Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Подрядчик с большой дороги

28 августа, 2018

О сомнительных достижениях фирмы «ЗБСМ МК-162»

Две дороги из числа самых дорогих в новом тысячелетии в Прибайкалье, введенные в эксплуатацию в прошлом году, уже опять приходится ремонтировать. При этом потрачено на эти трассы в общей сложности около 7,3 млрд рублей! Что характерно, на обеих дорогах трудилось зарегистрированное в Дагестане ООО «ЗБСМ МК-162». Сложная аббревиатура, как и само дорожное предприятие, некогда принадлежали тресту «ЗапБАМстроймеханизация», но в первой половине двухтысячных бывшая бамовская мехколонна обрела других хозяев. Начались иные времена…

Кладем на совесть

Так, на неделе тревожные вести пришли из минстроя Иркутской области. Оказывается, введенные после реконструкции и строительства в 2017 году крупные участки автодорог Иркутск – Листвянка и Тайшет – Чуна – Братск уже пошли трещинами, провалами и размывами. Причем подрядчик не успел в определенный ему срок ликвидировать все выявленные первой же весенней проверкой косяки, а очередные откомандированные Дирекцией по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области проверяющие уже удрученно привезли документы на новый фронт работ. Таким образом, все мы являемся свидетелями начала большой эпопеи с латанием и перелатанием! А ведь если только что пошитые штаны ползут по швам и идут прорехами, долго их не проносишь. Региону хотелось бы все же дольше гарантийного срока пользоваться дорогами, на которые потрачены миллиарды. Где деньги будем брать для все новых ремонтов, необходимость в которых с годами только растет? Отщипывать от других проектов?

Ведь регистрируемые тут и там провалы и просадки на вроде бы свеженьких магистралях – это вам не краска на дорожном знаке выгорела. Это значит, что некачественно заложена основа под дорожное полотно, которое трескается, как тонкая глазурь на сминаемом жадными пальцами прянике. Реально ли вообще кардинально решить эту принципиальную проблему локальными мерами – непонятно…

10-1.jpg

«И тут как начало мне везти!»

Чтобы разобраться в хрупкости дорожной основы, надо приглядеться к началу всей истории. Осваивать в Иркутской области уже сильно употребленный к настоящему времени многомиллиардный подрядный «пряник» ЗБСМ МК-162 начало в 2014 году, в пору полномочий бывшего губернатора региона Сергея Ерощенко. Когда этой фирме начали доставаться жирные куски, скандалов было немало. Так, например, в одном из конкурсов на реконструкцию Байкальского тракта, поделенную на этапы, это предприятие оказалось ЕДИНСТВЕННЫМ претендентом на субподряд на старте проекта.

Утвердившись на плацдарме, все то же ЗБСМ МК-162 завладело через несколько месяцев трехмиллиардным подрядом на реконструкцию участка тракта с 12-го по 21-й километр, хотя аукцион за этот лот перед этим выиграло совершенно иное, зарегистрированное в Иркутской области слюдянское предприятие, в итоге отстраненное от процесса…

К слову, старт в конце 2014 года реконструкции Байкальского тракта озаряли не только сполохи в чисто юридическом поле. Гремело и в реальности. Взявшись за субподряд в начале стройки (на участке дороги Иркутск – Листвянка с 8-го по 12-й км), техника доблестного ЗБСМ МК-162 выгребла из поймы реки Ушаковки под Иркутском, этого водоема первой рыбохозяйственной категории, беспрецедентное количество песчано-гравийной смеси. Ну а чего лишний раз тратиться? Где нашли, там и взяли! Не покупать же… Эта когда-то богатая рыбой река мелеет, а каковы будут для нее отсроченные последствия, не хочется даже предполагать… Весной 2015 года общественники выявили, что орудует в пойме целый парк – 5 экскаваторов, 3 бульдозера и 11 грузовиков. Копая где вздумается, они сваливали в пределах водоохранной зоны остатки грунта вперемешку с перемолотым в труху некогда красиво окаймлявшим это место березняком. За время варварской разработки вплотную примыкающее к руслу болотистое поле превратилось в затопленный огромный карьер. Болото раньше питало Ушаковку... По прямой от края карьера до реки не более 50–70 метров, а возле водоемов подобного статуса водоохранная зона составляет 200 метров от уреза воды.

Дорогу строят – лес «летит»…

Правда, правоохранительные органы почему-то в упор не замечали, что сотни грузовиков с гравием каждый день проходят по оживленным Голоустненскому и Байкальскому трактам, а еще часть техники шпарит напрямик, в том числе по пахотным полям. Громкая история, увидевшая свет благодаря набату общественности, закончилась… ничем. ЗБСМ МК-162 всего лишь оштрафовали на смехотворную сумму в 50 тысяч рублей. Некоторые нормы и требования к подобным работам спешно утвердили, как отметили наблюдатели, задним числом. К слову, один из руководителей ЗБСМ МК-162 в одном из интервью раскрепощенно признался, что как-то давал 40-миллионную взятку людям в погонах. Но такая практика работы дорожной фирмы – совсем другая, отдельная история…

…Не успев остыть после скандала с Ушаковкой, общественность забурлила новым скандалом: в конце 2015-го были зафиксированы варварские на вид вырубки леса, попавшего в зону реконструкции автодороги Иркутск – Листвянка во время работ на участке с 12-го по 21-й км. Силами все того же ООО «ЗБСМ МК-162» вековые деревья выкосили на площади в несколько гектаров. Благодаря вмешательству лес решили реализовать для нужд государства, но кто и с какими целями прописал астрономические объемы в проекте реконструкции Байкальского тракта (19 тыс. кубометров древесины)? Не говоря уж о том, что сомнительный план был доблестными дорожниками ощутимо перевыполнен…

10-2.jpg

Земля не держит…

Список диагнозов, выявленных последними проверками на реконструированном Байкальском тракте, сулит большое скандальное будущее эксплуатации данного объекта в ближайшие годы. Извольте: просадки асфальтобетонного покрытия дороги, в том числе на мосту через реку Волчий Ключ, а также покрытия пешеходных тротуаров и переходных плит моста, продольные и поперечные трещины асфальтобетонного покрытия дороги, а также по обочине земляного полотна, дефекты уплотнительного материала шумозащитного экрана, местами нет водосбросов по откосам насыпи, где-то они не соответствуют проекту… Возле Молодежного и Пивоварихи параметры и материалы лестничных сходов не соответствуют проекту. Не говоря уж о том, что уже пришлось местами восстановить барьерное ограждение, а перильное ограждение пешеходных дорожек имеет очаги коррозии. Где-то не закреплены дорожные знаки, некоторые их материалы и параметры не соответствуют проекту. Смещены различные опоры, в том числе резиновые опорные части одного из мостов. Что-то уже устранено, что-то нет, но главное – то ли еще будет! Картина вырисовывается удручающая. Отдельного внимания заслуживают размывы – значит, различные элементы системы уже не могут противостоять агрессивному воздействию воды, что тоже весьма многообещающе «улыбается» в будущем…

И это, на минуточку, факты, выявленные проверяющими на сданном уже в 2017 году участке Байкальского тракта с 12-го по 21-й км ценой без малого 3 млрд рублей! Надо ли говорить, что не менее серьезные звонки гремят – по-другому и не скажешь – со сданного в 2015 году реконструированного силами все того же ЗБСМ МК-162 участка в пределах 8–12-го км дороги ценой в полтора миллиарда, где полотно пролегает по основе с использованием ПГС из многострадальной поймы Ушаковки… И там все те же провалы асфальта и далее по списку! Впереди – реконструкция с 21-го по 29-й км, но их судьба пока не определена.

Еще один тернистый путь

Еще одна область забот предприятия ЗБСМ МК-162 в 2017 году – участок трассы Тайшет – Чуна – Братск со 117-го по 155-й км, в строительстве которого оно принимало участие как субподрядчик. Трасса эта проектировалась во времена БАМа. Долгожданный регионом проект! Участок от Тайшета до Чуны уже существовал еще до 70-х, а вот сообщение между Братском и Тайшетом было возможно только через федеральные трассы – крюк составлял более 500 километров вместо 250–300 километров по прямой. Дорогу из Братска в Чуну в 80-е успели только начать. Возобновилось дело в 2005-м, а построенный в период с 2015 года и введенный в 2017-м участок сократил расстояние на 280 километров.

На этом последнем этапе было потрачено 2,8 млрд рублей, значительная часть которых досталась ЗБСМ МК-162. Читаем печальный список уже выявленных – возникших за время эксплуатации в полгода – проблем на отрезке, который проложен силами этого предприятия. Разрушение асфальтобетонного покрытия на 117-м км, в разных местах просадка земельного полотна и так называемых берм, которые служат для отдаления от тела насыпи потока в водоотводной канаве (это к слову об устойчивости дороги от разрушающего воздействия). Геометрические параметры берм на протяжении нескольких километров не соответствуют проекту. В ряде мест зафиксированы и колейность, размывы обочин, подмывы водоотводных лотков по откосам насыпи, отчего вода стекает прямо с дороги, размыв откосов, просадки грунта у шкафной стенки моста, которая служит в том числе для удержания насыпи от обрушения… Просело земляное полотно в районе устройства трубы двухметрового диаметра, у ее входного оголовка застой воды, под телом насыпи идет дренирование воды, что может быть связано и с ошибкой проектировщиков.

К слову, у нынешних властей региона возникло много вопросов к проектно-сметной документации как по проекту реконструкции Байкальского тракта, так и по строительству трассы Тайшет – Чуна – Братск. Что касается реализации проектов, то борьба, судя по всему, предстоит большая.

– На таких объектах нет крупных и мелких недочетов – выполнено должно быть все, – подчеркнул 23 августа заместитель министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Евгений Липатов. Если претензии к подрядчику так и не будут устранены, делом займется суд.

Анна Рыбакова, специально для «Байкальских вестей».

Фото автора.

На фото: Размыв откоса на трассе Иркутск – Листвянка –
примета работы ООО «ЗБСМ МК-162»;

Такие смещения резиновых опор проверяющие нашли
на мосту через речку Волчий Ключ

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии