Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Омуль под государственным контролем

05 Февраля, 2018

7-1.jpg

Пресс-конференция на тему «Развитие рыборазведения в Приангарье. Перспективы искусственного разведения байкальского омуля. Противодействие браконьерству» была задумана как часть мероприятий, связанных с визитом в Иркутскую область министра природных ресурсов РФ Сергея Донского. 

Уже 1 февраля часть команды министра прибыла в Иркутск и осмотрела несколько объектов, построенных и строящихся в рамках федеральной целевой программы охраны озера Байкал. В том числе завершенную в декабре 2017 года одну из очередей очистных сооружений Иркутска и берегоукрепление Китоя в Ангарске. Утром 2 февраля настала очередь поговорить о рыборазведении, с которым у Иркутской области дела никогда не были очень уж хороши.

В пресс-конференции приняли участие заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов, директор по развитию федерального учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» Николай Трохов, министр сельского хозяйства Иркутской области Илья Сумароков, руководитель Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Виталий Молоков и начальник Байкальского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Леонид Михайлик.

Открывая встречу, Василий Соколов напомнил о введении полного запрета на вылов омуля из-за сокращения поголовья:

— Государство сейчас делает все возможное, чтобы сохранить омуль для будущих поколений и восстановить его поголовья. Такой запрет уже был в прошлом веке, запас тогда восстановился. Программа восстановления была согласована несколькими федеральными министерствами, и в первую очередь речь там идет о научном изучении омуля и его искусственном воспроизводстве. К сожалению, заводы в Бурятии находятся в плачевном состоянии. Они были недавно переданы в Главрыбвод, и сейчас идут мероприятия по их восстановлению. Деньги на это предусмотрены в федеральную программу Байкала, но долгое время лежали без движения из-за отсутствия проектной документации. Мы считаем, что мощности заводов вырастут в три раза, и ставим задачу по проведению оценки эффективности естественного и искусственного воспроизводства. Что касается рыбоохраны, то есть масса сложностей с оснащением инспекторов и их численностью. Мы стараемся эти проблемы решать и настаиваем на возвращении отдельной строки в федеральную программу «Байкал». Будут приобретены не только катера, но и беспилотные аппараты.

По словам Василия Соколова, в Иркутской области в прошлом не было государственных заводов, но сейчас есть несколько частных. Впрочем, насколько известно, частные заводы заняты скорее производством товарной рыбы, а не разведением омуля. 1 февраля московским гостям показали один из таких рыбозаводов, и специалисты пришли к выводу, что использование их мощностей для зарыбления Байкала и Братского водохранилища вполне возможно.  

Будущее, впрочем, мало волновало аудиторию пресс-конференции — больше спрашивали о запрете на вылов омуля и браконьерстве. Василий Соколов напомнил, что к борьбе с незаконным промыслом подключились все правоохранительные органы, включая ФСБ, и совсем недавно была задержана партия весом в 60 тонн. Продать омуль, пойманный как бы для потребления коренных малочисленных народов, невозможно — для любых перевозок нужны ветеринарные документы, а у коренных народов таких справок нет и не  будет, потому что они ловят для собственного потребления.

Баргузинский и Селенгинский заводы в Бурятии получают федеральные средства и готовятся к августу увеличить производство. При этом решено отказаться от выпуска личинки и выпускать только молодь, подрощенную до 1 килограмма. Илья Сумароков пояснил, что в Иркутской области распределено на аукционах 19 из 34 специализированных рыбоводных участков.

— Надеемся, что при государственной поддержке с федерального и областного уровня количество хозяйств такого типа увеличится, а их производительность будет расти. Мы готовы гасить до 70 процентов кредитов, взятых на покупку мальков и корма для них. Обсуждаем в правительстве и другие меры поддержки. Возможно, будем компенсировать кредиты на покупку оборудования. В прошлом году мы выпустили в Братское водохранилище 150 тыс. голов молоди, будем продолжать в этом году. Губернатор Сергей Левченко выступил с инициативой восстановить завод в устье реки Сармы: он работал в 1960-е годы, потом в 2014 году была проведена экспертиза, и ученые пришли к выводу, что восстановление завода будет полезно. Губернатор встречался с главой Росрыболовства Юрием Шестаковым, и они пришли к единому мнению. Как только наука точно скажет, что именно строить на Сарме, при положительном заключении экспертов мы разработаем проектно-сметную документацию, — сообщил Илья Сумароков.

Правда, до строительства завода в районе Сармы предстоит решить не только финансовые, но и юридические вопросы. В первую очередь — изъять или выкупить землю в устье у нынешнего собственника. Не менее сложной представляется задача по проведению экологической экспертизы: все-таки завод будет построен в Центральной экологической зоне. Кстати, выяснилось, что сарминский завод во времена СССР считался неэффективным: рыба в нем погибала, были проблемы с выпуском, а выпущенные личинки быстро уничтожались конкурирующими видами. Задача науки сейчас — просчитать и подтвердить (или опровергнуть) эффективность проекта, который может быть реализован на новом техническом и научном уровне.

Виталий Молоков заверил участников пресс-конференции в том, что с новым государственным подходом инспекторы рыбнадзора по своему оснащению «теперь не уступают организованным преступным группам» — появились и техника, и горючее, и средства связи. Многим инспекторам впервые сшили форму.

— Ключевая задача — изъятие техники у браконьеров. Раньше изымали формально и оставляли  на ответственное хранение самому браконьеру. Сейчас все отправляем на штрафстоянку. Что касается сотрудничества с другими службами, то мы действительно проводим рейды с ФСБ, изымаем рефрижераторы, люди начали бояться заниматься скупкой. Нет скупки — нет рынка, сокращается и браконьерство, — сказал Виталий Молоков.

Что касается научного сопровождения проблемы, то сейчас создается координационная группа, которая сможет объединить усилия разных НИИ и свести разрозненные усилия в единый комплекс информации. Правительство планирует выделить средства на исследование численности омуля без конкурсных процедур: средства будут выделены в рамках государственной программы, конкретному исполнителю, и он проведет исследования с использованием тралов и сканеров.

Главный вопрос, который волнует многих: реально ли восстановить численность омуля до таких масштабов, чтобы можно было вновь разрешить промышленный лов? Уверенности у участников пресс-конференции нет, но они допускают, что через год-другой можно будет увеличить, например, квоту для рыбаков-любителей с пяти до шести килограммов.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

Фото irkipedia.ru

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии