Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Эти глаза напротив

16 января, 2012

 

 

Кумиры прошлых лет: Валерий Ободзинский

Окончание. Начало в № 1

 

На пике

В 1966 году Ободзинский начинает записывать песни на студии, появляются песни на телевидении, выходят виниловые пластинки. Он познакомился с композитором Давидом Тухмановым и его женой — поэтессой Татьяной Сашко.

Дома у Тухмановых, прямо на глазах Ободзинского и Нелли Кучкильдиной, родилась песня «Эти глаза напротив». Из-под пера поэта Онегина Гаджикасимова и Давида Тухманова вышла «Восточная песня». С Тухмановым и Игорем Шафераном он записал «Вечную весну», с Тухмановым и Владимиром Харитоновым — «Листопад».

Ободзинский пел песни многих композиторов, но, пожалуй, лучшие его произведения родились в сотрудничестве с Гаджикасимовым и Тухмановым. С ними же у него были и самые добрые отношения.

«Я пишу песни разных композиторов, разных авторов, —признавался Ободзинский. Но творческая дружба меня связывает с поэтом Онегиным Гаджикасимовым и композитором Давидом Тухмановым. Это мои друзья... Я стал знаменит, спев «Восточную песню». Я спел ее утром, а вечером стал уже знаменитым. Это был 1968 год».

 

Я спешу, извините меня...

Ободзинский стал участвовать в музыкальных программах Центрального телевидения и Всесоюзного радио, в популярной передаче «С добрым утром», позывные которой и сегодня хорошо помнят люди старшего поколения.

В 1968 году состоялся его первый сольный концерт в Москве.  Он с аншлагом выступал в Театре эстрады. Лишний билет на концерт Ободзинского спрашивали уже у метро «Библиотека имени Ленина». Регулярно гастролировал в Ленинграде.

5 июля 1967 года Ободзинский устроился в Донецкую филармонию. При этом он не порывал отношений с Лундстремом, регулярно выступал с его оркестром и, по словам Ефима Дымова, одного из музыкантов Ободзинского, получал там зарплату. «Ушел служить в Донецкую филармонию. Очень хотелось иметь свой ансамбль, а они обещали», — признавался позднее Ободзинский.

Сотрудничество с филармонией началось с двухмесячного турне: Красноярск — Томск — Хабаровск — Владивосток. Ободзинский работал и как солист Москонцерта, Росконцерта, ряда других филармоний. Постоянные всероссийские гастроли стали буднями певца. Его узнала страна. Наряду с песнями советских композиторов, которые сделали его популярным, он исполнял песни Тома Джонса, Джо Дассена.

 

Выше, выше, лови летчицу...

Летом Ободзинский обычно выступал в Одессе. Друзья детства и знакомые толпой провожали его с концертов домой. Конферансье Михаил Бакальчук, со слов директора Одесской филармонии Потокского, рассказывал, что даже директорам филармоний на концерт Ободзинского выдавали только по одному билету.  Аншлаги на его концертах были сногсшибательные.

Он принадлежал к очень узкому кругу советских артистов, которые были способны, говоря на профессиональном жаргоне, «снять филармонию с картотеки», то есть восстановить ее платежеспособность.

По словам режиссера Владимира Пасынкова, однажды на гастролях по городам Южного берега Крыма с программой «Эстрада, спорт, кино», где выступало около ста звезд, в том числе Юрий Антонов, Лариса Долина, оркестр Кролла, случился конфуз — народ на концерты не шел. В Москву полетела телеграмма, и на помощь прислали Ободзинского. Днем у кассы повесили маленькое объявление о его участии в концерте, а вечером к площадке было уже не пробиться — в кассе не осталось ни одного билета. Толпу желавших посетить представление сдерживала конная милиция.

В 1973—1976 годах Ободзинский выступал с ансамблем «Верные друзья». В 1974-м стал заслуженным артистом Марийской ССР.

В месяц он порой зарабатывал до 15 000 рублей. «Я хорошо знаю себе цену. У меня было чуть меньше популярности, чем у Магомаева», — вспоминал об этом времени Ободзинский.

В 1978 году родилась Валерия.

Старшая дочь Ободзинского Анжела вспоминает, что отца всегда окружали корзины цветов, букеты: «Мое детство ассоциируется с цветами и песнями».

 

Хоть бы склон увить плющом...

В советскую эпоху успех певца зависел не только от вокальных данных. Чиновник от культуры определял репертуар, мог запретить выступать на престижной площадке, прекратить выпуск пластинок, отстранить от концертной деятельности.

По словам Ободзинского, проблемы с чиновниками были и у него. Запрещали выпуск пластинок, выступления в Театре эстрады.

Министр культуры СССР Е.А.Фурцева, посетив однажды Апрелевский завод грампластинок, остановила выпуск пластинок Ободзинского.

В 1971 году после посещения его концерта министром культуры РСФСР Ободзинскому на восемь месяцев вообще запретили все концерты — не понравился его якобы западный стиль исполнения песен.

В газете «Советская культура», органе ЦК КПСС, певца ругали за то, что он поет о любви.

Поэт Леонид Дербенев рассказывал о том, что председатель Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию С.Г.Лапин однажды приказал убрать Ободзинского из отснятого новогоднего «Огонька». Говорили, что Лапину не нравилась фамилия Ободзинского. Сам Ободзинский по этому поводу заметил: «У меня папа-мама — русские».

Ободзинского не признавали некоторые именитые композиторы, о чем он сам с горечью вспоминал: «Наша элита композиторская... Фельцман, Бабаджанян, Фрадкин... не признавали меня».

«В те былые времена — в 70-е годы, — вспоминал певец, —действительно было очень трудно. Приходилось... наряду с песнями о любви... которые мне нравятся, ставить и песни, которые нравятся начальству».

 

И упасть на дно колодца...

Зритель видит певца на сцене во всеоружии его творческой формы, таланта, в его звездный час. О том, что происходит за сценой, в подготовительный период, какой ценой дается исполнение песни, он не знает.

Ободзинский пришел, говоря современным языком, в шоу-бизнес неокрепшим юношей, почти подростком. Он, вероятно, с первых круизов и гастролей не на шутку пристрастился к спиртному.

Нелли Кучкильдина пишет о том, что к моменту их знакомства, когда им было по 19 лет  в(1961 году), «Валерий уже (!) не пил, прошел курс лечения». Первый тезис, высказанный Нелли, вызывает сомнения.

По словам Ефима Дымова, переданным ему Юрием Щегловым, Ободзинский, выпив на работе, не рассчитал силы. Его разморило, и он, исполняя «Анжелу», на ТВ в прямом эфире, упал в оркестровую яму. Это случилось в Норильске на новогоднем «Огоньке». После этого он был «зашит» и знал, что если выпьет, то умрет.

За этим последовал более серьезный срыв. В период сотрудничества с оркестром Лундстрема, вероятно в 70-е годы, Ободзинский перешел на таблетки — «колеса», лекарства, содержавшие кодеин, которые вызывали наркотический эффект.  Возможно, не остановился и на этом.

По словам Михаила Бакальчука, однажды в Донецке за 15 минут до выхода на сцену он застал Ободзинского в невменяемом состоянии. «Встряхнул его, Ободзинский пробормотал в ответ: «Миша, ну посмотри, я даже не кололся».

Ефим Дымов на гастролях, вероятно в 1973 году, в купе поезда, когда Ободзинский открыл кейс, невольно обратил внимание на странный факт — кейс был наполовину заполнен таблетками.

Дымов видел Ободзинского в состоянии ломки. Певец попадал в клинику.

Как вспоминает Анна Есенина, у Ободзинского в Омске «была знакомая в местной психушке, готовая по его звонку привезти таблетки в любую точку СССР. И привозила».

 

Уйти, чтобы вернуться

В 1979 году Ободзинский увлекся Лолитой Кравцовой и ушел из семьи. Он надеялся, что молодая жена вернет его к жизни.  Увлечение растянулось на несколько лет. В декабре 1984 года он вновь вернулся домой.

Новая семья не помогла, а старая уже не смогла согреть по-прежнему. Нарастали творческие, моральные, психологические, медицинские проблемы. Помочь ему, как оказалось, было некому.

В 1987 году Ободзинский ушел из дома, из профессии.  Устроился сторожем на галстучную фабрику, склад, жил во времянке там же. Стиль общения со знаменитостью на складе был соответствующим месту действия: «Эй, ты! Открывай ворота». День начинался, продолжался и заканчивался ста граммами. Собутыльники менялись, а он оставался. И, что удивительно, по свидетельству Анны Есениной, ему там было хорошо.

«Я устал бороться, унижаться. Я почувствовал, что достиг своего потолка... я себя исчерпал... решил выстрадать себя, опуститься на землю, пересмотреть самого себя», — объяснял он свое исчезновение.

 

Анна Есенина

В июле 1991 года Ободзинского разыскала давняя поклонница его таланта Анна Есенина. Вскоре он переехал жить к ней: охотно сидел дома, готовил, гулял с дворняжкой Фимой. Он, по словам Есениной, будто забыл, что был певцом, говорил: «хочу быть простым мужиком».

Есенина обзвонила Москонцерт, радио, телевидение.  Откликнулся «Маяк», дал в эфир три песни, поздравил певца с пятидесятилетием. Ему стали поступать предложения. Звали в Европу, Америку; на родине — в ночные клубы, предлагали «новые» песни.

Ободзинский не имел тогда ни копейки, нуждался в деньгах и... все отвергал.

В сентябре 1994 года он впервые после семилетнего перерыва выступил в концертном зале «Россия». Звучали и новые песни — из репертуара Вертинского.

 

В каждой строчке только точки...

Ободзинский чувствовал, что конец близок. Но, конечно, не знал, не мог знать, что записывает последний прижизненный лазерный диск, что делает последнюю студийную запись, в последний раз выступает на ТВ в Могилеве на фестивале «Золотой шлягер», дает последнее интервью для прессы.

12 апреля 1997 года в Ленинграде состоялся последний в его жизни концерт. В Ленинграде, как и у Вертинского.

26 апреля 1997 года Валерий Владимирович Ободзинский ушел из жизни. Его похоронили на Кунцевском кладбище по высшему разряду: хорошее место, бьюик, лифт в могилу. Деньги дал Москонцерт...

В одном из интервью, в мае 1995 года, поэтесса Римма Казакова в связи с возвращением певца на эстраду заметила: «Ободзинский имеет право на то, чтобы сегодня жить и формировать моду, вкус... Выходит человек и просто поет. Это напомнило мне Ива Монтана, Марка Бернеса, лучшие времена, когда искусство не требовало никаких украшательств, когда оно взывало к человеческим чувствам, когда можно было...  видеть образ песни, образ духа, образ счастья, всего того, что дает искусство».

 

Александр Маджаров, специально для «Байкальских вестей»

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии