Дорожная быль
Борис Майборода: страницы биографии
12 августа 1970 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР почетное звание «Заслуженный рационализатор РСФСР» было присвоено Борису Мефодьевичу Майбороде.
Несмотря на то что родился Борис Мефодьевич в Саратове, а произошло это 21 мая 1926 года, вся его жизнь была связана с Иркутском и его промышленностью.
У истоков судьбы
Свой трудовой путь 15-летний Борис начал именно на Иркутской слюдяной фабрике, куда устроился учеником электрика 21 ноября 1941 года. И на нее же он вернулся после службы в Красной армии, которую проходил в составе 318-го отдельного линейного батальона 36-й Армии с августа 1942-го по сентябрь 1945 года.
В начале 1950-х годов Борис Мефодьевич – активный общественник. В марте 1950 года вступает во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), где ему, как молодому члену партии, видимо, приходилось работать агитатором или членом избирательной комиссии на проходящих выборах, так как 4 января 1951 года исполкомом Нагорного райсовета и райкома ВКП(б) он был награжден почетной грамотой «за активную работу по выборам в местные Советы депутатов трудящихся РСФСР».
В это же время он начал заниматься рационализаторством. И, видимо, весьма успешно. Ведь уже в 1957 году ему было присвоено почетное звание «Лучший рационализатор Иркутской области».
Иркутскавтотранс
20 апреля 1957 года Борис Мифодьевич перешел на работу в систему автомобильного транспорта. И здесь его изобретательская деятельность вышла на новый уровень.
В 1959 году Борис Мефодьевич подал две заявки на изобретения в Комитет по делам изобретений и открытий при Совмине СССР: «Переносной прибор для проверки таксометрового оборудования на автомобилях такси» и «Стенд для проверки таксометров». Правда, в обоих случаях в выдаче авторского свидетельства было отказано. В первом из-за отсутствия промышленной полезности – именно так было отмечено в экспертном заключении Главмосавтотранса Мосгорисполкома, а во втором – из-за отсутствия новизны. Однако, несмотря на отсутствие новизны, материалы заявки на стенд для проверки таксометров были направлены Комитетом по делам изобретений в Иркутское областное управление автомобильного транспорта для возможного использования и квалификации.
«Не получилось оформить свои идеи в качестве изобретений, продолжим выдавать рацпредложения», – именно так мог решить Борис Мефодьевич, продолжив приносить пользу своему предприятию, внедряя рацпредложения, направленные на ликвидацию и механизацию ручного труда, улучшение условий труда и повышение качества изготавливаемой и ремонтируемой продукции.
Государство высоко оценило трудовую активность иркутского рационализатора: 12 декабря 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР он был награжден медалью «За трудовое отличие», а 28 февраля 1974 года орденом Трудового Красного Знамени.
4 ноября 1974 года «за активное участие в рационализаторской деятельности» постановлением коллегии Министерства автомобильного транспорта РСФСР, Президиума ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог, Президиума Центрального совета ВОИР № 200-сп Борису Мефодьевичу присваивают звание «Лучший рационализатор Министерства автомобильного транспорта РСФСР».
Четырежды (в 1975–1978 гг.) «за достигнутые высокие показатели в рационализаторской работе, личное участие в выполнении социалистических обязательств» Восточно-Сибирское территориальное транспортное управление Министерства автомобильного транспорта РСФСР вручало ему удостоверение «Лучшего рационализатора».
5 апреля 1976 года Борису Мефодьевичу присвоено звание «Почетный автотранспортник Министерства автомобильного транспорта РСФСР». Звание «Ударник коммунистического труда» присваивалось ему 2 ноября 1972 года и 4 ноября 1975 года, звания «Победитель социалистического соревнования» он был удостоен 26 октября 1979 года.
18 октября 1982 года «за высокие производственные показатели, достигнутые в выполнении государственного плана, социалистическом соревновании, и активное участие в общественной жизни коллектива» присвоено звание «Лучший водитель (авторемонтник) ВСТТУ».
Дважды награждался Борис Мефодьевич медалями ВДНХ: 18 мая 1978 года – серебряной, а 26 ноября 1985 года – бронзовой.
А еще были многочисленные приказы по предприятию о награждении ценными подарками и денежными премиями за внедренные рацпредложения. Для примера назовем некоторые из них: «Универсальный выпрямитель на диодах», «Приспособление для механической резки листового изоляционного материала», «Силовой шкаф управления» (все за 1972 год), «Аппарат для сварки вентилятора» (1973 год).
8 июня 1972 года авторский коллектив в составе: Майборода Борис Мефодьевич (место работы – Иркутский РМЗ, бригадир экспериментального цеха, образование среднее), Новиков Леонид Иванович (место работы – бюро технической помощи ВСТТУ, начальник отдела ТО и ТР, образование высшее) и Игнатьев Иван Семенович (место работы – Иркутский РМЗ, слесарь, образование незаконченное среднее) направил заявление в Комитет по делам изобретений и открытий при Совмине СССР на выдачу авторского свидетельства на изобретение «Силовой шкаф-калорифер для цеха холодного осталивания». Испытания данного силового шкафа проходили в цехе холодного осталивания Иркутского РМЗ с 29 по 31 мая 1972 года и дали положительные результаты. Так, «при наружной температуре +7°C температура подаваемого в цех воздуха регулировалась в пределах +60° + 120°C с 3 июня шкаф включен на отдачу тепла в атмосферу».
К 1986 году Борис Мефодьевич имел 185 внедренных рацпредложений на предприятиях автомобильного транспорта Иркутской области.
По случаю 60-летнего юбилея заслуженного рационализатора президиум Иркутского областного совета ВОИР отмечал в своем поздравительном адресе:
«Областной совет ВОИР знает Вас как неутомимого рационализатора, вкладывающего в работу много технической смекалки, энергии, трудолюбия, автора ценных решений, направленных на повышение производительности труда, механизацию и автоматизацию производства и дающих народному хозяйству значительную экономию.
…Являясь членом президиума областного совета ВОИР, Вы содействуете росту творческой инициативы трудящихся Иркутской области, повышению активности организации ВОИР».
Прямая речь
В семейном архиве дочери Бориса Мефодьевича – Ирины Борисовны – сохранилось несколько черновиков его выступлений на различных совещаниях, что дает нам возможность предоставить в рамках этой статьи слово ему самому.
Из доклада «Роль рационализаторов Восточно-Сибирского территориального транспортного управления в повышении эффективности использования автотранспорта в 9-й пятилетке» на республиканском совещании 31 марта – 1 апреля 1976 года:
«Товарищи! Глубокая заинтересованность наших рабочих и ИТР ВСТТУ в повышении эффективности производства с особой силой проявилась в 9-й пятилетке.
Это подтверждают итоги деятельности новаторов, которые в 1970–1975 годах разработали и внедрили 2841 рационализаторское предложение и внедрили 29 изобретений.
Вклад рационализаторов в дело улучшения работы автотранспорта с каждым годом увеличивался. За 1974–1975 годы в период проведения Всесоюзного общественного смотра в АТП управления внедрено 1064 рацпредложения и 21 изобретение и получена экономия – 448 тыс. рублей.
Особое внимание рационализаторов предприятий было направлено на улучшение технического обслуживания и ремонта подвижного состава, на резкое повышение качества ТО и ремонта, обеспечение механизации производственных процессов, особенно комплексной механизации работ на участках и зонах ТО и текущего ремонта автомобилей…».
Из доклада от 8 апреля 1976 года:
«Товарищи, на республиканском совещании «Роль изобретательства и рационализации в развитии технического прогресса на предприятиях и в организациях Министерства автомобильного транспорта РСФСР» с объемным докладом «Об итогах изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы в 9-й пятилетке и повышении ее роли в ускорении научно-технического прогресса на предприятиях и в организациях Минавтотранса РСФСР» выступил заместитель министра автомобильного транспорта тов. Королев Николай Степанович. Уже в названии доклада чувствуется, что был охвачен большой объемный материал по итогам работы за 9-ю пятилетку предприятий и объединений Минавтотранса РСФСР. Пересказывать всё нет необходимости, так как материалы совещания будут разосланы. Всего на совещании было заслушано 6 докладов и 7 выступлений главных инженеров республиканских объединений Минавтотранса. По обмену опытом выступило 15 человек. Было принято обращение участников совещания ко всем работникам автотранспорта.
Главный упор все выступающие направили на выявление причин и недостатков, которые мешали в работе. Это:
1. Малая активность ИТР в изобретательской и рационализаторской работе.
2. Очень мало принимают участие в рационализации шоферы ВСТТУ. Так, из 2841 внедренного по ВСТТУ рацпредложения поступило а) от рем. рабочих – 1929, б) от шоферов – 196, в) от ИТР – 716.
3. На 10-ю пятилетку ставится задача организации на АТП творческих бригад. Как показывает практика, такие бригады дают наибольший эффект.
4. Недостаточно квалифицированно, а в большинстве случаев вообще не подсчитывается экономический эффект по рацпредложениям.
5. Инженеры по изобретательству и рационализации в АТП загружаются чем угодно, только не работой с рационализаторами.
6. Экспериментальные цеха и участки также большую часть времени заняты другими работами и т. д.
Перечисленные недостатки имеются и у нас.
Несколько слов о работе маленького коллектива, руководить которым было поручено мне.
С 1970 года были организованы и работают электроцех, цех нестандартного оборудования, экспериментальное отделение, за 9-ю пятилетку которым было разработано, изготовлено и внедрено 89 наименований, или 321 единица технологического оборудования – стендов, станков и приспособлений. Из наиболее крупных работ:
1. Модернизирована, изготовлена и смонтирована терморадиационная сушильная камера и пульт управления для сушки автомобилей от «Запорожца» до УАЗ для Ангарской станции «Автосервис».
2. Изготовлены 2 стенда для поста диагностики в АТК № 1.
3. Разработаны и изготовлены два шороховальных станка для ШРЦ.
4. Смонтирован гальванический цех с оборудованием и оснасткой для осталивания деталей, который в настоящее время практически не работает. Производительное оборудование стоит без действия. Основная причина – некачественное выполнение шлифовальных работ после осталивания и отсутствие техконтроля. Результат – АТП потеряло доверие и перестало заводить ремфонд. Кому охота заплатить за брак и выбросить в утиль, не считая других хлопот.
5. В феврале 1975 года организован цех по ремонту таксометров, который из-за халатного исполнения приказа ВСТТУ пока не удается поднять на проектное задание в 1200 отремонтированных таксометров в год. Кроме того, с февраля 1975 года по настоящее время не получено ни единой детали, ни грамма смазочных масел, не хватает инструмента.
Получается, что сами себя наказываем, так как только из-за отсутствия приборного масла таксометр вместо полутора лет ходит только 5–6 мес. Вот вам и качество.
В настоящее время готовится оборудование для ремонта ГМП, по всему видно, что и этот цех может постигнуть участь гальванического.
И причина одна – отсутствие практической помощи со стороны руководства ИРМЗ…».
Послесловие
Неутомимым рационализатором, активным общественником, специалистом, способным анализировать и обобщать, критиковать и предлагать, представился нам Борис Мефодьевич Майборода, ушедший из жизни 11 января 1997 года. А еще он был наставником молодежи, членом Областного совета ВОИР, крепким семьянином, любящим отцом…
Вот уже более четверти века память о нем бережно сохраняют члены его семьи. Супруга Бориса Мефодьевича Ида Алексеевна умерла в апреле этого года в возрасте 92 лет, и сегодня основными хранителями семейной истории стали его дочь Ирина и внучка Вероника. Ирина Борисовна, кстати, и сама человек творческий – писатель, журналист, автор и издатель иркутского детского журнала «Нерпенок», а потому знает, как важно сохранять связующую нить поколений.
Заботливо собранные ее руками документы и личные вещи отца могут хоть сейчас стать экспозицией какого-нибудь музея и показать в ретроспективе, как обычный советский человек проходил путь от простого электрика до заслуженного рационализатора РСФСР.
Отрадно и то, что памятью о своем отце Ирина Борисовна с удовольствием делится со своими внучками Ариной и Алёнкой, которые, хочется верить, вырастут настоящими гражданами своей страны, воспитанными в духе патриотизма и уважения к труду рабочего человека. Причем не на высокопарных примерах из учебников, а на примере собственного прадеда, добившегося общественного и государственного признания своим собственным интеллектом и трудом.
Павел Деранжулин, специально для «Байкальских вестей».
На фото: Борис Майборода. Фото в журнале «Автомобильный
транспорт» № 3 за 1982 год;
Память о Б.М. Майбороде бережно хранится в семейном архиве
Уважаемые читатели, Иркутская региональная общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов собирает информацию об истории изобретательства и рационализаторства Иркутской области. Если вы сами, ваши родственники, друзья или знакомые были рационализаторами или имели изобретения, просим предоставить нам информацию об этом на электронную почту – irk_voir@mail.ru.
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.