Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Лес жгут — бумаги летят

09 ноября, 2015


9-2.jpg

Круглый стол «Охрана, защита и воспроизводство лесов в Иркутской области», организованный комитетом по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве регионального парламента, состоялся 29 октября. С основными докладами выступили и. о. министра природных ресурсов и экологии Олег Кравчук и только что назначенный руководитель Агентства лесного хозяйства Сергей Журков. В работе круглого стола приняли участие председатели комитетов ЗС Ольга Носенко и Геннадий Нестерович, заместитель председателя правительства Виктор Кондрашов, председатель комиссии по экологии Общественной палаты области Екатерина Бояркина, руководитель волонтерской организации «Отряд 15.08» Сергей Перевозников, а также представители органов местного самоуправления и федеральных структур, прямо заинтересованных в теме мероприятия.

Открывая заседание, председатель комитета по экологии ЗС Кузьма Алдаров напомнил, что в 2015 году в области горели около 800 тыс. гектаров леса и вопрос цивилизованного отношения к лесу и лесовосстановлению стоит как никогда остро.

— В области есть программа по охране окружающей среды на 2014—2018 год. На охрану, защиту и воспроизводство лесов выделяются немалые средства — 250 млн рублей из областного бюджета, 270 млн из федерального, — напомнил Кузьма Алдаров. — Мы в Законодательном собрании ведем активную законотворческую работу, недавно принят закон о заготовке гражданами леса для собственных нужд, и мы надеемся, что Агентство лесного хозяйства наладит правильную работу в этом направлении.

Олег Кравчук в своем выступлении напомнил, что крупные лесные пожары отмечаются в области уже второй год подряд, поэтому лесовосстановление становится одной из наиболее актуальных задач на предстоящие годы. Запросив информацию от муниципальных образований, министерство получило «весьма дельные предложения», и сейчас Агентство отрабатывает схему воплощения этих предложений в конкретные действия. Несмотря на наступившую зиму и выпавший снег, на 29 октября в области продолжались лесные пожары в 15 районах области. В целом в 2014 году было отмечено более 560 крупных пожаров, в 2015 году — около 370.

— Причина возникновения пожаров в 58 процентах случаев — неосторожное обращение с огнем, в 25 процентах — природный фактор, в 10 процентах — сельхозпалы, остальное — другие причины, — отметил Олег Кравчук. — Многие пожары происходили на высоте свыше 1600 метров, на крутых склонах на берегу Байкала, очень много было верховых пожаров, которые практически невозможно остановить. Хочется поблагодарить регионы Сибирского федерального округа и федеральное руководство МЧС, которые откликнулись на нашу просьбу о помощи. На тушении работали по три борта Бе-200 и Ил-76, которые выбросили на пожары свыше 11 тыс. тонн воды. В 2016 году запланировано искусственное восстановление леса на площади 11 тыс. гектаров. Я приглашаю в мае следующего года всех присутствующих и членов ваших организаций принять участие в посадке леса.

Участники встречи обсудили проблему выявления виновных в возникновении пожаров и расследования других преступлений в лесной сфере. До сих пор, например, в области нет системы передачи сигналов от людей, обнаруживших пожар, к тем, кто непосредственно должен тушить. Любая задержка приводит к тому, что небольшое возгорание превращается в огромный пожар, при этом никто не несет ответственности за ту небрежность, с которой должностные лица саботируют свои прямые обязанности.

Представители Агентства лесного хозяйства отчитались о восстановлении леса на площади 100 тыс. гектаров, в том числе искусственного — на площади 11 тыс. К сезону 2016 года подготовлено 5 тонн семян и 15 тыс. гектаров земель, однако многие лесопользователи относятся к своим обязательствам небрежно и выполняют их не в полном объеме. Только после сплошной рубки было плохо подготовлено более 5 тыс. гектаров, из-за чего арендаторов заставили переделывать работу, а некоторых из них и оштрафовали по представлению прокуратуры. Иски поданы на сумму более 100 млн рублей, Агентство лесного хозяйства в течение 2015 года выиграло несколько исков на сумму свыше 36 млн рублей. Многие лесопользователи (и чем меньше предприятие, тем чаще это случается) не имеют специалистов в области лесовосстановления, не хотят приобретать специальную технику. Расчистка гари вообще считается невыгодным мероприятием, поэтому ею занимаются только самые крупные и ответственные предприятия.

Депутат Геннадий Нестерович пытался упрекнуть агентство в отсутствии даже попыток решать некоторые технические вопросы защиты леса, однако упрек тут же вернулся обратно: агентство не имеет таких полномочий в соответствии с действующим законодательством, а попытка выделить средства на решение самых болезненных проблем тут же обернулась представлением от прокуратуры за нецелевое расходование бюджетных средств. Даже предъявить претензии мелким арендаторам агентство опасается, потому что 80—90 процентов этих предприятий находятся в перманентном состоянии банкротства, и, если довести их до крайности, предприятия просто исчезнут, унося в небытие рабочие места и хоть какие-то налоги.

— Я много раз задавал эти вопросы тому правительству, надеюсь, хоть у вас что-то получится, — констатировал Геннадий Нестерович. — Мы готовы вам помогать, у нас есть целый пакет предложений для внесения в Государственную думу. Александр Битаров только что вернулся из Красноярска с совещания о незаконной заготовке леса, и там ему сказали: из 4 млрд рублей ущерба от незаконных рубок в Сибирском федеральном округе 3 млрд — это Иркутская область. Нужно нам с вами четко выработать программу действий. У вас вот есть данные по строительству дорог?

— Мы строим для охраны лесов, — подчеркнул Сергей Журков, — но в этом году за счет арендаторов построено около 1000 км дорог.

Достоверность столь впечатляющей цифры вызвала сомнения у присутствующих, но Журков стоял на своем.  

Среди прочих предложений, которые участники круглого стола озвучили друг другу, одним из наиболее дельных стало напоминание о норме Бюджетного кодекса. А именно: в том случае, если незаконная рубка произошла на территории конкретного муниципального образования, возмещение ущерба поступает в бюджет этого образования. Худо-бедно, но в области раскрывают около половины дел о незаконных рубках. Если агентство прекратит свою обычную практику и не будет настаивать на зачислении ущерба в бюджет федерации и области, у мэров появится прямой стимул бороться с рубками.

Геннадий Нестерович предложил правительству и прокуратуре разобраться с темой продажи задержанного леса: по данным депутата, доходы от продажи такого леса исчезают, не приходя в бюджет. Представители прокуратуры заявили, что до 2007 года действительно существовала такая проблема, сейчас незаконно добытый лес становится собственностью федерации и им распоряжается Росимущество. За незаконную продажу изъятого леса уволены несколько руководителей местных управлений внутренних дел — например, в городе Зиме.

Круглый стол, как это часто бывает в Иркутской области, не дал ответов на большинство поставленных вопросов, но, по крайней мере, депутаты и чиновники обозначили для себя несколько перспективных направлений работы.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

Фото Байкальского движения волонтеров.

На фото: Лето 2015-го. Горит прибайкальская тайга

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии