Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Что растет от НСОТ?

10 октября, 2011

 

 

 

Как выяснилось, не только зарплата,
но и социальная напряженность...

 

6 октября в Иркутске одновременно состоялись две пресс-конференции, посвященные одной и той же теме: введению на территории Иркутской области новой системы оплаты труда (НСОТ) работников образования.

 

Первую пресс-конференцию провел министр образования регионального правительства Виктор Басюк, вторую —руководство регионального отделения профессионального союза работников образования, пригласившее на мероприятие руководителей местных, городских и районных, профсоюзных организаций.

Как ни странно, во многом оценки министра и профсоюзных лидеров оказались созвучны.

 Несмотря на все добрые слова, сказанные в их адрес министром образования,
профсоюзы решили 7 октября выйти к зданию областного правительства
и через пикет донести до чиновников и депутатов свою точку зрения
на введение НСОТ и на его последствия...


Средней школе — среднюю зарплату

Министр Виктор Басюк напомнил, что, как пилотный проект, НСОТ была введена на территории Иркутской области осенью 2010 года, а с 1 сентября 2011-го в системе присоединились оставшиеся 770 образовательных учреждений.

Министр часто сбивался и говорил о новой системе только как о повышении заработной платы, тем более что губернатор области Дмитрий Мезенцев поддержал инициативу председателя правительства Российской Федерации Владимира Путина о повышении заработной платы работникам образования и доведении ее до уровня средней по стране. Повышение будет поэтапным: с 1 сентября 2011 года — на 30 процентов (только ставка), с 1 сентября 2012 года — до средней по экономике региона.

— Коллеги часто путают, — сказал министр, — и думают, что каждый должен получать зарплату на уровне средней по экономике, но на самом деле многое зависит от фонда оплаты труда. Есть педагоги, у которых большая нагрузка, есть такие, у кого она минимальная. Если вернуться к цифрам, то средняя заработная плата учителей в 2010 году составляла 13 тысяч, с 1 сентября 2011 года она составляет 17 480 рублей, а средняя заработная плата по региону — около 21 тысячи. Я уверен, что с 1 сентября 2012 года мы еще раз повысим зарплату и она дойдет до 21 тысячи.

Даже если не принимать во внимание тот факт, что в документах правительства области и Законодательного собрания встречаются данные о средней заработной плате в регионе на уровне 23 тысяч (что, кстати, меньше, чем в соседних регионах), нельзя не учитывать фактор ее неуклонного повышения. Нет никаких сомнений, что к 1 сентября 2012 года средняя зарплата в экономике повысится, и учителя снова будут в роли догоняющих.

 

Директор имярек

Ни в коем случае нельзя упускать из внимания и то место в выступлении министра, когда он объясняет: введение НСОТ вовсе не означает прямого и ничем не обоснованного повышения зарплаты. Новая система предусматривает раздельное повышение базового оклада и увеличение надтарифного фонда, который якобы должен поощрять учителей за наиболее эффективную работу.

При этом со слов министра можно было понять, что учреждения самостоятельно определяют соотношение базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда — где-то 75 на 25, где-то 80 на 20... В конце концов в школах могут прийти к выводу, что самым правильным является соотношение 100 к 0, в результате чего все будут получать одинаковую усредненную (но гарантированную!) зарплату и воспитывать победителей олимпиад не будет никакого смысла.

Проведенный министерством образования мониторинг сразу дал понять, что реальность не соответствует надеждам: увеличились зарплаты директоров школ и незначительной части учителей (зафиксированы случаи роста в несколько раз), в то время как большинство никаких прибавок не заметило.  Теоретически НСОТ предполагала, что зарплата директора будет прямо зависеть от зарплаты учителей, и явное несоответствие стало поводом для министерства лишний раз проверить и школу, и положение дел в муниципальном образовании. Следует напомнить, что год назад, когда НСОТ была еще на стадии обсуждения, именно это развитие событий предсказывали учителя и журналисты.

— Если у учителя зарплата 10 тысяч, а у директора — 50, то они друг друга не поймут, — согласился министр, — но давайте пока не будем называть фамилии этих директоров, дадим им возможность исправиться.

Вере министра в идеалы добра и справедливости остается только завидовать: алчность сопровождает человека на протяжении всей истории, и ее не смогли одолеть ни государственные системы, ни величайшие религии. Не смогло и законодательство Российской Федерации: заработная плата руководителя должна регулироваться положением о ней, разработанным для каждого образовательного учреждения и согласованным с профсоюзными организациями. На деле же при проверках выясняется, что такие положения есть далеко не везде, и министерство обратилось к профсоюзам с просьбой провести собственный мониторинг.

Министр отметил, что многие территории не выполняют трехстороннее соглашение, заключенное правительством области, профсоюзами и муниципальным руководством, и не повышают минимальную заработную плату.

НСОТ, в отличие от применявшихся до сих пор систем, позволяет распространить стимулирующие выплаты на все категории педагогических работников, включая воспитателей и технический персонал в детских дошкольных учреждениях.  Правительство области пошло на увеличение фонда стимулирующих выплат на 20 процентов в учреждениях областного подчинения и ведет работу с муниципальными образованиями, подталкивая их к такому же шагу в отношении дошкольных учреждений. Правительство, заявил министр, готово работать в «ручном режиме» и по заявлению работника будет собирать информацию об изменениях его заработной платы.

 

Школа ягодка опять...

Из ответов на вопросы можно было понять, что главную ставку правительство и авторы идеи НСОТ делают на стимулирующие выплаты. В Братске, где министр проверял ход процедуры перехода к новой системе, один учитель получил надбавку 300 рублей, другой — 10 тысяч. Это, заявил Виктор Басюк, сделало работу учителя привлекательной, и в 2011 году в сельские школы пришло 50 молодых специалистов.

— Изменились условия, — пояснил министр, — и школы на селе стали привлекательней.

Министр через СМИ обратился ко всем учителям с предложением обращаться на горячую линию министерства образования и получать там комментарии по всем вопросам и проблемам.

 

Обещанного три года ждут

Несмотря на все добрые слова, сказанные в их адрес министром образования, профсоюзы решили 7 октября выйти к зданию областного правительства и через пикет донести до чиновников и депутатов свою точку зрения на введение НСОТ и на его последствия. Акция прошла в рамках Всемирного дня действий профсоюзов за достойные условия труда, главным требованием участников стала индексация заработной платы.

Дело в том, что планы правительства области по доведению заработной платы до средней по экономике вступают в явное противоречие с тем фактом, что с 2008 года учителям и другим работникам образовательной сферы попросту не индексировали заработную плату. Причем, по данным центрального совета Федерации независимых профсоюзов, в стране всего четыре субъекта, которые своевременно не индексировали заработную плату учителей, — в том числе и наша область.

Цены за это время выросли (по данным профсоюзов) на 40,4 процента. Отсутствие индексации зарплат в условиях роста цен противоречит статье 134 Трудового кодекса РФ, так что с юридической точки зрения позиция профсоюзов выглядит вполне весомо, а претензии высказаны своевременно — вскоре должна начаться работа по формированию бюджета на 2012 год, да и политические партии перед выборами в Государственную думу становятся внимательнее, чем обычно.

 

Педагогическая проза

Попытки правительства увязать повышение заработной платы с введением НСОТ вызывают у профсоюзов недоумение. Да, увеличится базовая ставка — с 3700 до 4500 рублей (что сравнительно немного), да, правительство области предпринимает усилия для увеличения фонда заработной платы.  Но чиновники и профсоюзы совершенно по-разному трактуют само определение «педагогическая работа»: чиновники относят к педагогам только учителей, а профсоюзы вслед за Всемирной организацией труда — всех работников, занятых в образовательном и воспитательном процессе, то есть и руководителей групп продленного дня, и мастеров производственного обучения, и педагогов дополнительного образования.

Коллективы школ и других учебных заведений оказались разделены на два неравных слоя, что порождает (и эти слова прозвучали несколько раз) социальную напряженность. Более того, по заверениям профсоюзных активистов у учителей, имеющих квалификационные категории и высокие разряды, оклад не увеличился, а сократился. Парадокс ситуации в том, что именно такие работники, с большим стажем и высокими разрядами, составляют большинство в образовательных учреждениях области — молодежь в действительности не идет в школы, а если приходит, то только на пару месяцев —осмотреться и поискать другую работу.

Вот и получается, считают профсоюзы, что большинство работников системы образования от НСОТ только проигрывают.

Представитель Братского профсоюзного объединения заявил, что в его городе (прославившемся в прошлом году массовыми акциями протеста именно учителей) средняя заработная плата учителей после всех повышений составит 17 тысяч рублей, средняя зарплата педагогов дополнительного образования и других работников школ — 13 тысяч. В школах растет недовольство, констатировал братский профсоюзный лидер.

В дошкольных учреждениях дела обстоят еще хуже. Родители требуют мест в детских садах, администрация города решила увеличить наполняемость групп. Это сразу снижает качество воспитательного процесса, потому что при численности групп более 25 детей их можно только кормить и укладывать в сончас, прогулка становится проблемой, а занятия —нерешаемой проблемой.

Сочетание низкой зарплаты, отсутствия перспектив и повышения нагрузки привело к тому, что в детских садах Братска уже свободно 240 вакансий, и привлечь новых работников (а их нужно не менее 120) явно не удастся. И это неудивительно.  Средняя зарплата работников дошкольных учреждений — 8—9 тысяч (что мало даже в сравнении с зарплатами в школах), перспектив роста — никаких.

 

Лучше хуже да больше

В Ангарске ожидания, связанные с введением НСОТ, тоже не оправдались. Профсоюзные организации требовали, чтобы при переходе на новую систему были увеличены фонды оплаты труды, и в первое время казалось, что нововведения дают положительный эффект: в школах увеличение фонда составило 20 процентов, в дошкольных учреждениях — 25,6 процента. Через некоторое время профсоюзы проверили зарплатные квитанции воспитателей и обнаружили, что зарплаты увеличились на суммы... от 9 до 30 рублей.

— Ни один из работников дошкольных учреждений не ощущает, что средняя заработная плата по детским садам составляет 10 тысяч рублей, — заявила представительница Ангарска. — Базовая часть не увеличилась, стимулирующая — может быть, может не быть, зарплата скачет. Чем лучше работает школа, тем меньше получают передовые учителя, потому что фонда стимулирования не хватает, и многие директора переживают, что от них скоро уйдут лучшие работники.

У нас состоялось заседание трехсторонней комиссии, принято решение о полном переходе на НСОТ. Посчитали зарплаты на сентябрь — да, в среднем они выросли на 30 процентов. У кого-то — на 40 и даже больше, у кого-то, как, например, у педагогов-психологов и воспитателей интернатов, — не выросли совсем. Зато растет социальная напряженность.

Представительница профсоюзной организации Иркутского района развернула перед слушателями еще более горькую картину. Пока кто-то рассуждает, что 17 тысяч — это мало, а кто-то получает 50 тысяч, «своеобразно» разделив фонд стимулирования, сельские учителя и воспитатели не получили зарплату за сентябрь, не знают, какой она будет, и принимают разные почетные звания «с болью в сердце».

Средняя заработная плата воспитателя в детском саду в районе составляет 6,6 тысячи рублей, а пенсия — немногим более 5 тысяч — как тут сердцу не болеть? Мастера производственного обучения чьим-то чиновничьим решением исключены из списка педагогических работников и на повышение ставок рассчитывать не могут — стоит ли потом удивляться, что начальное профессиональное образование дышит на ладан и жить ему осталось явно недолго? Учителям физкультуры заработную плату по новой системе повысили — теперь они в час зарабатывают около 48 рублей вместо 45, как было раньше.

Список жалоб можно было бы продолжать, но суть ясна и так: вместо того, чтобы стать панацеей от бед образовательной системы и улучшить положение учителей, НСОТ разделила их по имущественному признаку и дала молодым выпускникам педагогических вузов (и без того явно сомневающимся в правильности жизненного выбора) понять, что в школе их ничего хорошего не ждет.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Александра Еловского, «Байкальские вести»


 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Гость 16 октября 2011, 01:09
Лучше бы вообще посмотрели бы какая зарплата низкая в городе не только у учителей. Я вот работаю в одной ведомственной охране, не буду называть какая именно, платят всего 6500р. в месяц за семь-восемь смен, а я еще езжу например из г. Черемхово, потому что сплошная безработица. Как жить на такую зарплату, еще за квартиру платить ежемесячно.
Елена 16 декабря 2011, 06:46
Такое впечатление что у нас проблем больше нет? Жить должны только учителя. А как они сей час детей учат? Лишний час с ними не проседят. А если ребенок не понимает, то они этого не видят. Образование теперь очень дорогое. За каждый шаг платить надо. Учителям, которых хочется пожелать достойной зп осталось мало. На ставку (при высем обр.и 1 кат без стим, без кл.рук.,без проверки за тетради и т.д.) зп 10800 рублей и это за 3 часа в день!!! И это мало???? Вас дорогие учителя не прокормишь. И Вы еще митингуете. Совести нет.
Наталья 08 марта 2012, 11:12
Я работаю преподавателем в НПО 8 лет, при годовой ставке в 980 часов я зарабатываю 13000, обещанные стимулирующие нам не платят, сидим на голом тарифе. При всем этом полностью обеспечиваем себя всеми принадлежностями: книгами, канцелярскими пр. и т.д. Руководство и учащиеся ни во что нас не ставят, ученик может послать по "батюшке", а защиты никакой, ученики не учатся, приходится им "разжевывать", мне "Войну и мир" приходится рассказывать самой, на занятия приходят без ручек, тетрадей. Так почему я за такую зарплату и такое отношение должна сидеть с ними дополнительно заниматься бесплатно??? Вы не учитываете также того, что учитель помимо уроков должен заниматься методической работой, писать те же самые планы уроков- это все после занятий. Забыла указать, я -победитель областного конкурса "Учитель года". Так неужели у меня нет причин митинговать???