Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Газовый пузырь Ковыкты

04 марта, 2013

 

Дух уныния и упадка царил в зале заседаний Общественной палаты Иркутской области 26 февраля. К этому располагало все: закопченный после прошлогоднего пожара торец дома Кузнеца, в котором ютится палата, неработающие микрофоны и само событие, собравшее на два с лишним часа множество занятых людей, бывающих в ОП по исключительным случаям, — круглый стол «О газоснабжении и газификации Иркутской области, создании газоперерабатывающих и газопотребляющих предприятий».

Газа у нас много. В теории

В работе круглого стола приняли участие заместитель председателя правительства Иркутской области Максим Безрядин (ему выпало быть и главным докладчиком), генеральный директор ОАО «Газпром добыча Иркутск» Андрей Татаринов, депутат Государственной думы Антон Романов, депутат Законодательного собрания области, председатель парламентского комитета по природопользованию, экологии и сельскому хозяйству Юрий Фалейчик, главный специалист Института систем энергетики имени Л.А.Мелентьева Лев Платонов, мэр Саянска Михаил Щеглов и еще более тридцати человек, гостей и экспертов. Охватив взглядом столь представительную аудиторию, один из докладчиков «внес предложение по регламенту»: «Первому докладчику полчаса, остальным по десять — и обязательно закончить уже сегодня». Как оказалось, это не была шутка.

Максим Безрядин начал свой доклад с воспоминаний:

— Я начинал эту работу двенадцать лет назад, — сказал зампред правительства, — когда от имени администрации области ездил в Китай и Южную Корею предлагать потребителям наш газ. Хорошо мы тогда поездили, было весело.

Веселого, впрочем, было мало. Китайские государственные служащие попрекали российскую (фактически — иркутскую) сторону тем, что с бедных китайских крестьян богатые россияне хотят получать на 20 долларов за кубометр больше того, что крестьяне готовы платить. Примерно то же самое происходит сейчас, разве что крестьяне не делают вид, что они бедные, а россияне богатые. Цена газа выросла примерно вчетверо, а разрыв между российским предложением и позицией китайского покупателя стал еще больше.

С тех пор утекло много воды, а вот газа — ни грамма. Пройдет еще столько же лет, а газа в южных районах области не прибавится, пояснил Максим Безрядин и объяснил, почему он так думает. Все дело в том, что газификация любого региона в центральной части страны – это процесс разведения газа потребителям от уже существующих магистральных газопроводов. Газификация в Иркутской области — это освоение месторождений, строительство газопроводов, разделительных заводов и уже потом — разведение газа по квартирам и котельным. Если рассматривать вопрос газификации не как политический (к чему все уже привыкли), а как коммерческий (к чему призывает Максим Безрядин), то надо решить главную задачу: кто будет платить? Население Иркутской области никогда не станет, потому что не сможет; бюджет области побогаче, но и его на такую задачу не хватит. Газификация области может состояться только в том случае, если появятся крупные промышленные потребители, — и это аксиома, на которой основываются все остальные рассуждения о газификации.

В то же время Иркутская область, как это часто бывает и по другим поводам, может гордиться своей уникальностью: газа у нас много и месторождения принадлежат разным компаниям, что позволяет избежать монополизации регионального рынка одним поставщиком. Более того, в области есть две практически готовые промышленные площадки, пригодные для строительства газохимических заводов, — Ангарск и Усолье-Сибирское, не говоря уже о действующем производстве в Саянске. Есть и недогруженный этиленопровод Ангарск — Саянск, который можно было использовать для дальнейшего развития отрасли.

Дальше начинаются рассуждения, почему счастье все-таки невозможно. Добыча газа на Ковыктинском газоконденсатном месторождении, именуемом в большинстве документов просто КГКМ, будет рентабельна, если добывать по 30—40 млрд кубометров в год. До тех пор пока не появится потребитель, способный купить такой объем, в Газпроме будет побеждать точка зрения той группы менеджеров, которая считает КГКМ стратегическим резервом компании, ее неприкосновенным запасом. Запас можно будет распечатать в том случае, если будет завершено обоснование инвестиций и дан точный ответ на вопрос, куда направить газ Ковыкты — на запад, в уже существующую систему газопроводов, или на восток, на новые рынки Азиатского региона. Внутренний спрос Иркутской области никогда не сделает проект рентабельным.

Втиснуться на мировые рынки не только с газом, но и с продукцией из него (топливо, удобрения и пластмассы) довольно трудно — все рынки поделены, а внутренний спрос в России довольно скромный. Дела обстоят настолько серьезно, что Газпром даже готов был расформировать совместную рабочую группу, состоявшую из представителей правительства области и менеджеров корпорации. Только своевременная встреча губернатора Сергея Ерощенко с председателем правления корпорации Алексеем Миллером и повышение статуса рабочей группы (теперь ее возглавляет один из заместителей губернатора) вернули переговоры в рабочее русло. От имени губернатора Газпрому были заданы четыре вопроса, один из которых был о сроках освоения Ковыкты – губернатор предлагал начать работы не позднее 2017 года. Договориться по нему не удалось, хотя Миллер согласился рассмотреть этот вопрос.

 

Газа у нас мало. На практике

Вести переговоры с Газпромом в дальнейшем будет все тот же Безрядин и областной министр ЖКХ Евгений Селедцов. Иркутским представителям удалось добиться встречи с проектным институтом корпорации, занимавшимся разработкой обоснования инвестиций. Выяснилось, что разработчики во всей Иркутской области нашли всего 30 потенциальных потребителей, вследствие чего весь объем возможного внутреннего потребления оценили в 2,5 млрд кубометров. И вот с этого места в показаниях свидетелей начались расхождения. По версии Газпрома, ряд иркутских компаний (в том числе и довольно крупных) отказался отвечать на вопрос о потенциальном спросе, ссылаясь на отсутствие двусторонних соглашений о конфиденциальности обмена сведениями, другие просто отмолчались.

Правительство области, разумеется, упрекнуло Газпром в недостаточно тщательной проработке вопроса («могли бы, в самом деле, и усилия приложить») и  нежелании обратиться в правительство, у которого уже есть готовые оценки спроса. С тех пор прошел месяц, но главный инженер проекта, приглашенный в Иркутскую область для ознакомления с ситуацией на месте, так и не нашел времени на эту поездку. Теперь вопрос будет рассматриваться на мартовской встрече совместной рабочей группы.

Правительство тщательно готовится к встрече и уже подготовило три варианта оценки спроса — от 2,5 до 7,5 млрд кубометров в год и два варианта трассы (Ковыкта — Жигалово — Саянск — Ангарск — Иркутск и Ковыкта — Жигалово — Ангарск). Параллельно правительство хочет заказать свой проект обоснования инвестиций какому-нибудь уважаемому проектному институту, чтобы положить на стол два проекта — свой и газпромовский. Сделать большее правительство пока не может и ждет двух событий: заседания рабочей группы и окончания работы проектного института Газпрома над обоснованием инвестиций.

Доклад главного специалиста Института систем энергетики Льва Платонова о потребителях метанового газа в городе Саянске начался с печальной констатации: в свое время правительство Иркутской области упустило возможность предложить КГКМ как основное месторождение для поставок в Китай, и выбор был сделан в пользу Чаяндинского месторождения в Якутии. Правительство соседней республики «живет в Москве», и оно смогло обосновать этот выбор, хотя добыча на нем даже в лучшие годы будет в четыре раза меньше, чем на Ковыктинском. Проанализировав ситуацию со спросом и предложением как на внутреннем, так и на внешнем рынке, Лев Платонов пришел к выводу: к 2015 году химическая промышленность России станет убыточной, если страна не начнет модернизацию производства и строительство новых крупнотоннажных установок. Ситуация усугубляется тем, что 40 процентов внутреннего спроса на продукцию химической промышленности удовлетворяется за счет импорта, то есть Россия несет убытки там, где могла бы иметь прибыли.

Более того: Роснефть уже предупредила Саянскхимпласт, что с 2016 года планирует запустить собственное производство полиэтилена, в связи с чем намерено прекратить поставки этилена для Саянска. Эта информация — в случае, если планы будут реализованы, — означает не только остановку производства, но и социальную катастрофу для города с населением 50 тысяч человек. Мэра Саянска Михаила Щеглова (в недавнем прошлом работника Саянскхимпласта) такое развитие событий совершенно не устраивает, и он просит и требует, чтобы правительство области активнее решало проблему.

Платонов отверг возможность газификации области за счет небольших месторождений, потому что их запасов хватит на пять-десять лет работы, а ради такого объема ни один инвестор средства вкладывать не станет. Участники дискуссии — в том числе и депутат Государственной думы Антон Романов — получили достаточно сильные впечатления, чтобы полностью поддержать резолюцию слушаний. Депутат, в свою очередь, пообещал поднять вопрос о газификации области в Государственной думе, где членами комитета по энергетике являются несколько депутатов от Иркутской области. Возможно, к решению проблемы удастся привлечь и Иркутское землячество «Байкал», обладающее большим лоббистским влиянием. Впрочем, все то же самое уже делалось неоднократно, но результата пока добиться не удалось.

 

До новых встреч за некруглым столом

Резолюция круглого стола может служить своеобразным (довольно печальным) образцом для всех подобных документов. На трех страницах изложена вся история газификации Иркутской области в XXI веке, во всех ее перипетиях и коллизиях. Широкая общественность, будто бы дожидающаяся газификации со дня на день (все глаза проглядели — не тянут ли трубу монтажники в бело-голубых спецовках Газпрома?), едва ли вспомнит, что в декабре 2009 года между правительством Иркутской области и ОАО Газпром был подписан договор о газификации, основанный на плане мероприятий по газификации, а в мае 2010 года было подписано еще и соглашение о сотрудничестве между правительством и тем же Газпромом. Общественная палата — единственный, кажется, официальный орган, обративший пристальное внимание на этот факт, — констатирует, что работы по этому договору не были выполнены, «за исключением незначительных работ по Братскому промышленному узлу».

Ситуация немного изменилась с назначением на пост губернатора Сергея Ерощенко: из членов правительства области и «заинтересованных структур» была создана рабочая группа под руководством академика Алексея Конторовича. Задача, поставленная перед этой группой, состоит в подготовке предложений по формированию в Байкальском регионе нефтехимического кластера с вовлечением в процесс Республики Бурятия и Забайкальского края. Эксперты Общественной палаты констатируют, что задача поставлена правильно, но решение будет очень непростым: конъюнктура мирового рынка в очередной раз меняется — есть, например, информация, что даже Япония нашла внутренние резервы и может отказаться от закупок газа на внешнем рынке на 50 лет вперед. Выжить в этой ситуации смогут только крупные производства, имеющие уникальные технологии, высококвалифицированные кадры и дешевое сырье.

Из этих предпосылок как дважды два следует, что нужно срочно осваивать Ковыктинское газоконденсатное месторождение, строить газотранспортную систему по самому очевидному маршруту Ковыкта — Саянск — Ангарск — Иркутск и единый газохимический комплекс на базе уже существующих производств в Саянске, Усолье-Сибирском и Ангарске. Проблема потребления, являющаяся главной при определении рентабельности проекта, решается в этом случае с ответом 7,5 млрд кубометров в год на территории одной только южной части Иркутской области. Участники круглого стола поддержали три пункта предложений резолюции: просить губернатора Ерощенко рассмотреть материалы круглого стола уже в ближайшее время; рекомендовать председателю совета директоров ОАО Саянскхимпласт Виктору Круглову приступить к проектированию и строительству газоперерабатывающего и газохимического заводов; рекомендовать правительству Иркутской области включить в программу социально-экономического развития области пункт об использовании на Ангарской и Усольской промышленных площадках перспективной технологии «метанол в олефины».

В каждом из пунктов несостоявшейся газификации Общественная палата тщательно отметила собственную роль. На каждом крутом повороте непостроенной трубы появлялась палата и проводила слушания, круглые столы и заседания, напоминая, укоряя и предлагая. Никакого эффекта это не имело, а в будущем и узнать о проведении подобных мероприятий будет затруднительно, потому что истек срок регистрации официального сайта. И это главное на сегодня средство коммуникации Общественной палаты с опекаемым ею обществом прекратило свое существование.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

На фото: Газификация Иркутской области стала камнем преткновения

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии