Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Дружба, проверенная временем

31 октября, 2017

19 октября в Иркутске завершились гастроли Государственного русского драматического театра имени Н.А. Бестужева из Улан-Удэ, которые проходили на сцене драмтеатра имени Н.П. Охлопкова. Таким образом гости из соседнего региона поздравили всех жителей области с ее 80-летием. 

К юбилею, и не только

Наши соседи не впервые в нашем городе, этот театр в Иркутске любят, и зрители всякий раз ждут их приезда. На следующий день после открытия гастролей, 16 октября, состоялась пресс-конференция, на которой «бестужевцы» отвечали на вопросы иркутских журналистов, знакомили со спектаклями, рассказывали о планах.

Открыла пресс-конференцию на правах гостеприимной хозяйки заместитель директора по маркетингу охлопковского театра Ирина Змеенкова, которая поприветствовала уланудэнцев на иркутской земле, пожелав им отличных гастролей.

 — А в том, что они пройдут отлично, — добавила она, — никто не сомневается. Об этом можно судить уже по тому, как вас вчера встречали зрители, как приветствовали на открытии. Ваша «Фронтовичка» мне лично очень понравилась, она произвела настоящий фурор. Да вы и сами видели, как вам аплодировали зрители.

Затем слово взял директор театра имени Н.А. Бестужева, заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Бурятия Петр Степанов:

— Наши нынешние гастроли в вашем городе, который мы очень любим, посвящены юбилею Иркутской области, но не только. Еще мы посвящаем их большой и долголетней дружбе между нашими театрами, которой в этом году исполнилось 60 лет. Она зародилась в далеком 1957 году, когда наш театр имени Бестужева приехал к вам на гастроли впервые. С тех пор мы с театром имени Охлопкова взаимодействуем. Как, собственно, происходит и сейчас: мы работаем в Иркутске, а в конце октября «охлопковцы» приедут в Улан-Удэ с обменными гастролями.  

Нам всегда радостно приезжать в Иркутск. У вас замечательный зритель, очень требовательный, но доброжелательный. Нам приятно, что после спектакля «Фронтовичка», которым мы открывались, публика устроила настоящие овации. Этот спектакль довольно молодой, он поставлен два года назад, но уже имеет свою историю. Прежде всего, мы гордимся тем, что попали с ним в лонг-лист «Золотой маски» и открывали им внеконкурсную программу «Маска Плюс» в Москве на площадке театра «Ленком». Затем спектакль побывал в рамках дней Улан-Удэ в Санкт-Петербурге, стал лауреатом Государственной премии Республики Бурятия, завоевал Гран-при фестиваля «Ново-Сибирский транзит 2016», принял участие в «Театральной весне» в Красноярске. И последняя его поездка перед Иркутском — это гастроли в Калининград, где публика приняла спектакль потрясающе. Кстати, ждем калининградцев с ответными гастролями у себя в Улан-Удэ уже в ноябре.

Разговор начистоту

Уланудэнцы привезли в Иркутск пять спектаклей: «Фронтовичка» А. Батуриной, документальный спектакль «DEJAVU», комедию «Он, она, окно, покойник» Р. Куни, «На дне» по пьесе М. Горького и музыкальную сказку-скоморошину «Про Настю и Сеню». Все спектакли «бестужевцев» вызвали интерес, тем более что репертуар был подобран с учетом вкуса разных слоев публики.

1.jpg2.jpg

Например, «На дне» М. Горького, поставленный Андреем Штейнером в 1999 году, на стыке веков и тысячелетий, — это попытка иного прочтения хрестоматийного классического произведения. Спектакль, несмотря на свой солидный возраст, а он в репертуаре уже 18 лет, не развалился, не расшатался, потому что держится на хорошо замешанной идее, на хорошем режиссерском фундаменте. Здесь есть крепкие «стены и переборки-перекрытия, где не течет крыша и в целости полы», а актеры, как строители этого здания, постоянно о нем заботясь, следят, ухаживают и сохраняют. В их диалогах нет фальши, наигрыша, но есть вера в то, что они делают и зачем они на сцене.

3.jpg4.jpg

Спектакль «DEJAVU» не имеет традиционной завязки, развития и кульминации. Это новый стилистический язык, новый формат для Русского драматического театра. Это особый документальный жанр, основанный на подлинных текстах, интервью с реальными людьми, члены семей которых были репрессированы в страшные годы сталинщины. Как сказал на пресс-конференции режиссер Сергей Левицкий, актеры ездили по всей Бурятии, разговаривали с родственниками и самими очевидцами тех трагических событий, записывали их рассказы, которые и легли в основу спектакля. В нем звучат их «ожившие» голоса, судьбы их потомков и наших современников. Это монологи жертв и палачей, доносчиков и обвиняемых, правых и виноватых. А кто на каком месте — решают зрители. И этот прием открытого выхода на разговор с залом, прямой речи выбран режиссером не случайно. Он понимает, что у каждого человека — своя правда, но идет на этот разговор, чтобы достучаться до истины и чтобы люди, в особенности молодые, знали, помнили о том, о чем нельзя забывать.

6.jpg5.jpg

Легко и азартно актеры разыграли комедию положений «Он, она, окно, покойник» Р. Куни, которая идет, пожалуй, в каждом втором театре страны, включая «охлопковский». Но что ни говори, написана с юмором, не обременительна в постановке, сюжет развивается стремительно и захватывающе, что ни эпизод, то фейерверк смешных трюков и положений. Есть где развернуться и режиссерской фантазии, и актерским находкам.

8.jpg7.jpg

Достучаться до сердец

О спектакле «Фронтовичка» хотелось бы сказать особо. Им театр гордится, он собрал уже много наград и получил Госпремию Республики Бурятия.

В пьесе Анны Батуриной прослеживается судьба молодой женщины, пришедшей с войны. Мария Петровна по фамилии Небылица — прекрасная работа обеих актрис, а ее играют заслуженная артистка Бурятии, лауреат Государственной премии Республики Бурятия Светлана Полянская и лауреат республиканской госпремии Алена Байбородина.

Радость, принесенная Победой, омрачается для Марии  предательством человека, которого она любила, с которым прошла фронтовые невзгоды. Он оказался недостойным ее. На наших глазах разворачивается жизнь женщины, мучительно пытающейся встроиться в мирное время, но меряющей отношения людей как на фронте — жестко и сурово. История, рассказанная режиссером Сергеем Левицким новым театральным языком, в иной театральной эстетике и форме, но которая не довлела над содержанием, а, напротив, выражала суть и глубину, помогая действию.

Когда смотришь этот спектакль, понимаешь, что не всех молодых режиссеров в современном театральном процессе увлекает только форма, иногда настолько довлеющая над содержанием, что порой или вовсе вытесняет его, или подменяет настолько, что на сцене не остается ничего, кроме бездушной выхолощенной формы. А в чем тогда миссия художника? Только чтобы самовыразить себя или все же пытаться достучаться до сердец, до чувств зрителей?

В спектакле Сергея Левицкого, на мой взгляд, все на месте, всего в достатке. Он и к чувствам пробивается, и с формой в порядке. Рассказан он с использованием разных театральных приемов: элементов фарса, открытого плакатного театра, эксцентрики, пародии, трагедии, а в общем и целом объединен режиссером в один жанр — драма.

Обнадеживает, что молодым еще интересна сама память о войне, хотя она отходит от нас все дальше и дальше во времени, и почти не осталось ее свидетелей. Такие спектакли восстанавливают порванные нити связи поколений, связи с огромной страной, с ее народом, пережившим страшные страдания. Здесь каждый из нас — малая частица этого народа, в котором генетически живет глубинная память и душа.

Спасибо Русскому драматическому театру из Улан-Удэ за хорошие спектакли, за радостные и глубокие эмоции, за дружбу с Иркутском. Кто-то увидел его спектакли впервые, а кто-то шел на них, как на встречу со старым добрым другом, чтобы погрузиться в атмосферу спектаклей, вдохнуть и вздохнуть вместе с «бестужевскими» артистами. Чтобы услышать со сцены простые и вечные, как мир, истины: про добро и зло, предательство и верность, свет и тьму, ненависть и любовь, радость и счастье. Спасибо, будем вас ждать снова!

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Государственного русского
драматического театра имени Н.А. Бестужева.

На фото: Сцены из спектаклей 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии