Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Дальнобойщики бьют тревогу

07 сентября, 2010

Проблемы формирования дорожных фондов, исчисления и сбора транспортного налога и акциза в цене топлива, контроль за строительством и содержанием автодорог уже в ближайшее время обещают стать одной из масштабных болевых точек в отношениях государства и сообщества автовладельцев. Это касается практически всех регионов России, включая Иркутскую область.

Профсоюз «Дальнобойщик» совместно с коллегами-автотранспортниками из региональных некоммерческих партнерств начиная с 12 августа провели и продолжают проводить мероприятия и акции по проблеме транспортного налога и акциза в цене топлива. В Новосибирске и Самаре открытые собрания водителей и владельцев грузового транспорта начинались с организованного прохождения колонн грузовиков. Колонна из фур была организована профсоюзом «Дальнобойщик» на трассе Москва -- Санкт-Петербург.Resize-of-samara_5-333

 Прохождение колонн, в каждой из которых приняли участие более двадцати единиц грузовой техники, показало, что автоперевозчики способны и готовы к более решительным мерам, если их вопросы и требования к власти не будут услышаны.

-- Требования отмены транспортного налога и включение акциза в цену топлива озвучивались автомобилистами давно, -- говорит Валерий Войтко, руководитель профсоюза «Дальнобойщик». -- В мае тема получила продолжение на совещании у президента страны. А в июле правительство в лице Минфина озвучило свои предварительные решения. Кудрин заявил о поэтапном введении акциза в цене топлива (по 1 рублю в год, с 2011 по 2013 год), но при этом сохраняется существующий транспортный налог, пусть и с уменьшенной вдвое базовой ставкой. При этом размытость и непроработанность предложений Минтранса и Минфина вызывают куда больше обоснованных вопросов, чем дают четких ответов… Поэтому мы считаем, что уже сейчас, на стадии подготовки законов, нормативно-правовых актов и концепций функционирования дорожных фондов, необходимо требовать и получить от чиновников ясные ответы на прямые вопросы автомобилистов. В режиме «да-да, нет-нет». И если «нет», то почему…

-- Минфин считает, что сохранение транспортного налога, который, в сущности, является разновидностью имущественного налога, позволит сохранить выпадающие доходы бюджета при поэтапном введении акциза, -- говорит Алексей Головешкин, руководитель транспортной компании из Новосибирска (Некоммерческие партнерство перевозчиков «Сибирь»). -- Но с реальными цифрами это утверждение не сходится… Сейчас владельцы магистральных тягачей платят в бюджет, в зависимости от региона и мощности двигателя, 15--34 тысячи рублей в год. Акциз 1 рубль в литре топлива, пересчитанный с учетом среднегодового пробега автопоезда и расхода дизтоплива 34--42 литра на 100 км, даст бюджету в 2011 году 45--66 тысяч рублей с одного грузового автомобиля. То есть даже при акцизе в 1 рубль грузовой автотранспорт не провоцирует «выпадающие доходы бюджета»! И плюс к этому мы будет платить еще и транспортный налог! Вряд ли кого устроит такая игра в одни ворота!

Акциз в цене топлива вводится как инструмент наполнения финансами федерального и региональных дорожных фондов. В новейшей истории России был период, когда существовал и дорожный фонд, и целевой налог на транспорт. С начала 90-х по 2001 год включительно предприятия всех форм собственности платили в бюджет один процент с оборота, на который, собственно, строились и содержались дороги. Однако тогдашние идеологи реформ посчитали, что оборотный налог -- крайне вредная для экономики вещь. Да и сами дорожные фонды начали превращаться в коррупционную кормушку… По совокупности этих и других соображений дорожные фонды, по предложению тогдашнего главы Минэкономразвития Грефа, ликвидировали.

 

Десять последующих лет показали, что экономику разрушили совсем не оборотные налоги. В итоге и экономики в нормальном понимании этого слова нет, и дорожных фондов нет, и строительство дорог практически закончилось. За исключением нескольких «литерных», образцово-показательных трасс, автодороги не справляются с сегодняшними потоками транспорта. А на значительной территории РФ их нет вообще -- остались одни «направления». Причем «значительные территории» начинаются уже в полутора-двух сотнях километров от Москвы.

Скачки мировых цен на энергоресурсы и снижение потока нефтегазодолларов в бюджет России отрезвили многих, в том числе и Минфин. Поэтому возврат к дорожным фондам -- федеральному и региональным -- единственная, пожалуй, возможность реанимировать российскую автодорожную сеть. Если понять, как эти дорожные фонды будут функционировать…

 

-- Инфраструктурный кризис в России -- факт свершившийся, -- считает Игорь Пасынков, руководитель транспортной компании, работающей на маршруте Курган -- Москва. -- И состояние автодорог -- прямое тому подтверждение. Государственное управление организовано убого и неэффективно. При этом нам настырно предлагают привычный вариант -- взять деньги с одних и поделить между другими. Инновациями здесь и не пахнет! Да я хоть завтра готов платить акциз хоть в 3 рубля с каждого литра перерабатываемой нефти и газового конденсата, если наши вожди однозначно и безоговорочно пресекут расхищение средств из дорожных фондов и прекратят инсинуации и по поводу дополнительных поборов с большегрузных автомобилей, и по поводу платных автодорог, которые так полюбились министру транспорта Левитину… А ведь плата за проезд автопоезда в размере 4 рубля за километр, о чем сообщает Минтранс, -- это, извините, равнозначно введению 10 рублей акциза на литр топлива!

 Платные дороги имени госкомпании Росавтодор предлагались Минтрансом как «единственная панацея» от недостаточного объема финансирования дорожного строительства. Но создание дорожного фонда с наполнением от сбора акцизов в цене топлива подразумевает совершенно иной механизм получения денег на строительство и содержание дорог. И иные суммы. По информации самого Минтранса, объем федерального дорожного фонда, который будет создан в 2011 году, составит 377 млрд рублей, а в 2013-м -- 408 млрд рублей. Это существенно, во много раз больше, чем планировалось выручить от «платных дорог». Доходы от сбора платы за проезд по платным участкам автодорог, которые передаются в управление госкомпании, по официальным данным, в период с 2011 по 2015 год составят всего 62,8 млрд рублей…

 

Будет ли соотношение этих сумм поводом для пересмотра минтрансовской идеологии? В противном случае платные дороги гарантированно станут очередным вариантом беззастенчивого выкачивания денег из наших карманов уже и не в государственный бюджет, а в карманы коррумпированной связки чиновников и олигархов в рамках модного сейчас термина «частно-государственное партнерство»…

 

На конец сентября в Совете федерации намечено совещание, где представители Минтранса, Минфина, Минэкономразвития должны разъяснить позицию правительства по всему спектру проблем, связанных с транспортным налогом, акцизами и дорожными фондами.

 -- Все критические замечания, согласованные и аккумулированные в ходе проведения наших акций и мероприятий, будут озвучены, и, уверен, ответы на них мы получим, -- говорит Пасынков.

Однако уже сейчас, предваряя общение в Совете федерации, профсоюз «Дальнобойщик» считает, что необходимо смещать внимание и акценты с вопросов наполнения дорожных фондов на вопросы контроля за расходованием средств дорожных фондов.

Введение акциза, который закладывается в себестоимость транспортной услуги, которая, в свою очередь, учитывается как «транспортная составляющая» в цене перевозимых товаров, грузов, можно рассматривать как «дорожный оброк» на всю экономику, так как услугами автомобильного транспорта пользуются все без исключения отрасли. Поэтому проблема выходит далеко за рамки интересов профессиональных автоперевозчиков, владельцев грузового транспорта, и становится проблемой государственного масштаба.

 

-- Дороги гробят не большегрузные автомобили, а коррупция среди дорожников и чиновников, откаты, завышение стоимости работ по строительству, реконструкции автодорог, низкое качество этих работ. Корень зла -- именно в этом, -- уверен Николай Коротков, владелец транспортного предприятия из Самары (Некоммерческое партнерство автоперевозчиков «Поволжье»). -- Даже при «остаточном» и явно недостаточном объеме финансирования строительства и ремонта автодорог масштабы сегодняшних злоупотреблений зашкаливают за пределы здравого смысла. Достаточно набрать в поисковике словосочетание «автодороги злоупотребления коррупция», и Интернет выдаст вам море информации на этот счет. От Якутии до волгоградского «пляшущего моста». Включая московскую и питерскую кольцевые дороги…

 

В случае наполнения дорожных фондов поступлениями от акцизов в цене топлива нам обещают, что объемы строительства и ремонта автодорог вырастут в разы. Наверное, так оно и будет. При этом абсолютно неизбежно, что в разы вырастут взятки при проведении конкурсов и тендеров, откаты при распределении работ между субподрядчиками, злоупотребления в части соблюдения технологических норм, качества и сроков работ.

При нынешней непрозрачности, закрытости дорожно-строительной отрасли у нас есть все шансы увидеть, как разбазариваются, используются в чьих-то личных корыстных интересах миллиардные суммы, собранные на строительство автодорог не с владельцев легковушек и грузовиков, а, в сущности, со всей экономики, продолжает Коротков. И если это произойдет, чиновники снова поставят крест на самой мысли, что в России могут существовать нормальные дороги. Снова разворуют деньги, снова закопают миллиарды в землю и снова разведут руками -- мол, хотели как лучше, получилось как всегда…

 

-- Автодороги, по факту, строят за наши деньги и для нас, для удовлетворения потребностей экономики в перевозках товаров, грузов, -- говорит Вячеслав Трунаев, руководитель Некоммерческого партнерства перевозчиков «Сибирь». -- Деньги дорожных фондов -- это не деньги Левитина или Кудрина. Это наши деньги! Мы -- конечные пользователи тех автодорог, которые строят и ремонтируют дорожники. Мы не только имеем право, но и обязаны не давать чиновникам бесконтрольно тратить средства дорожных фондов и жировать на откатах и взятках. Мы считаем, что уже сейчас и в ближайшие год-два необходимо разрабатывать и принуждать работать элементы общественного контроля и независимого аудита на всех этапах реализации инфраструктурных проектов. Мы готовим соответствующие обращения в администрацию президента РФ, в Счетную палату, Генеральную прокуратуру, в профильные комитеты Госдумы. Смысл их в том, что на законодательном уровне необходимо закреплять возможность участия общественных и профессиональных объединений в жестком объективном контроле и независимом аудите над деятельностью автодорожной отрасли.

Чиновника можно убедить закрыть глаза на некачественный участок трассы. Но, например, представителей региональных объединений перевозчиков и автомобилистов, которые на этих ямах и колеях будут убивать подвеску своих машин, -- едва ли… Сейчас много говорится о борьбе с коррупцией, о формировании гражданского общества. Вот мы и требуем от слов перейти к делу…

 

Николай Маркаров, «Байкальские вести», по материалам межрегионального профсоюза «Дальнобойщик»

 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии