проходят в Италии, Франции, России и США), как  режиссер театра и кино, осуществив ряд постановок в театрах Франции, Италии, Швеции, США. Работал в театре с великим итальянским драматургом Эдуардо де Филиппо, был продюсером успешных постановок в театрах Нью-Йорка. 

Два года назад в петербургском «Театре  на Васильевском острове»  им  поставлен спектакль «Моя дорогая Матильда» по пьесе Израэля Горовица, одного из самых востребованных американских авторов. Спектакль пользуется популярностью у зрителей. И в разговоре с Джоном он высказал мысль, что не прочь был бы поработать и с каким-либо сибирским театром. Вообще, Джон говорит о Сибири с большим уважением и радостью. Его фотовыставка, которая прошла в июне—июле во Владивостоке и  была, так же как и у нас, представлена им лично, имела большой резонанс, а он, в свою очередь, влюбился в этот приморский город.

Приехав в Иркутск, Джон, кажется, получил от знакомства с нашим городом еще большие впечатления и назвал его вторым Парижем.

— Вы не представляете, в каком краю вы живете, как здесь красиво, сколько возможностей, объектов для интересных наблюдений, открытий… Я счастлив, что оказался здесь. Теперь буду рассказывать на Западе, в каких удивительных местах я побывал, каких прекрасных людей встретил. Ведь «там» думают о Сибири, что это только дикий холод и ГУЛАГ, но я теперь буду развеивать эти мифы…

Выставку фотографий Джона Пеппера после Иркутска будут ждать в Новосибирске, Омске, Екатеринбурге, Самаре, а завершится российское фототурне в Москве. Затем выставка будет экспонироваться в Нью-Йорке.

А пока ее автор не устает исследовать покорившую его  Сибирь. В день, когда выйдет эта статья, он уже будет лететь ранним утренним рейсом в Читу, откуда проследует в район Чарской пустыни с ее величавыми барханами и оазисами озер, где найдены следы древних цивилизаций. «Пустыни» — вот новая тема будущей выставки фотографа-романтика,  наблюдателя, бродяги, объехавшего уже весь мир в поисках удачного кадра. Неунывающего человека с пристальным взглядом,  который  умеет останавливать  время.

IMG_3614.jpg

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Кирилла Шипицина,
специально для «Байкальских вестей».

На фото: Джон Пеппер

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии