Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

От Москвы до Берлина

06 апреля, 2015


10.jpgЯков Иванович Берлов родился 30 сентября 1916 года в городе Горьком. После окончания средней школы  в 1932 году он пришел в авиацию, поступив в авиатехникум. В дальнейшем работал в Черноморской гидроавиационной линии, по маршруту Батуми — Одесса. Проживал в городе Поти. В 1940 году был переведен в Таджикское управление Гражданского воздушного флота (ГВФ). С февраля 1942 года участвовал в Великой Отечественной войне (для обслуживания действующей армии были сформированы особые авиагруппы, отряды и соединения ГВФ, личный состав которых считался призванными в Красную армию). Служил в составе 13-й авиационной группы ГВФ особого назначения (позже переименованной в 62-й отдельный Гвардейский авиационный Лодзинский полк ГВФ).

В конце апреля 1942 года бортмеханик Яков Берлов в экипаже старшего лейтенанта Сушкова был признан лучшим в  подразделении. Они трижды вылетали за линию фронта, подвергаясь при этом обстрелу противника. Фронтовик образцово обслуживал вверенную ему материальную часть, обеспечивая при этом отличное выполнение боевых заданий командования по связи с партизанскими отрядами и выброске десанта (в том числе руководителей партизанского движения). За весь период работы у него не было ни одного срыва заданий и задержки вылетов по технической неисправности. 26 мая он за это был награжден орденом Красной Звезды.

31 мая 1942 года с летчиком Ярошевичем они вылетели в тыл противника в район действия партизанских отрядов. На борту находились боеприпасы, в том числе и противотанковые ружья. С ними находились два представителя разведотдела фронта. После благополучной посадки они приступили к разгрузке самолета. В это же время другой самолет при посадке врезался в самолет  Берлова. В результате оба самолета были выведены из строя. Вместо заводского ремонта  воентехник второго ранга Берлов проявил инициативу и решил восстановить самолет Р-5 на месте (он сделал из двух самолетов один). В течение десяти дней и ночей самолет был восстановлен и, несмотря на большой риск, в дневное время был опробован в воздухе в тылу противника. Уже ночью  экипаж, взяв на борт тяжелораненых партизан, полетел на свою базу. Этот самолет потом в дальнейшем успешно выполнил еще несколько боевых заданий.

20.jpg

В июле 1942 года экипаж Якова Ивановича совершил 12 вылетов в тыл противника, из них шесть с посадкой в партизанские отряды. Было перевезено партизанам 8600 кг боеприпасов, 42 противотанковых ружья, 1200 кг взрывчатки, различные медикаменты и продукты питания, а также доставлен в тыл 21 тяжелораненый партизан, более десяти руководителей партизанских отрядов и много ценных документов разведывательного характера. За это Берлов был награжден орденом Красного Знамени.

В последующем он летал на транспортных самолетах к партизанам Орловской, Курской и Смоленской областей и Белоруссии. Они выполнили более трехсот боевых заданий ночью, из них свыше пятидесяти только по доставке боеприпасов и вооружения партизанам. Тогда Яков Берлов был удостоен медали «Партизану Отечественной войны» II степени.

Яков Иванович участвовал в форсировании Днепра и взятии польской столицы, за что был награжден медалью «За освобождение Варшавы». В дальнейшем он переквалифицировался в бортрадиста бомбардировочной авиации. Последние несколько месяцев летал с Героем Советского Союза Борисом Лахтиным, совершившим 512 боевых вылетов. А всего 12 тысяч авиаторов ГВФ были  удостоены правительственных наград, в том числе пятнадцати было присвоено звание Героя Советского Союза.

В ночь с 4 на 5 апреля 1945 года подразделение, в котором служил Берлов, выполнило особо важное задание при высадке десанта в районе Берлина. Фронтовик в трудных условиях обеспечил отличную связь с командованием и в 1945 году был также награжден медалями «За победу над Германией», орденом Отечественной войны II степени и юбилейными медалями.30.jpg

Яков Иванович демобилизовался в 1947 году. Тогда же он с семьей переехал в Иркутск и работал в гражданской авиации. Авиаторы-сибиряки налетали сотни тысяч километров без аварий, бортрадист Яков Иванович Берлов вошел в первые авиаторы-«миллионеры» иркутского управления. За мирный труд он был награжден орденом «Знак почета». Последние годы работал в Управлении гражданской авиации. Воспитал двух сыновей. Умер Яков Иванович в 2001 году.

Лилия Фрайзингер, специально для «Байкальских вестей».

Фото из архива Якова Берлова.

На фото: Яков Берлов. 1980-е годы;

Осенью 1942-го;

На аэродроме под Берлином. Второй слева в первом ряду —
Герой Советского Союза Борис Лахтин, четвертый справа — Яков Берлов
 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии