Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Добро пожаловать, или Мимо наших ворот — с песнями

05 мая, 2012

 

В России, как известно, почти все происходит вдруг или, как теперь модно писать в Интернете, внезапно. Внезапно, 23 апреля, губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев подписал распоряжение о создании рабочей группы по вопросу модернизации МУП «Водоканал» Иркутска. Поручение дано не какому-нибудь клерку, а заместителю председателя правительства — министру экономического развития и промышленности Игорю Корнееву.

 

Чтобы никому мало не показалось, возглавит рабочую группу лично губернатор, в состав ее будут включены заместители председателя правительства Корнеев и Николай Хиценко, мэр Иркутска Виктор Кондрашов, вице-мэр города Дмитрий Разумов, «представители других ведомств». Обтекаемая формулировка из трех слов в конце предыдущего предложения — самая, пожалуй, любопытная часть во всем распоряжении, и к ней мы  еще вернемся. А пока осталось лишь сказать, что «рабочая группа совместно с заинтересованными сторонами должна будет подготовить технико-экономическое обоснование на участие правительства области в этом проекте, обеспечение административной поддержки, модернизации действующей системы коммунального хозяйства и системы водообеспечения Иркутска».

Тут что ни слово, то загадка. Почему правительство решило поучаствовать в проекте модернизации именно иркутского водоканала? При всех известных нареканиях, система работает, исправно подводя воду в квартиры и офисы, к промышленным и энергетическим предприятиям. И так же исправно отводит и очищает стоки, хотя, разумеется, предела совершенству нет и всегда можно улучшить даже очень хорошее. Если у правительства вдруг завелись лишние деньги и ему страсть как не терпится что-нибудь модернизировать, то всегда можно заняться проблемой водоснабжения поселка Тыреть: там вот уж тридцать лет как вода привозная. Или вот вам проблема водозабора Черемхово и Свирска: открытый водоем, которым является река Ангара, крайне плохо защищен от внешних воздействий, и две тонны дизельного топлива, невесть откуда появившиеся на поверхности реки 25 апреля, чуть не парализовали жизнь 70 тысяч человек. Чем вам не поле для деятельности?

Впрочем, загадка с выбором объекта отгадывается очень просто: жители Иркутска — самые многочисленные и богатые плательщики за важнейшую жизненную услугу. Под этим углом зрения Иркутск — не столица Восточной Сибири, а роскошный именинный пирог, украшенный надписью «Съешь меня». Вот и нашлись желающие если не съесть, то хотя бы откусить. Вот тут самое время вернуться ко второй загадке: кто же те «представители других ведомств» и «заинтересованные стороны», которым распоряжение губернатора гостеприимно открывает двери? С высокой долей вероятности это будет Группа компаний «Региональные объединенные системы Водоканал», или в просторечии «Росводоканал».

Известно о ней много и разное. Главный акционер — «Альфа-банк», знакомый жителям Иркутской области как основной держатель долгов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и главный инициатор реанимации БЦБК. Штаб-квартира компании расположена в Москве, филиалы расположены в Барнауле, Калужской области, Краснодаре, Омске, Оренбурге, Твери и Тюмени. Компания занимает разные не слишком высокие места в рейтинге крупнейших непубличных компаний по версии журнала «Форбс» и рейтинге крупнейших компаний по объему реализации журнала «Эксперт», включена в мировой TOP-50 крупнейших компаний-операторов в сфере водоснабжения и водоотведения (по версии специализированного издания Global Water Intelligence).

И все было бы ничего, если бы жителям Твери компания не запомнилась как участник крупного коррупционного скандала. В декабре 2007 года Тверской областной суд огласил приговор по делу о коррупции в городской думе Твери — за решеткой оказались разом двенадцать (!!!) бывших депутатов во главе с бывшим же председателем. Каждому участнику группы вменялось по три-четыре эпизода, одним из которых было получение 629 тысяч рублей за решение в пользу ООО «Росводоканал». Невиновным суд признал только одного подозреваемого, остальные — и три взяткодателя вместе с ними — получили от двух до семи с половиной лет.

В Калуге, как отмечал уже упомянутый журнал «Форбс», приход «Росводоканала» ознаменовался серией скандалов: в 2006 году в Калуге было зафиксировано 409 аварий на водопроводных сетях, в 2009-м — 605, в первом полугодии 2010 года — 365. Во многих селах области централизованное водоснабжение исчезло как понятие: «Росводоканал» в погоне за экономией сократил дежурные бригады, а без пригляда никакая техника не работает. Зато компания, как выяснилось впоследствии, «завышала стоимость строительных материалов и выдавала аффилированным структурам подряды по завышенным ценам». А почему бы нет? Потребитель-то платит.

Одним словом, дайте только шанс — нам тут все модернизируют, от общественно-политической жизни до экономических отношений. Насчет воды, правда, обещать нельзя: у каждой системы свой запас прочности, может, наша и понадежней будет. Но на всякий случай — жили мы без «Росводоканала» и дальше бы так же.

 

Константин Зверев, специально для «Байкальских вестей»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии