Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Долги списать, отчет принять

21 апреля, 2011

 

 

Очередную сессию Законодательного собрания депутаты ждали, как мало какую другую: в длинном списке вопросов, включенных в повестку дня, значились не только несколько очень важных запросов, но и отчеты комитетов и комиссий о проделанной работе.

Нужно только подождать…

Всего в повестку дня было включено 60 вопросов, большинство из которых были настолько важными, что завершить работу предполагалось в седьмом часу вечера. Это, надо сказать, несмотря на то, что на многие вопросы отводилось от силы пять минут, — большая дискуссия намечалась только в ходе правительственного часа «О ходе подготовки документов территориального планирования муниципальных образований в Иркутской области». Однако куда больший фурор произвел принесенный в буфет торт с рисунком, исполненным по эскизу губернатора Дмитрия Мезенцева. Рисунок на патриотическо-юбилейную тему представлял собой двух мужчин — как бы казака и как бы коренного жителя Сибири — на фоне здания острожного типа. Правда, торт быстро убрали с глаз праздной публики, поэтому о вкусовых качествах продукта судить трудно.

Перед выступлением губернатора (о котором подробно рассказано на с. 3) депутаты «размялись» во время выступления заместителя председателя правительства Владимира Дорофеева, который зачитал ответ правительства на депутатский запрос о формировании правительства области. Дорофеев уверил депутатов, что все идет по плану, на подписи у губернатора находится восемь указов о назначении нескольких заместителей и министров, нужно только подождать. Депутат Владимир Матиенко спросил, как чувствуют себя те министры, которые по полгода и более находятся в подвешенном состоянии и не имеют постоянного контракта. Владимир Дорофеев ответил на это, что никто из ущемленных таким образом министров не подал заявления об увольнении и, значит, их все устраивает.

Депутат Антон Романов напомнил, что во всем мире принята единая практика — на формирование правительства дается один месяц, а если глава кабинета не справляется с этой задачей, то это рассматривается как принципиальная неспособность руководителя выполнять свою работу. Владимир Дорофеев привел в ответ странный довод: если министры не назначены и правительство не сформировано в установленном порядке, это вовсе не означает, что министров нет, а правительство не работает. Уяснив, что пронять Дорофеева доводами разума не удастся, депутаты оставили вопрос на контроле и в очередной раз попросили губернатора сформировать правительство хотя бы к следующей сессии.

 

Во всем мире принята единая практика — на формирование правительства дается один месяц, а если глава кабинета не справляется с этой задачей, то это рассматривается как принципиальная неспособность руководителя выполнять свою работу.

 

Первый тайм мы уже отыграли

В начале сессии депутаты поздравили с избранием депутатом Законодательного собрания Валерия Лукина. Вручая депутату его удостоверение, председатель ЗС Людмила Берлина отметила, что округ Валерия Лукина «проблемный», но все коллеги уверены, что он с работой справится, — опыта и авторитета Лукину не занимать, а трудиться ему предстоит в составе комитета по собственности и экономической политике. Новый депутат успел перед сессией подать заявление о вступлении во фракцию «Единая Россия», и это заявление было принято.

Сессия получилась по-своему символичная: Законодательное собрание первого созыва как раз отработало половину срока своих полномочий. С небольшим отчетом о работе депутатского корпуса выступила председатель ЗС Людмила Берлина, которая напомнила коллегам, сколько сессий, правительственных часов, круглых столов и заседаний комиссий было проведено, сколько законов, постановлений и депутатских запросов сделано. Главным результатом работы ЗС, по мнению спикера, стало формирование правовой базы единого субъекта федерации, а также то, что депутаты получили право утверждать первых заместителей губернатора. Депутаты вместе со всей областью прошли трудный период экономического кризиса, и самыми трудными в работе ЗС были решения о сокращении бюджетных расходов по ранее принятым программам.

— Хочу отметить и работу журналистов, — сказала Людмила Берлина в заключительной части своего выступления. — Благодаря вам каждый житель Иркутской области получает оперативную, точную информацию о нашей работе, о рассматриваемых законопроектах и принятых решениях. Более того — многие журналистские материалы являются сигналом, привлекающим внимание депутатов к той или иной проблеме. По фактам, о которых первыми говорят и пишут журналисты, депутаты часто инициируют контрольные мероприятия, стремятся по возможности решить проблему.

Усомнились и поддержали

Состоялось обсуждение предложений министерства финансов об однократном списании налоговых недоимок по транспортному налогу — не всех, но по которым истек трехлетний срок подачи исковых заявлений. Министр Алексей Зезуля пояснил, что, если бы налоговые органы взялись за эту работу, им пришлось бы подать более 830 тысяч исков. Министр продемонстрировал две диаграммы, из которых следовало, что вообще работа по взысканию налогов стала более эффективной, — прирост за 2010 год составил 134 млн: квитанции вручают гражданам на станциях при прохождении техосмотра и на рабочих местах — из 32 млн рублей, о которых должников известили таким образом, были выплачены 22 млн, и область вообще вышла на первое место в Сибирском федеральном округе по объему средств, взысканных дополнительно. Депутаты, правда, усомнились в том, что налоги были такие уж безнадежные, а правительство и Федеральная налоговая служба исчерпали все средства. Профильный комитет по бюджету рекомендовал принять закон только в первом чтении.

По предложению комитета по здравоохранению депутаты внесли поправки в закон «Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие в Иркутской области» и в статьи 2 и 3 закона «Об административной ответственности за неисполнение отдельных мер по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие». Поправками определен список мест, в которых детям не стоит находиться в ночные часы, и меры, которые будут приняты к родителям в том случае, если их детей обнаружат на свалках, в теплотрассах и других столь же малоприятных местах. Теперь закон стал единственным юридическим актом, который, по существу,  приравнял ночные клубы к помойкам. Поправки были приняты единогласно.

 

Законодательное собрание первого созыва отработало половину срока своих полномочий. Главным результатом работы ЗС стало формирование правовой базы единого субъекта федерации, а также то, что депутаты получили право утверждать первых заместителей губернатора. Депутаты вместе со всей областью прошли трудный период экономического кризиса, и самыми трудными в работе ЗС были решения о сокращении бюджетных расходов по ранее принятым программам.

 

Запросы, запросы…

Депутаты рассмотрели сразу серию постановлений о судьбе нескольких депутатских запросов. По предложению комитета по бюджету был снят с контроля запрос к временно исполняющему обязанности губернатора Сергею Соколу «О ситуации, связанной с финансированием мероприятий в области пожарной безопасности населения Иркутской области». Запрос был принят сессией ЗС 19 мая 2009 года, губернатор Дмитрий Мезенцев дал на него ответ 14 сентября того же года, но депутаты еще два года держали ситуацию на контроле — на все время действия областной государственной целевой программы «Пожарная безопасность на 2007—2010 годы».

Особенно интересная ситуация сложилась с уже упомянутым запросом «О формировании правительства Иркутской области». Губернатор объяснил депутатам, что усмотренное ими нарушение части 5 главы 64 Устава Иркутской области вызвано ничем иным, как нежеланием делать двойную работу: по действующему пока закону № 137-оз «О реестре должностей государственной гражданской службы Иркутской области» должности заместителей губернатора и министров областного правительства отнесены к должностям государственной гражданской службы области.

В то же время в соответствии со статьей 2 закона области № 125-оз «О государственных должностях» эти же самые должности признаны государственными должностями Иркутской области. Поскольку второй закон принят на три года позже, то всех, кто занимал должности государственной гражданской службы, придется увольнять и назначать заново на государственные должности. Со стороны может показаться — да в чем там разница? — но юристы ее чувствуют. Особым украшением ответа губернатора на депутатский запрос стал его личный автограф: Дмитрий Мезенцев напомнил председателю ЗС Людмиле Берлиной, что правительство области и он лично готовы в любой момент рассмотреть и обсудить любые (это слово подчеркнуто) предложения депутатов по кадровым вопросам.

Постучать по дереву

Останется на контроле у комитета по законодательству о природопользовании и сельском хозяйстве запрос об исполнении областного закона № 93-оз «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины». Министерство лесного комплекса представило в Законодательное собрание обстоятельный ответ на семи листах, в котором сдержанно информирует о постановке на учет 1065 пунктов приема и отгрузки и быстро переходит к перечислению недостатков закона № 93-оз и трудностей при его исполнении. Большой проблемой для хозяйствующих субъектов оказалось ведение документооборота на бумажных носителях. При иных обстоятельствах можно было бы порассуждать о том, что лесозаготовители работают в основном на эти самые отчеты, или о том, что компании, добывающие самый первый экспортный товар России (тому уж добрая тысяча лет, как мы торгуем лесом), вдруг  оказались самыми передовыми в смысле электронного учета, но дело-то вполне серьезное. Министерство утверждает, что «только после внесения изменений в закон и разработки программы, которая позволит вести ежемесячный накопительный учет… появится возможность соотнести все необходимые данные… и пресечь нелегальный оборот древесины».

Невозможно в полной мере реализовать закон и без реализации закона № 136-оз «Об административной ответственности за организацию деятельности пунктов приема и отгрузки», хотя с этим пунктом ясности нет. Закон принят еще в декабре 2010 года, полномочия по составлению административных протоколов переданы милиции общественной безопасности — так пусть милиция и исполняет свои обязанности, но что-то, видимо, мешает. Поэтому правительство в своем ответе депутатам предлагает повысить заинтересованность муниципальных образований в реализации закона, для чего министерству финансов дано поручение рассмотреть возможность перераспределения части средств от административных штрафов между областным бюджетом и бюджетами муниципалитетов. Бытующая в чиновничьих кругах легенда гласит, что когда-то изрядную долю бюджета Тюменской области составляли штрафы за ущерб, причиненный нефтедобывающими компаниями окружающей среде региона. Доподлинно неизвестно, правда ли это, но что муниципальные образования могли бы изрядно улучшить свои дела, просто исполняя свою работу и взимая штрафы за все положенное, — жизненный факт.

Несмотря на то что ответ правительства и проект постановления были включены в повестку дня сессии, председатель комитета по природопользованию и автор закона № 93-оз Юрий Фалейчик попросил коллег убрать их из списка обсуждаемых. Причина, на которую сослался депутат, была вполне весомая: комитет дважды пытался обсудить ответ правительства, но ни разу на заседание не явился «компетентный докладчик». Таким образом, правительству дали еще месяц на размышление и работу.

 

Определен список мест, в которых детям не стоит находиться в ночные часы, и меры, которые будут приняты к родителям в том случае, если их детей обнаружат на свалках, в теплотрассах и других столь же малоприятных местах. Теперь закон стал единственным юридическим актом, который, по существу,  приравнял ночные клубы к помойкам. Поправки были приняты единогласно.

 

Отчет самим себе

Типовой отчет о работе комитета или комиссии принимался в течение трех-пяти минут без обсуждения, желающие могли ознакомиться с текстом документа на сайте Законодательного собрания. За сухими и даже скучноватыми строками отчетов — два с половиной года работы. Комиссия по контрольной деятельности, например, за это время провела 18 заседаний, рассмотрела 61 вопрос, из которых 27 были сняты с контроля. Каждый вопрос — это десятки и даже сотни миллионов неэффективно использованных рублей. Некоторые темы уже забылись, а ведь как интересно было выяснить, почему не была сдана в эксплуатацию построенная еще в 2006 году оленеводческая база в поселке Алыгжер, Нижнеудинского района. Самым упорным работником комиссии оказался председатель — Тимур Сагдеев, который принимал участие во всех 18 заседаниях, реже всего присутствовали Илья Сумароков, Александр Гаськов, Сергей Тен и Ирина Рычкова.

Комитет по собственности и экономической политике под председательством Нины Чекотовой провел 17 заседаний, рассмотрел 71 вопрос (из которых 50 были вынесены на рассмотрение сессий) и провел через все перипетии законодательного процесса 17 законов; сама Нина Чекотова провела всего за год 10 приемов граждан по личным вопросам. Члены комитета принимали участие в различных мероприятиях, организованных Государственной думой и Советом федерации.

Совсем другая картина получается в отчете комитета по здравоохранению под председательством Татьяны Семейкиной. Комитет провел 15 заседаний, из них четыре внеплановых. Из 87 рассмотренных вопросов в повестку дня сессий ЗС были включены всего 36, принято пять постановлений и 11 законов — в том числе пресловутый закон о защите детей от негативных факторов, неоднократно в последние годы доказавший свою полную бесполезность. Члены комитета не стали мелочиться и включили в отчет информацию обо всех проведенных ими круглых столах вместе с рекомендациями, которые они дали министерствам и муниципальным органам власти. Комитет дотошно перечислил все мероприятия, в которых принимал участие лично председатель комитета (отдельно) и его коллеги (отдельно), не забыл упомянуть о девяти приемах граждан по личным вопросам и работе по выполнению поручений и указаний президента РФ. Апофеозом отчета — который, видимо, стоит признать образцовым — стала табличка, в которой были подсчитаны все упоминания комитета в средствах массовой информации: 89 в печатных изданиях, 72 в информационных агентствах, 31 раз в теле- и 14 раз в радиопередачах — всего же 206 раз.

Полной противоположностью стал отчет комиссии по регламенту, уступающий предыдущему по объему примерно раз в пять. Комиссия за отчетный год собиралась 12 раз, рассмотрела 86 вопросов и вынесла на рассмотрение сессий 64 документа. Комиссия проводила проверки по жалобам на одного из депутатов (нарушений этики с его стороны не обнаружено) и приняла отчет руководства газеты «Областная» (учрежденной совместно правительством и ЗС) о работе издания. Члены комиссии провели круглый стол об оптимизации подходов по награждению граждан почетной грамотой ЗС и депутатские слушания о распространении средств массовой информации по подписке в населенных пунктах области.

Комитет по законодательству о природопользовании, который провел 16 заседаний, в 2009 году запланировал разработать в 2010 году пять законопроектов, однако в действительности пришлось вести работу сразу по 16 документам. Комитет разработал изменения в четыре действующие областные программы и принимал активное участие в работе над двумя новыми. Комитет стал главным участником «правительственных часов» «Состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса в Иркутской области» и «Состояние и перспективы развития лесного комплекса», принимал активное участие в подготовке и проведении круглых столов об отходах производства и потребления и об обеспечении жителей области питьевой водой. В комитете созданы четыре постоянно действующие рабочие группы, ведется экспертиза законов области на коррупциогенность.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии