Уголок шахматиста. Иркутские шахматы в годы войны
Выпуск № 29 (595).
Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов
Продолжение. Начало в «БВ» № 21—23, 27, 30—32
Почти восемь лет назад на сайте одесской газеты «Порто-Франко» появился небольшой материал, который имел отношение и к одесским, и к иркутским шахматам. Так воплотилось в жизнь тогдашнее мое сотрудничество с двумя «гроссами» — Сергеем Ткаченко (гроссмейстером по шахматной композиции) и Михаилом Голубевым (гроссмейстером в практической игре). Это сотрудничество продолжается и по сию пору, а публикацию, появившуюся в октябре 2008 года, мы сегодня предлагаем вашему вниманию, так как она по-прежнему сохраняет свою актуальность в связи с военной темой. Другое дело, что сейчас мы можем много чего добавить, но для этого у нас еще есть и возможности, и время, так что все впереди.
Одессит Самуил Котлерман играл в Иркутске
В годы Великой Отечественной войны шахматная жизнь в Иркутске хоть и заметно «съежилась», но не прекратилась. Серьезные ограничения коснулись только чемпионатов области, которые не проводились в 1942, 1943 и 1944 годах. Городские же соревнования проходили регулярно, собирая ведущих шахматистов Иркутска.
Начиная еще с довоенного чемпионата 1941 года, стало привычным участие в иркутских соревнованиях приезжих шахматистов. В 1941 году таким «легионером» стал служивший в наших краях Виктор Давыдович Батуринский, в последствии — тот самый «Черный полковник» и директор ЦШК в Москве.
В 1942-м играли первокатегорник Самуил Нутович Котлерман (на самом деле — уже кандидат в мастера — Авт.), а также второкатегорники Верцинский и Столица.
В 1943-м отметились переехавший с Украины школьник Василий Григорьевич Скоторенко, малоизвестные нам Кулаков и Каганович, а также выбывший из чемпионата кмс Стульников.
В 1944 году к привычным участникам добавился Опанасенко, здесь же играли упоминавшиеся ранее Скоторенко и Кулаков.
Наличие украинских и еврейских фамилий позволяет предположить, что все эти люди находились у нас в эвакуации, и их скорое исчезновение лишь подтверждает это, хотя, конечно, возможно всякое. Похожая ситуация наблюдалась и в других городах Сибири, в частности, в Красноярске, где обосновались такие шахматисты, как В.Гергенредер, В.Левенштейн, Р.Левит и другие.
Чемпионат Иркутска 1942 года стал первым чемпионатом, проведенным в военное время. Хотя бы поэтому его можно выделить особо. К тому же по силе он мало чем уступал довоенным соревнованиям. Лидерами в нем являлись многократный чемпион города и области Константин Гайдук и его основной конкурент Евгений Зарецкий, который проходил у нас службу с конца 1930-х годов. Эти два шахматиста по очереди делили чемпионские лавры, практически ни кого не пропуская вперед себя.
Когда в 1943 году Гайдука не стало (он был в 1938 году репрессирован и полтора года провел в заключении, где заработал туберкулез, так что после реабилитации в 1939 году прожил недолго), Зарецкий стал единоличным лидером. Чемпионаты города и области 1945 года, в которых он праздновал убедительные победы, стали для него последними на нашей земле. Видимо, он переехал служить в другое место, и дальнейшая его судьба нам пока неизвестна.
Итак, вот с кем довелось сражаться Котлерману в Иркутске в 1942 году (в соответствии с занятыми местами в турнирной таблице):
1. Евгений Зарецкий — кадровый офицер, ставший за короткое время службы многократным чемпионом Иркутска и Иркутской области.
2. Евгений Павловский — молодой шахматист, для которого второе место в чемпионатах Иркутска стало наивысшим достижением. В послевоенные годы был чемпионом Норильска, где служил заместителем прокурора Норильлага.
3. Всеволод Чайковский — талантливый шахматист, чемпион Иркутска 1940 года, погибший на фронте в 1944 году под городом Ратно (Украина).
4. Константин Гайдук — бессменный лидер и организатор иркутских шахмат, многократный чемпион города, области и Восточно-Сибирского края, победитель Всесоюзного турнира работников издательств (Харьков, 1937 год), в то время уже тяжело больной. Умер через год, успев за пару месяцев до смерти в последний, девятый раз стать чемпионом города.
5. Владимир Двизин — второкатегорник, сенсационно обыгравший почти всех лидеров, включая Котлермана. В послевоенные годы пару раз становился призером городских и областных первенств, хорошо играл в волейбол.
6. Владимир Карпов — руководитель шахматной федерации после смерти Гайдука.
7. Валериан Сачков — энтузиаст и пропагандист шахмат.
8. Николай Китенко — в последствие руководитель шахматной и теннисной федерации города.
9—11. Яхонтов, Бурлов, Савелов — регулярные участники чемпионатов города.
12. Георгий Килессо — в те годы студент, а в последствие — руководитель областной федерации шахмат.
13—14. Верцинский и Столица — приезжие шахматисты, больше нигде не участвовавшие.
Пятнадцатым участником был сам Котлерман.
Как видим, хоть и далека Иркутская область от Украины, а многое нас связывает. И победа Константина Гайдука в Харькове, и гибель его двоюродного брата Всеволода Чайковского под Ратно, и приезд Самуила Котлермана и Василия Скоторенко, а в более поздние годы — одессита Николая Гашибаязова, ставшего последовательно чемпионом Иркутска, Иркутской области и Сибири — все это незримыми нитями соединяет наши регионы. И Одесса занимает в этом ряду свое место. Понятно, что перечисленными людьми этот список не ограничивается, и нам хотелось бы собрать все возможное по этой теме, в чем надеемся на вашу помощь.
Продолжение следует.
Наш адрес: 664007 г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 107а.
Телефон: (3952) 209-604. E-mail: chess_ns@front.ru.
На фото: Участники предвоенного чемпионата Иркутска 1941 года
Валериан Сачков (сидит) и Евгений Павловский сыграли и в первом военном
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.