Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Два вредных элемента

12 мая, 2011

 

 

4 мая состоялось заседание координационного совета при губернаторе, посвященное вопросам соблюдения законодательства об охране окружающей среды и законодательства при разработке проектно-сметной документации и реализации проектов по ликвидации очагов загрязнения мышьяком в городе Свирске и ртутью — в городе Усолье-Сибирском». Заседание прошло под председательством министра природных ресурсов и экологии Ольги Гайковой.

Первым делом был рассмотрен проект по ликвидации мышьякового загрязнения в районе города Свирска. Огарки, содержащие мышьяк, Свирску и Иркутской области остались в наследство от Ангарского металлургического завода, который работал в этом месте в 30—40-х годах прошлого века. Общий объем огарков оценивается в 140 тыс. тонн, они занимают площадь в 13 га, свалка находится в 550 м от берега Ангары. На самой свалке предельно допустимые концентрации превышены в 1000 раз, в Свирске — от 5 до 160 раз, в прилегающих сельских районах концентрация мышьяка повышенная, но находится  в пределах ПДК.

Перед разработчиками проекта из Иркутского государственного технического университета стояла сложная комплексная задача, которая предполагала, что растворимые соединения мышьяка должны стать нерастворимыми, свалка не должна пылить, а развалины завода, представляющие не только химическую, но и травматическую опасность, должны быть окончательно снесены. Суть химического процесса заключается в том, что огарки, содержащие мышьяк, должны быть залиты известковым раствором. Мышьяк кальцинируется и впоследствии будет захоронен в уже существующем карьере, который был выбран из-за того, что в нем практически нет притока воды извне (кроме дождевой), а стенки не позволяют попавшей в карьер воде просачиваться в другие горизонты.

Как рассказал участникам заседания представитель проектной организации, в 2009 году был произведен мониторинг ситуации и подсчет объема огарков, в 2010 году разработана технология и регламенты проекта, а в 2011 году должен быть произведен основной объем работ. Проектировщики даже показали рисунок, демонстрирующий площадку нынешней свалки через несколько лет после завершения ликвидации очага загрязнения, — вместо свалки отсыпана площадка, поверх слоя здоровой почвы высажены деревья.

Оптимизм проектировщиков пригасили представители муниципальных властей. Земельные участки, на которых предполагается разместить полигон для захоронения мышьяка, до сих пор не оформлены в собственность. Эти же участки в прошлом находились в аренде у компаний, добывавших уголь, и были возвращены Черемховскому району без всякой рекультивации. Неизвестно, почему было принято решение, что муниципальные власти Свирска будут арендовать эти земли у района и как долго они будут платить за эту аренду. И самое главное — проблема вовсе не решается одним только захоронением огарков, ведь ПДК превышен на всей территории города.

Как оказалось, в Свирске проект — одним из элементов которого является обрушение руин завода — вызывает большие опасения: а ну как пыль от обрушения пойдет на город? Ольга Гайкова поручила разработчикам проекта съездить в Свирск и еще раз ознакомить мэра города и всех жителей с деталями проекта, сделав особый акцент на меры безопасности.

Представителей муниципалитетов поддержал депутат Законодательного собрания, председатель комитета по экологии Юрий Фалейчик, который высказал недоумение по поводу принятого решения о передаче полигона с отходами в собственность муниципалитета и предложил сделать полигон «экстерриториальным» — то есть передать его в ведение правительства области. Несмотря на многочисленные вопросы и незавершенные формальности, координационный совет поддержал предложение министра Гайковой — признать работу ИрГТУ выполненной.

Основной задачей по ликвидации ртутного загрязнения в Усолье-Сибирском была полная ликвидация очага загрязнения (находящегося в бывшем цехе ртутного электролиза Усольехимпрома) и последующий мониторинг ситуации. Для анализа ситуации были пробурены более 50 скважин, проведены исследования здания цеха и остатков оборудования, разработаны технологии демеркуризации различных материалов.

В результате исследования установлено, что в очаге находится более 100 тонн ртути, которая продолжает испаряться, причем наиболее активно — в летнее время. Пятна загрязнения хаотично перемещаются по территории комбината и его окрестностям, что, видимо, связано с перемещением грунта и оборудования цеха. Это может стать очередной проблемой: законодательство требует, чтобы средства выделялись на конкретный проект, локализованный во времени  и, что гораздо  важнее, пространстве, а ртуть из Усолья распространилась уже и в донные отложения Братского водохранилища.

Тем не менее проектировщики предлагают провести демеркуризацию промплощадки Усольехимпрома, не вынимая грунт, для чего вокруг очага загрязнения будет построен защитный барьер (стена, непроницаемая для ртути), а оборудование демонтируют и вывезут в ЗАО Кубаньцветмет, которое имеет лицензии на проведение работ по демеркуризации. Часть ртути попробуют собрать с помощью вакуумного оборудования в специальные баллоны и вывезти с территории области.

Как всегда, проблем при реализации столь важного проекта хватает. Сам цех вообще никому не принадлежит, земли под ним — федеральная собственность, до сих пор не получена часть экспертиз, не определен заказчик проекта, не до конца решены вопросы финансирования. В Усолье нельзя применить самые современные из существующих остановок для демеркуризации, потому что они слишком слабые — если их применить, степень очистки грунта составит 98 процентов, на весь процесс уйдет 30 лет, а в процессе образуется очень много сточных вод, также содержащих ртуть.

Специалисты вообще пришли к выводу, что в Усолье можно строить небольшую обогатительную фабрику — так много в почве и воде ядовитого металла. Не решен и вопрос, разбирать цех по частям или взорвать разом. Первый вариант стоит 240 млн рублей, второй — 215 млн. При первом ртуть может (в теории) попасть в атмосферу с пылью, при втором — могут надышаться рабочие.

Правительство области до сих пор сомневается, что в какой-то момент подрядчики не бросят работу и не уйдут, заявив, что им не хватает денег. С другой стороны, министерство экологии областного правительства уже направило заявки на выделение средств Иркутской области на решение ртутного вопроса в рамках федеральных программ — главное, что у области есть практически готовый проект по приемлемой цене. Неприемлемые варианты (а решением ртутной проблемы занимались Япония, Казахстан и Украина) могут исчисляться миллиардами долларов.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии