Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Долгий путь в цифровое завтра

14 Февраля, 2022

Комитет по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания Иркутской области провел 9 февраля очередное рабочее заседание. Депутаты рассмотрели шесть вопросов, включая отчет о работе члена Совета федерации Сергея Брилки и отчет о состоянии правопорядка на территории Прибайкалья.

1щ.jpg

Кто-нибудь что-нибудь понял?

Вопреки составленной заранее программе работу комитета начали с предпоследнего вопроса – «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». Заместитель министра здравоохранения Галина Синькова рассказала, что работа по формированию «контура» началась, по сути, только в конце 2021 года – до этого каждое учреждение получало финансирование и проводило конкурс на разработку проекта самостоятельно. Сейчас утверждены шесть показателей, которые будут говорить о продвижении региона в светлое цифровое будущее. Пока в области не выполняются два из них: количество граждан, сумевших записаться на прием дистанционно (63 процента), и доля документов, выданных пациентам в электронном виде.

По словам Галины Синьковой, показатель записи на прием не выполняет сегодня ни один регион, потому что в период пандемии количество желающих попасть на прием выросло «в геометрической прогрессии» и практически все – экстренно. Вторая проблема связана с тем, что медицинские учреждения области работают в собственной электронной системе и лишь небольшую часть составленных документов можно выгрузить на федеральные ресурсы. Сейчас идут переговоры с Ростелекомом, который переходит на новую операционную систему ЕЦП 2.0. На днях подписано соглашение между правительством области и руководством Ростелекома, имеется предварительная договоренность, идет подготовительная работа юристов.

– В первую очередь нам нужно провести обучение сотрудников медицинских организаций по переходу на ЕЦП 2.0, наладить техническое оборудование. До 15 мая все медицинские организации должны перейти на работу в новой системе и в 100 процентах случаев производить выгрузку электронных документов на федеральный уровень, – доложила Галина Синькова. По ее мнению, это упростит работу медицинского персонала и повысит доступность услуг для граждан.

– Кто-нибудь что-нибудь понял? – спросил председатель комитета Александр Гаськов, обращаясь к присутствующим депутатам.

По мнению депутата Гаськова, Иркутская область с 2013 года просто финансирует Ростелеком, в то время как работающие системы цифровой обработки данных созданы лишь в единичных учреждениях – областном онкоцентре, областной детской больнице и некоторых других. В остальных медицинских учреждениях врачи не могли выложить в единую систему ни один документ, несмотря на многочисленные замечания, проверки и соглашения, подписанные на самом высоком уровне между руководством области и руководством Ростелекома.

– Кто за деньги ответит, особенно за федеральные? – спросил Гаськов.

В выигрыше только Ростелеком

По мнению Галины Синьковой, никто не скрывает проблемы, но нужно говорить и об успехах. По результатам проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой, оказалось, что в некоторых учебных учреждениях имеется даже некоторый избыток автоматизированных рабочих мест. Нельзя говорить и о «поддержке Ростелекома»: происходит оплата за оказанные услуги. Достаточно сказать, что в области 600 фельдшерско-акушерских пунктов (из 667 имеющихся) подключены к оптоволоконной связи. То есть подавляющее большинство ФАПов формально соответствуют современным требованиям.

Депутат Артем Лобков рассказал о том, как оценивают эту связь сами работники медицинских учреждений низового уровня: скорости интернета и возможностей линий связи недостаточно для выгрузки документов. Заместитель министра сослалась на вышестоящее руководство и Москву: другой возможности подключить ФАПы к интернету нет и не будет. Несмотря на все нарекания, система даже в период пандемии успешно работала в режиме «врач – врач», теперь нужно довести до совершенства режим «врач – пациент». Любая частная медорганизация может заключить собственное соглашение с Ростелекомом и подключиться к единой информационной системе. Тут Александр Гаськов согласиться не смог – это создает слишком льготные условия и превращает Ростелеком в монополиста.

Дискуссия быстро зашла в тупик. Галина Синькова защищала проделанную работу и утверждала, что идеальных систем нигде в России нет, но при нормативе в 12 минут на пациента действующая система «значительно упрощает работу медперсонала». Депутаты потребовали конкретно ответить на вопрос: будет единая система к 15 мая, как предусмотрено дорожной картой? Галина Синькова ответила в том смысле, что единая система уже существует, а к 15 мая будет уже модернизированная.

Исполняющий обязанности министра цифрового развития и связи Иркутской области Владимир Лойчиц признал, что в прошлом, когда каждое учреждение разрабатывало систему цифровизации самостоятельно, дела шли по схеме «кто в лес, кто по дрова». Единая система, созданная к февралю 2022 года, позволяет не только выгружать информацию о пациентах, но и видеть результаты работы всей системы здравоохранения области. В текущем году предстоит перезаключить соглашения на оказание услуг связи для 500 ФАПов, причем по требованию федеральных властей это нужно будет делать за счет средств фонда обязательного медицинского страхования. По информации минздрава, это обойдется в 36 тыс. рублей в год на один ФАП, и уже 17 районных учреждений заявили о нехватке средств.

Депутаты обратили внимание на этот момент и быстро подсчитали, что фонд ОМС должен заплатить за год как минимум 18 млн рублей за одну только связь, а доказать, что система работает, чиновники областного правительства не смогли. В проекте решения было сказано, что депутаты оценивают ситуацию в целом и работу министерств по созданию единой информационной системы как неудовлетворительную. Большинство членов комитета проголосовало за этот проект.

Диализ – на чистую воду

Комитет заслушал отчет «О проблемах оказания медицинской помощи гражданам, проживающим на территории Иркутской области и нуждающимся в процедурах гемодиализа (в том числе связанных с проездом к месту проведения гемодиализа, необходимостью проживания рядом с диализным центром, лекарственным обеспечением)». Выступавший с докладом заместитель министра здравоохранения Иркутской области Алексей Шелехов напомнил, что план расширения диализной помощи был разработан в 2018 году. План предусматривал, что список больниц, оказывающих услуги диализа (в него входят областная детская и областная клиническая больницы, Ангарская БСМП, две частные организации и т. д.), пополнится специализированными центрами в Ангарске и Зиме, отделениями в Осе, двумя больницами в Братске и двумя в Иркутске. Из этого списка действительно открылись отделения в больнице ИАПО и Братской городской больнице, остальные из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки пришлось спешно переводить в госпитали для лечения коронавируса.

Александр Гаськов обратил внимание на тот факт, что, несмотря на коронавирус, частные центры работу не прекращали. При этом пациентов больше не стало, а это значит, что можно переоценить дорожную карту и привести ее в соответствие с реальными запросами пациентов. Председатель комитета назвал вопрос «политически ангажированным» и призвал министерство здравоохранения пересмотреть объемы расходов на закупку оборудования. Александр Гаськов обратил внимание заместителя министра на плохую работу с пациентами: людей нельзя доводить до процедур гемодиализа, нужно активно заниматься профилактикой и лечением.

В то же время в Усть-Илимске отделение должно быть открыто, чтобы пациентам не приходилось ездить в другие города. Депутат Артем Лобков потребовал провести анализ потребностей пациентов, рассчитать сумму расходов и внести поправки в бюджет области уже в июне 2022 года. К депутату регулярно обращаются жители города, которым все время обещают помощь и все время переносят сроки создания отделения диализа.

– Я вам напомню, что поправка о покупке томографа была внесена в бюджет только по инициативе депутатов, и опять вы нам предлагаете перенести вопрос на 2023 год, – сказал депутат, обращаясь к заместителям министра здравоохранения. Помимо оборудования, нужно решить вопросы с подготовкой и помещения, и специалистов – как врачей-нефрологов, так и техников для обслуживания аппарата диализа.

Пока проблема с оснащением отделений и созданием центров на территориях не решена, министерство социальной защиты оплачивает проезд до ближайших центров пациентам, нуждающимся в регулярной процедуре диализа. По предварительным оценкам министерства, в бюджет области необходимо внести правки на сумму 32 млн рублей, однако депутаты усомнились в этой оценке и попросили ведомство учесть инфляцию и рост цен на проезд. В 2021 году этой социальной выплатой пользовались всего 29 человек, инвалиды первой группы; сколько получателей будет в 2022 году, пока неизвестно.

Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Светлана Семенова поделилась опытом борьбы за права всего одного такого пациента: неходячему инвалиду требовалось ездить на процедуру три раза в неделю, стоимость одной поездки составляла 3200 рублей (в 2022 году, соответственно, будет еще больше). И это, заметим, в границах Иркутска – за его пределами транспортировка либо невозможна в принципе, либо обойдется в разы дороже. По законам области такому пациенту полагалось всего 7 тыс. рублей в год, что, разумеется, не покрывает расходы. Для защиты прав этого человека уполномоченному пришлось обращаться в суд, который вынес решение в пользу истцов. Однако теперь нужно исполнять это решение, и его цену для всех пациентов в сумме нужно оценивать максимально тщательно. На этом в дискуссии и поставили многоточие, за которым теперь кроется целый список заданий для министерства здравоохранения и министерства социальной защиты.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото phonoteka.org

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии