Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Долгая дорога вдоль Байкала

07 июня, 2021


1е.jpg

Депутаты Законодательного собрания Иркутской области провели 25 мая в Байкальске семинар на тему «Вопросы развития монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Иркутской области». В обсуждении приняли участие представители министерств областного правительства и федеральных компаний, занимающихся ликвидацией накопленного экологического ущерба в Байкальске.

Чистое поле с зеленой травой

Первый доклад министра природных ресурсов и экологии Светланы Трофимовой о мероприятиях по подготовке к ликвидации ущерба от БЦБК начался с хорошей новости: «дорожная карта» по ликвидации ущерба согласована в федеральных министерствах и находится на подписании у одного из вице-премьеров правительства РФ. Для подготовки к очередному паводковому периоду компания «Федеральный экологический оператор» (ФЭО) понизила уровень надшламовых вод в аварийном накопителе на 53 см и подготовила три радиальных отстойника.

В декабре был согласован план по расчистке русел рек, в начале 2021 года были получены 63 млн рублей и заключен контракт с Дорожной службой Иркутской области, а после получения заключения ученых в феврале начались работы. Уже близятся к завершению работы на реке Солзан, завершается благоустройство береговой линии. Идут работы на Малой Осиновке – их затрудняет федеральное законодательство, которое запрещает сплошные рубки в водоохранной зоне, даже если речь идет о вырубке кустов, сужающих русло селеопасной реки.   

– Раз в неделю у нас идет проверка контрольных реек и отчет в минприроды, подготовка к понижению уровня на 2021 год. С 1 июня ФЭО приступит к этим работам, – пояснила Светлана Трофимова.

Представитель компании Максим Корольков в своем докладе сообщил, что инженерные изыскания завершены и компания до конца мая получит «полную картину загрязнения промплощадки БЦБК». После этого при помощи Научного совета РАН по глобальным экологическим проблемам начнется поиск технологического решения, а затем и стадия испытаний. К августу 2021 года решения должны быть приняты и начнется ликвидация ущерба. По плану в течение 2021 года компания должна откачать и ликвидировать не менее 70 тыс. кубометров щелоков. Для этого она должна доставить, смонтировать и испытать соответствующее оборудование, которое останется на промплощадке и в 2022 году.

Депутат Роман Габов, председатель комитета по сельскому хозяйству и экологии ЗС, отметил, что до сих пор ничего не сказано о главной проблеме – какую технологию будет использовать ФЭО «на главном направлении удара», то есть при переработке шлам-лигнина. Максим Корольков повторил, что ФЭО ведет работу с Сибирским отделением РАН и ученые «продолжают рассматривать вопрос», а в июне-июле начнется «практическая отработка» наиболее оптимальных решений.

– Наиболее приемлемыми считаются компостирование и очистка надшламовых вод до показателей «нормативных сбросов», – отметил Максим Корольков.

Заместитель председателя ЗС Ольга Носенко напомнила, что работы по выбору технологий ведутся много лет и даже депутаты выслушали несколько сотен вариантов, однако все выглядит так, что все сделанное в прошлом забыто и все начинается заново. Максим Корольков не согласился с этим мнением: по его оценке, работа была проведена не впустую, все выбранные технологии переданы ФЭО и проанализированы для отбора оптимальных. Академик Игорь Бычков подтвердил факт проведения заседания Совета по экологическим проблемам РАН 26 мая, однако отметил, что речь пойдет пока только о понижении уровня надшламовых вод. Ученым поступило 48 технологических решений, по каждому даны заключения о возможности реализации и замечания по проблемам, которые могут возникнуть.

– Главная задача рекультивации – получение «зеленой площадки» на месте БЦБК. Я так понимаю, что эта территория в промышленном отношении использоваться не будет. Поэтому мы не имеем права привести на Байкал неиспытанные технологии, – пояснил Игорь Бычков.

Председатель ЗС Александр Ведерников по результатам ответов на наводящие вопросы пришел к выводу: с учетом всех обстоятельств, процедур и испытаний реальные работы по ликвидации ущерба возможны не ранее 2022 года.

Отдельные перегибы на местах

Второй вопрос – о развитии моногородов – начался с доклада заместителя директора Фонда развития моногородов Ольги Макаевой. Она начала свой рассказ с замечания: руководители муниципальных образований и инициаторы инвестиционных проектов из Иркутской области, которые могли бы рассчитывать на помощь фонда, ведут себя пассивно и не подают заявки. Между тем фонд с 2014 года предоставил многим моногородам средства в сумме более 40 млрд рублей. И эта работа продолжается до сих пор, несмотря на принятое правительством РФ решение о ликвидации фонда до конца 2021 года. В Иркутской области восемь моногородов, четыре из них имеют статус территории опережающего социально-экономического развития. Фонд предоставляет семь вариантов поддержки, позволяющих создавать новые рабочие места, строить различные объекты социальной инфраструктуры и иными способами улучшать жизнь в моногородах.

Заместитель министра экономического развития Иркутской области Марина Петрова отметила, что самым активным получателем поддержки в регионе оказались жители Тулуна, которые воспользовались специальными льготными программами для жителей территорий ЧС. Из-за долгов по налогам помощь не получил Усольский химфармзавод, идут переговоры о поддержке металлургического завода в Черемхове.

– Работа с потенциальными участниками программ фонда продолжается, но пока заявок нет. Основным тормозом для получения поддержки стали банковские гарантии: банки неохотно идут на оформление таких документов, – пояснила Марина Петрова. – Мы пытаемся снять эти вопросы с нашим банковским сообществом.

В восьми моногородах области проживают около 300 тыс. человек, или 12 процентов жителей области. Ситуация, по мнению Марины Петровой, достаточно стабильная – в 2020 году уровень безработицы вырос, сейчас он возвращается к докризисным значениям, и хуже всего дела обстоят в Черемхове. Моногорода в рамках многочисленных областных государственных программ в 2020 году получили 14 млрд рублей. В городах со статусом ТОСЭР действуют 26 резидентов, и это единственный выполненный целевой показатель; по количеству же рабочих мест и объему инвестиций задачи не выполнены. Если говорить точно, то компании, которые освобождены от большинства налогов, создали 987 рабочих мест, инвестиции составили около 1 млрд рублей. Как отметила заместитель министра, многими льготами могут воспользоваться все предприятия, работающие в моногородах, даже если такие предприятия не имеют статуса резидента.

Что касается Байкальска, то, несмотря на многочисленные варианты и формы поддержки, с 2016 года в правительство области не поступило ни одной заявки, направленной на реализацию проектов по созданию промышленных предприятий. Главная причина, по мнению Марины Петровой, перегибы экологического законодательства по Байкалу. Поэтому правительство Иркутской области переключилось на работу с программами, предполагающими поддержку проектов развития туризма и других форм экологической деятельности.

Мэр Байкальска Василий Темгеневский высказал свое мнение, значительно отличающееся от оценок заместителя министра. Все описанные программы действительно существуют, однако они предполагают неисполнимые условия. Так, для получения кредита на 100 млн рублей нужно предъявить гарантии на 200 млн рублей, чего в Байкальске никто не может себе позволить. Единственная реальная структура – это городской фонд микрокредитования: благодаря его работе и поддержке депутатов ЗС Байкальск получил 124 млн рублей.

– Давайте смотреть на вещи реалистично. Нужно дофинансировать фонд микрокредитования, выделить для моногородов особые условия, и это будет действительно весомая помощь. Мы просили на создание комфортной среды 140 млн рублей – нам дали 15 млн, и ни в чем себе не отказывайте. Поэтому давайте развивать программы, которые реально помогают территориям, – заявил мэр Байкальска.

Помимо сложностей бюрократического оформления мер поддержки бизнеса, у Байкальска есть трудности с теплоснабжением. Очередной проект реконструкции городского теплоисточника предусматривает переход на биотопливо, то есть пеллеты. Василий Темгеневский считает, что городу необходимо до 180 тысяч тонн пеллет в год, и при условии поддержки (софинанирования) из областного бюджета такой проект мог бы стать привлекательным для бизнеса. Помимо финансовой помощи, правительство региона могло бы предоставить предпринимателям гарантии по сохранению сырьевой базы на длительный срок, не менее 30 лет.

– Этот проект нужно связать с федеральной целевой программой по охране озера Байкал, потому что это позволит получить дополнительные средства из федерального бюджета, – считает мэр. 

Марина Петрова признала правоту Василия Темгеневского лишь частично: да, городской фонд микрокредитования работает и приносит реальную пользу, но Центробанк рекомендует оставить в регионе лишь одну структуру этого типа, регионального значения. Александр Ведерников согласился с существованием такой рекомендации, однако предложил правительству работать над тем, что реально приносит пользу моногородам. Если это фонд микрокредитования – значит, надо работать с Центробанком и убеждать в правильности принятого решения.

– Под пристальным надзором Центробанка, КСП туда направим, вы будете присматривать – давайте разрешим моногородам работать и развиваться. Существующие меры именно для моногородов не всегда привлекательны, – сказал Александр Ведерников.

«Соберите землю в одной руке»

К дискуссии подключился представитель государственной корпорации ВЭБ.РФ Антон Григоров. Корпорация работает в Байкальске с 2012 года, выкупила активы БЦБК (сейчас идет оформление этой сделки), создала дочернее общество по развитию и перестройке города – однако, по мнению Григорова, ни регион, ни администрация города «до конца не понимают ситуацию, которая сложилась».

– Никаких пеллет быть не может. Сейчас дотации на ТЭЦ составляют 180 млн рублей, а на пеллеты надо 300 млн. Никто со скидкой на протяжении 30 лет пеллеты в Байкальск возить не будет. Мы предложили альтернативные варианты, которые дешевле предложенных городом и без угля. Более того, наличие котельной ставит крест на развитии площадки БЦБК. У площадки три собственника – город, район и область. Я неоднократно предлагал: соберите землю в одной руке. Там еще есть частные собственники, и это еще больше осложняет ситуацию, но нужно принять решение и работать над тем, чтобы у земли был один собственник. Более 50 гектаров вообще не зарегистрированы, город ими оперативно управляет, но не владеет. И только если эта задача будет решена, можно будет двигаться дальше, – заявил Антон Григоров.

Александр Ведерников признал, что альтернативные точки зрения имеют право на существование, но проект городской администрации – это проработанный документ, который уже на выходе. А с другой стороны ничего конкретного нет.

– Приносите ваш мастер-план, обсудим, проведем общественные слушания. Мы не против ваших предложений, мы за диалог, – подчеркнул председатель ЗС.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии