Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Евросеть, Евросеть, нравы — просто о…еть!

22 июля, 2013

 

Полагаю, любому человеку, мало-мальски знакомому с теми порядками, которые царят в отечественном бизнесе, знакомо это словосочетание: «офисный планктон». Так уничижительно величают сотрудников низшего звена — людей, у которых практически нет никаких прав, кроме права вкалывать на компанию. Соответственно, с офисным планктоном не  церемонятся — и тогда, когда он работает, и когда увольняется…

История, которую я хочу сейчас рассказать, начиналась в Иркутске,  а продолжение получила в одном из городов на Дону.  Но с таким же успехом этот сюжет мог возникнуть, как мне кажется, в любом регионе нашей страны. Потому что ситуация, в которой оказалась Надежда  Дружинина  (фамилия изменена), увы, типична для сегодняшней России…

Надежду Дружинину судьба забросила за пять тысяч километров от донского края.  В Иркутске она училась в университете и, по возможности, работала. Незадолго до защиты диплома в вузе девушка  устроилась в ООО «Интерлайн» (Бюро путешествий «Банк горящих туров»).  Должность самая скромная: рядовой менеджер по продаже путевок. В этой фирме Надежда продержалась немногим больше месяца, покуда не возникла конфликтная ситуация, которую я изложил в статье  «Грех на душу Татьяны Греховой». Статья была опубликована в  газете «Байкальские вести» полтора года назад.

Коротко говоря, руководитель филиала «Интерлайн» (будем эту компанию для краткости называть так) Татьяна Грехова недосчиталась в кассе некоторой суммы денег. В краже, без каких- либо оснований, обвинили  Надежду Дружинину. Ей предложили  уволиться «по-хорошему». Потом, надо сказать, деньги нашлись, но и предложение об увольнении оставалось в силе. Надежда  отказалась уходить по собственному желанию, поскольку не чувствовала за собой никакой вины. И тогда ее уволили, допустив при этом несколько нарушений закона. Хозяева фирмы, головной офис которой находится в Новосибирске, даже предположить не могли, что «офисный планктон» в лице обычной провинциальной девушки может начать защищаться!..

Исковое заявление Дружининой к ООО «Интерлайн» рассматривалось в Центральном районном суде г. Новосибирска. Фирмачи-ответчики всячески пытались затянуть слушание дела: не являлись на процесс, заявляли необоснованные  ходатайства, искали любые уловки, чтобы оттянуть развязку… Однако эти «маленькие хитрости»  не помогли. В декабре 2012 года  суд признал незаконным увольнение Надежды Дружининой и взыскал с ООО «Интерлайн» заработную плату за время вынужденного прогула в сумме чуть более 136 тысяч рублей. С фирмы также  была взыскана скромная компенсация морального вреда — пять тысяч рублей.  Апелляционную  жалобу ООО  «Интерлайн»  рассмотрела судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда и отказала в ее удовлетворении. Решение суда вступило в законную силу, возбуждено исполнительное производство, и в настоящее время судебные приставы принимают меры по взысканию вышеназванных  денежных сумм с фирмы-должника в пользу Надежды Дружининой.

Хеппи-энд, одним словом! За нашу героиню, обладающую чувством собственного достоинства и владеющую основами трудового законодательства, можно было бы порадоваться.  Если бы не новая напасть, которая на нее свалилась…

С университетским дипломом Дружинина вернулась на родину. Ей удалось устроиться на работу в ООО «Евросеть-Ритейл», филиал «Южный», зарегистрированный в Краснодарском крае.  Скромная должность в одной из торговых точек фирмы, скромная зарплата, но тем не менее Надежда считала, что ей повезло. Ведь  в  провинциальном городке не так уж просто  трудоустроиться вообще, а уж в солидную фирму—тем паче!

Трудовые отношения Дружининой с компанией «Евросеть-Ритейл» (в дальнейшем—Фирма) начались в середине августа 2012 года, а закончились, по инициативе Надежды, полгода  спустя. Возникли такие обстоятельства, которые понудили  девушку уйти из Фирмы. Она 15 февраля 2013 года написала  заявление о предоставлении ей ежегодного оплачиваемого отпуска на срок 13 календарных дней с 1 марта 2013 года  с последующим увольнением.

Что же послужило причиной увольнения?

— В трудовом договоре, который был заключен между мной и Фирмой, указан мой оклад: 4330 рублей, — говорит Надежда.— Между тем минимальный прожиточный минимум для трудоспособного населения в Краснодарском крае — по месту регистрации филиала Фирмы, — составляет 6830 рублей.  Более того, полный рабочий день у меня и моих бывших коллег составлял (и составляет на сегодня) 12 часов. Вечернее время — с 18 до 20 часов и позднее — никаким образом не оплачивается. По  трудовому договору предусмотрена 40-часовая рабочая неделя, а фактически мне приходилось работать 60 часов в неделю…

Дружинина полагает, что отнюдь не случайно ей не выдали второй экземпляр трудового договора при приеме на работу. Она пыталась его получить, лично прибыв в офис филиала Фирмы, но ей отказали.  И лишь после  официального запроса Надежде отправили копию трудового договора.

— На протяжении всего периода работы в Фирме с меня неоднократно удерживались деньги  — а это тысячи рублей! —  без каких-либо объяснений, — рассказывает Дружинина.—Даже во время стажировки мне недоплатили более тысячи рублей, как я полагаю, совершенно незаконно.  Никакого вразумительного ответа на вопрос, почему с  меня взыскали ту или иную сумму, мне не давали. Просто отмалчивались — и все!  Складывается такое впечатление, что мы, работники низового звена, для руководства Фирмы — что-то вроде безответных, беззащитных батраков.  Расходный материал…  Ну, уйдет человек, недовольный теми нравами, которые царят в Фирме, так и что? На его место найдут нового батрака, а если и он уйдет, то примут третьего…

И это поистине так.  Чтобы держать ситуацию под контролем и вовремя реагировать  на проявление недовольства со стороны «офисного планктона»,  руководство «Евросети» (в Иркутске эта фирма также имеет свои торговые точки) открыла в Интернете собственный портал. На этот электронный ресурс каждый сотрудник может отправлять свои вопросы по работе, по оплате своего труда и так далее.  Менеджеры высшего звена на эти обращения должны реагировать.  О чем же пытаются докричаться до своих работодателей наши сограждане?..

Татьяна Л., продавец: «Уже на протяжении двух месяцев в своем расчетном листе наблюдаю очень интересную строчку в графе «Удержано»:  недовложение в инкассаторскую  сумку (в июле -- 1344.22 рубля, в августе  — 2023.75 рубля).  И это при том, что я почти три месяца не выходила на работу (была то в отпуске, то на больничном), вопрос: какое может быть недовложение?!  Прошу предоставить письменный ответ и вернуть мне деньги в ближайшую выплату».

Марина Ч., директор магазина: «…работаю в компании 4 месяца. Первые 2 месяца была стажером. С июля… у меня появились удержания за ущерб ТМЦ  (товарно-материальные ценности. — Авт.), в июле… у меня удержали 3007.00, за август…  3178.85. Никто мне не может ответить, за что именно у меня удержали… В инвентаризациях я на этот период не участвовала. Ущерба ТМЦ никакого не было, работаю аккуратно… Как и советовали, писала «служебку» о компенсации денег, но на чье имя писать, мне так и не ответили. Как быть??? Хочу получать все деньги, которые я заработала!!!».

И так далее, и тому подобное.  Главный вопрос, который интересует представителей «офисного планктона», — почему им недоплачивают заработанные деньги? Люди чувствуют себя обманутыми, а потому увольняются из именитой Фирмы,  порой не проработав и года. Но руководство «Евросети» по этому поводу не скорбит.

Татьяна (назовем ее так) работает в филиале «Южный» ООО «Евросеть-Ритейл».  Вот что она рассказывает:

— Текучка кадров у нас сумасшедшая. Увольняются примерно столько же человек, сколько принимаем на работу. Людям обещают при приеме на работу, что они, при сдельной оплате труда, смогут зарабатывать от 15 тысяч рублей в месяц. Но не все могут заработать столько…  Плюс рабочий день — 12 часов, соответственно, рабочая неделя — 60 часов. Люди начинают понимать, что их обманывают.  И увольняются. А их и не держат!  Потому что работает конвейер по приему новых работников.  Мне, например, необходимо принимать в месяц 40 человек. А до конца июля по филиалу «Южный» надо принять 600 человек! Это очень сложно. В прошлом году даже объявляли акцию: приведи в компанию друга. Если ты привел человека и он проработал хотя бы три месяца—испытательный срок, то  тебе выплатят премию 10 тысяч рублей. Насколько мне известно, никто премию так и не получил…

Кстати, Татьяна сама решила уволиться. Почему? Ответ простой:  объем работы увеличивается, а зарплата остается на прежнем уровне.  Это несправедливо, считает она.

Я с нею согласен.

После увольнения Надежда  Дружинина не получила причитающуюся ей заработную плату и честно заработанные, как она полагает, бонусы. Деньги ей не выплатили ни через месяц, ни через два, ни через три. Грубейшее нарушение трудового законодательства со стороны Фирмы! Должно же быть этому факту какое-то объяснение? Объяснение есть...

Дружинина получила из Фирмы  документ под названием «Уведомление», в котором сказано: «В рамках исполнения условий Договора о безналичных расчетах, ООО «КХФ Банк» уведомляет вас о том, что приостанавливает перечисление денежных средств  по Договору №…  по причине: оформление с признаками совершения мошеннических действий».

Официальную бумагу подписали  должностные лица  филиала «Южный» ООО «Евросеть-Ритейл».

Дружинина поняла этот документ  так: ее заподозрили  в совершении неких мошеннических действий, в связи с чем с  нее удержали зарплату. Ситуация годовой давности, когда  ей пришлось защищать свои права в суде, повторяется: могучая, богатая компания решила  как бы между прочим, походя  обмишулить «офисный планктон» и по собственному хотению, а не по закону лишить уволившегося работника заработанных денег.

Если даже хотя бы на секунду  предположить, что какие-то мошеннические действия (а это — уголовное преступление!) были Надеждой совершены, то Фирма должна была обратиться с соответствующим заявлением в полицию. Полиция должна была провести проверку, в ходе которой получить объяснение у Дружининой, а потом принять правовое решение: возбудить уголовное дело или отказать в возбуждении…  Но никто Надежду не опрашивал, никаких объяснений у нее не брал. Значит, Фирма с заявлением о мошенничестве никуда не обращалась. А коль скоро это так, то все  финансовые или иные претензии к работнику, в нашем случае — к Дружининой, Фирма обязана решать по закону. То есть через суд. И не позволять себе никаких самовольных удержаний зарплаты! Ни-ни!.. Боже упаси!..

В свое время компанию «Евросеть» прославил эпатажный рекламный слоган, придуманный основателем фирмы  Евгением Чичваркиным. Если не ошибаюсь, он звучал примерно  так:  «Евросеть», «Евросеть», цены—просто о…ть!».  Нынче, похоже, эта компания продолжает эпатировать общество—нравами, которые в ней царят. Мне хотелось бы закончить свой рассказ на мажорной ноте: дескать, скромный менеджер Надежда Дружинина  добилась справедливости в честной борьбе на правовом поле с могучим, богатым  противником. Увы, борьба только начинается…

Аргументированные жалобы и заявления Дружинина направила прокурору Краснодарского края Леониду Корженеку  (кстати, не так давно  работавшему в прокуратуре Иркутской области) и руководителю Государственной инспекции труда — главному государственному инспектору труда в Краснодарском крае Александру Колосову. Коротко говоря, девушка просит защитить ее  конституционные права и законные интересы, которые, по ее мнению, попраны компанией «Евросеть-Ритейл», филиал «Южный».

Вся борьба впереди, но правда, закон и справедливость, как я полагаю, на стороне Надежды  Дружининой, а потому я от души желаю ей удачи!

Юрий Удоденко, «Байкальские вести».

На фото: Что там, за яркой вывеской?

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии