Дом Романовых: взгляд сквозь столетия
«Отдаленный этот край близок моему сердцу»…
(Из телеграммы императора Александра III иркутскому
генерал-губернатору Анучину по случаю 300-летия
присоединения Сибири к России. Гатчина, 6 декабря 1882 г.)
Кто уже имел удовольствие побывать на выставке в залах Иркутского художественного музея, посвященной 400-летию Дома Романовых, тот, конечно, убедился в ее уникальности, значимости, широте охвата. Сотрудники музея подошли к этой выставке основательно и серьезно, вложив в нее не только свои знания, но и душу.
Это понимаешь сразу, как только входишь в первый же зал, в котором династия Романовых представлена «в лицах». Все императоры и императрицы собрались здесь! Они обступают тебя со всех четырех сторон. Они смотрят с полотен художников кто сурово, кто приветливо, кто надменно, кто равнодушно- отрешенно… Они будто проникают внутрь тебя своими взглядами, настолько тонко и изящно тот или иной мастер смог подчеркнуть индивидуальность личности, отразить настроение.
Здесь портрет первого Романова — царя Михаила Федоровича, яркий отголосок искусства Древней Руси, связанный с иконописными традициями. Смотрят на нас с портретов и Екатерина I, Елизавета Петровна, Екатерина II художника Дмитрия Левицкого и Павел I кисти Степана Щукина.
Здесь и портреты других членов императорской семьи — Александра Павловича (будущего Александра I) в детстве кисти великого Рокотова и его сестры Александры Павловны работы Боровиковского, представителя школы русского сентиментализма. Здесь и изумительно выполненный портрет Александры Федоровны во весь рост (супруги Николая I) кисти столичного художника Рейхеля (копия с портрета английской художницы Х.Робертсон, исполненная им в Иркутске в 1846 году для Девичьего института). И императрицы Марии Федоровны (супруги Александра III) работы самого тогда модного столичного художника Константина Маковского.
А с противоположной стены большого зала на нас взирают редко экспонируемые портреты самой дружной и самой трагической императорской четы — императора Николая II и его супруги Александры Федоровны.
На выставке можно увидеть и произведения декоративно-прикладного искусства, исполненные русскими мастерами Оружейной палаты, фарфорового и стеклянного Императорских заводов, мастерами ювелирных фирм — поставщиков Двора его императорского величества, которые воссоздают особую атмосферу дворцового быта. Это изумительной красоты хрустальный кубок с портретом императрицы Елизаветы Петровны, уникальный кубок из кокосового ореха — материала, не характерного для русского искусства. На нем в технике резьбы исполнены портреты Петра I, Екатерины I и Елизаветы Петровны. Тонкой, изящной работы предметы из «Банкетного сервиза», который был изготовлен к бракосочетанию великого князя Александра Николаевича и принцессы Гессен-Дармштадтской, и еще много других уникальных предметов.
Многие историки считают династию Романовых одной из наиболее результативных в мировой истории. В годы правления ее представителей, начиная с Алексея Михайловича, Иркутск был одним из крупнейших городов, столпов Российского государства на огромном пространстве от Урала до Тихого океана. В разное время сюда отправляли служить известных представителей духовной и светской власти, деятелей образования и культуры. Тесную связь с Императорским двором поддерживало иркутское купечество, которое пользовалось «благорасположением при Дворе» благодаря предприимчивости в освоении сибирских просторов и щедрой благотворительной деятельности.
По масштабам благотворительности Иркутск стоял чуть ли на одном из ведущих мест в России, поэтому одна из главных тем выставки — роль династии Романовых в судьбе Иркутска. Материалы знакомят нас со славными сподвижниками Императорского дома, столичными и местными. С их благоволения в городе возводились храмы, строились общественные здания, учебные и благотворительные учреждения. Имена царственных особ и их посланников навечно вписаны в историю нашего города.
«Создавая выставку, мы сразу решили, что раздвинем рамки тематики, что на выставке мы покажем не только дом Романовых, но сделаем ее охват гораздо шире, представим Россию Романовых, — говорит Людмила Снытко, ведущий специалист музея. — Поэтому в первом зале представлена династия Романовых, во втором — их верные сподвижники и их славные дела: граф Сперанский, генерал-фельдмаршал Потемкин-Таврический, который завоевал Крым и Черное море, знаменитый адмирал Мордвинов, министр просвещения Уваров… Экспозиция третьего зала — Иркутск времен Романовых. Здесь рассказано о том, что сделали царствующие особы для нашего края, а больше — кого они сюда прислали. Всех генерал-губернаторов, епископов в XVIII–XIX веках сюда отправляли лично самодержцы. Петр I, например, посылал ученых изучать Сибирь, и все они собирались именно у нас, в Иркутске, а потом уже отправлялись в другие ее концы».
В середине XVIII столетия, при Елизавете Петровне, Иркутск расцвел по-настоящему. «Мы пытаемся сказать, что Иркутск был особенный город тогда, при царствовании Романовых, потому что был не только пунктом на пути в Китай, но он был центром научной, хозяйственной и культурной жизни, — продолжает Людмила Снытко. — На нашей выставке можно узнать, что сделала для Иркутска Елизавета Петровна, что Екатерина II, что Павел I…
Иркутяне в память о выдающихся государственных деятелях заказывали их портреты (включая особ царствующей фамилии) местным художникам или известным столичным мастерам. Иркутск — единственный за Уралом город, который сохранил эту уникальную коллекцию.
Настоящей жемчужиной, подарком для сибиряков стал большой портрет графа Сперанского, губернатора Сибири в 1819–1821 годах (копия XIX века), который около ста лет (!) находился в запасниках. Копия целиком передает композицию картины английского художника Д.Доу, на которой граф изображен сидящим в кресле у стола, на котором находятся карта Сибири и фолиант с надписью на корешке: «Предназначено для Сибири». Подлинник картины навсегда утрачен еще в середине XIX века.
До сегодняшнего дня иркутский портрет находился в самом плачевном состоянии — большие прорывы, серьезные утраты (думаем, что после революции он оказался на иркутской свалке, где в свое время побывали и некоторые императорские портреты с нашей выставки). Только сейчас, после длительной реставрации и реабилитации, портрет вновь доступен потомкам тех иркутян, которые когда-то заказали его как память о самом знаменитом посланнике Романовых в Сибири».
В 1891 году Иркутск посетил цесаревич Николай, будущий царь Николай II. Император Александр III отправил своего подрастающего сына в путешествие на Восток в целях завершения образования, дабы он познавал мир не только из дворцовых палат и кабинетов. И Николай совершил необычную, грандиозную по охвату территории и по времени поездку, состоящую из морского и сухопутного пути. После морского путешествия по странам Востока — Египту, Индии, Цейлону, острову Ява, Сиаму (теперешний Таиланд), Китаю, Японии — и пересев во Владивостоке на лошадей, цесаревич вернулся в Петербург, проехав через всю Россию. Путешествие длилось девять месяцев, готовилось тщательно, так как ему придавалось большое государственное значение.
Александр III решил основать Великую Сибирскую железную дорогу, и наследник Николай Александрович лично присутствовал при начале ее строительства во Владивостоке. Его обратный путь пролегал через города Сибири, одним из которых был Иркутск. В наш город цесаревич прибыл в два часа дня 21 июня 1891 года. На серебряном блюде городской голова Владимир Сукачев преподнес Николаю Александровичу хлеб-соль и сказал приветственную речь, которую Николай отметил как яркую, проникновенную, умную и оригинальную.
На другой день после приезда в Иркутск начались визиты цесаревича в различные учреждения города. Вечером в здании Общественного собрания в честь высокого гостя состоялся обед, на котором будущий монарх провозгласил тост «За процветание дорогого Иркутска!». В общей сложности цесаревич пробыл в Иркутске три дня. Город оставил у него очень благоприятное впечатление, о чем он сказал на обеде, данном в его честь.
Побывал в Иркутске в конце мая 1909 года и еще один представитель царской фамилии, великий князь Константин Константинович Романов, приходившийся дядей Николаю II.
Как и все великие князья (то есть члены большой царской семьи), он был на службе. Ко времени посещения Иркутска Константин Константинович занимал должность Главного инспектора военно-учебных заведений Российской империи. Должность эту он исполнял с крайней добросовестностью, не считаясь ни с усталостью, ни с недосыпанием. Объезжая кадетские корпуса, он исколесил всю Россию. Великий князь всегда помнил завет своего деда, императора Николая I: «Мы должны оправдать в глазах народа свое происхождение». И вся жизнь Константина Константиновича была наглядной иллюстрацией этих слов. Он был одним из ярчайших персонажей российской истории рубежа XIX—XX веков, и ряд исследователей называл его «одним из лучших представителей рода Романовых».
Славу и известность Константина Константиновича усиливала еще одна его большая любовь и привязанность к художественному творчеству — редкое качество для представителей царствующей династии. Константин Романов был тонким поэтом-лириком, стихотворцем от Бога, печатавшим свои стихи под скромным псевдонимом «К.Р.». На его стихи писали романсы Петр Чайковский и Сергей Рахманинов, эти стихи входили в репертуар великих русских певцов Федора Шаляпина и Леонида Собинова. Имя великого князя стояло в одном ряду с именами поэтов Серебряного века. Он был переводчиком шекспировского «Гамлета», и именно в его переводе эта пьеса долгие годы шла в Малом театре.
Лора Тирон, «Байкальские вести», с использованием электронных СМИ.
Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».
На фото: Император Павел I;
Чайная пара царского сервиза с портретом Александра I;
Император Александр III…;
…и его царственная супруга Мария Федоровна. Портреты работы неизвестного
художника и Константина Маковского из коллекции Владимира Сукачева;
Елена Алешина. Икона святых царских мучеников. 2011 год. Селенгинский монастырь;
Николай II. Последний император Дома Романовых;
Из плеяды царских соратников. Генерал Скобелев — блистательный военачальник эпохи Александра II;
Н.Ф.Добровольский. Переправа через Ангару в Иркутске. Московские ворота. 1886
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.